Занимательная математика
презентация к уроку по математике (подготовительная группа) на тему

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике

Слайд 2

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструк-тивные умения.

Слайд 3

Многообразие заниматель-ного материала - игр, задач, головоломок- дает основание для их классификации. Разнообразный элементар-ный занимательный мате-риал можно классифициро-вать, выделив в нем три основные группы.

Слайд 4

Занимательный математический материал Развлечения Математические ( логические) и гры, задачи, упражнения Дидактические и гры и упражнения Загадки, задачи- шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы С блоками, кубиками на включение, нахождение Шашки, шахматы Словесные С наглядным материалом Словесные

Слайд 5

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте ( 5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобра-зование одних фигур в другие. Задачи на смекалку

Слайд 6

В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек , чтобы составить из них наглядные задачи-головоломки

Слайд 7

Составление треугольников и квадратов Отсчитать 5 палочек и подумать, как можно из них составить 2 равных треугольника

Слайд 8

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Слайд 9

Составить из 7 палочек 3 треугольника так, чтобы получилась новая фигура- четырехугольник

Слайд 10

Составить два равных квадрата из 7 палочек

Слайд 11

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Слайд 12

Это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество. Более сложные задания на перестроение фигур

Слайд 13

В процессе решения таких задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различ-ные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.

Слайд 14

В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник

Слайд 15

В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата

Слайд 16

В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника

Слайд 17

Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону

Слайд 18

Переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, « смотрела» в другую сторону

Слайд 19

Логические упражнения и задачи- это задачи, на нахождение пропущен- ной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры ( нахождение закономер-ностей, лежащих в основе выбора этой фигуры)

Слайд 20

В работе с детьми 5-7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами.

Слайд 21

Какая фигура здесь лишняя и почему? Р

Слайд 22

4 2 1 3 А

Слайд 23

Развитию логического мышления, смекалки и сооб- разительности способству-ет обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур

Слайд 24

? Из нижнего ряда выбери недостающую фигуру

Слайд 25

? Из нижнего ряда выбери недостающую фигуру

Слайд 26

? Вставь недостающую фигуру

Слайд 27

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры:

Слайд 28

Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта

Слайд 29

Игра « Танграм » « Танграм»- одна из несложных игр. Её называют головоломкой из картона. Игра проста в изготовлении. Квадрат, размером 8Х8 см из картона ( пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезать на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить много изображений.

Слайд 31

Фигура-силуэт зайца

Слайд 32

Фигура- силуэт лисы

Слайд 33

Фигура- силуэт кенгуру

Слайд 34

Фигура-силуэт цапли

Слайд 35

Более сложной и интересной для ребят деятельностью является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена.

Слайд 36

Фигура- силуэт домика

Слайд 37

Фигура - силуэт бегущего гуся

Слайд 38

Игра- головоломка « Пифагор» Квадрат, размером, 7х7 см раз-резан так, что получается 7 геометрических фигур: 2 разных по размеру квадрата,2 маленьких треугольника, 2 больших ( в сравнении с малень-кими) и 1 четырехугольник ( параллелограмм).

Слайд 40

Фигура-силуэт ракеты

Слайд 41

Фигура- силуэт домика

Слайд 42

«Монгольская игра » Квадрат, размером 10х10 см разрезается на 11 частей. В результате получается: 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников ( 4 маленьких и 1 большой). При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.

Слайд 46

« Колумбово яйцо» Овал, размером 15х20 разрезают на 10 частей, в результате чего получается: 4 треугольника ( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры ( большие и маленькие) , имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Слайд 50

« Вьетнамская игра» Круг разрезается на части, ориен- тиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей, из которых равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по форме и размеру.

Слайд 54

« Волшебный круг» Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 равных треугольника, остальные части, попарно равные между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Слайд 58

« Пентамино » Это такие фигуры, которыми на шахматной доске можно зак- рыть 5 соседних клеток. Всего 12 фигур. Каждая из них состоит из 5 примыкающих друг к другу равных квадратов.

Слайд 63

Плоскостной вариант игры Никитина « Сложи узор»

Слайд 64

Загадки, задачи-шутки занимательные вопросы Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи-шутки. В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простые математические отношения:

Слайд 65

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. Четыре братца под одной крышей живут. Пять братцев в одном домике живут. В году у дедушки 4 имени. Кто они?

Слайд 66

Задачи – шутки Это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для их решения надо в большей мере проявить находчи-вость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.

Слайд 67

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? ( двое) У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? ( четверо) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ( одна внучка Маша)

Слайд 68

Занимательные вопросы Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные синицы. Сколько синиц? На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! Горело 7 свечей. 2 свечи погасли Сколько свечей осталось?

Слайд 69

Логические концовки Если стол выше стула, то стул……. ( ниже стола) Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа……… ( вышел позже Саши) Если правая рука справа, то левая…… ( слева) Если река глубже ручейка, то ручеек…… ( мельче реки)

Слайд 70

Задачи в стихотворной форме Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: Два - под березой, один – у осины. Сколько их будет в плетеной корзине? Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын, отец и мать Кто их может сосчитать? Ну-ка, сколько всех ребят на горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается.

Слайд 71

Стихи - шутки Плачет Ира, не унять, очень грустно Ире. Стульев было ровно пять, а теперь четыре. Начал младший брат считать. Раз, два, три, четыре, пять. Не реви! – Сказал малыш.- Ведь на пятом ты сидишь.

Слайд 72

Таким образом, освоение занимательного математического материала формирует мыслительную деятельность детей, развивает у них математическое мышление. В формировании математических представлений дошкольников занимательный математический материал выступает в роли одного из дидактических средств. Он активизирует познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствует развитию заинтересованности математикой.

Слайд 73

Спасибо за внимание !

Слайд 74

Используемая литература: З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Кн. Для воспитателя дет.сада.- 2-е изд., дораб .- М.: Просвещение, 1990 2. В.П. Новикова « Математика в детском саду» М.: Мозаика- Синтез, 2007, издание 2-е, исправленное и дополненное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...