«Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет посредством развивающих игр»
материал по математике (средняя группа) на тему

Гулина Людмила Михайловна

Обучение дошкольников математике немыслимо без использования разнообразных методов обучения, в том числе и игровых:использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_20.11.2018.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка

«Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет посредством развивающих игр»

Гулина Л.М., воспитатель

Моршанск 2018 г.

Трудно переоценить значение математического развития для детей дошкольного возраста, учитывая то, чтоматематика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей.Общеизвестно, что ребёнок с развитым интеллектом и логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, чем те дети, которые просто умеют считать или производить простейшие математические действия (сложение, вычитание). От эффективности математического развития зависит успешность обучения детей математике в начальной школе.

        Поэтому обучение дошкольников математике немыслимо без использования разнообразных методов обучения, в том числе и игровых:использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр, которые создают оптимальные условия для формирования элементарных математических представлений детей 4-5 лет.

        В процессе игровых действий в развивающих играх дети учатся анализу, сопоставлению. Сравнению связанных между собой понятий и действий. Выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. Т.е. происходит развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания, воображения.

        У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность,  взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. При  этом использование развивающих игр позволяет детям легко и быстро овладевать знаниями, а мне, как педагогу эффективно решать задачи по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет.

Так, например,с помощью логических блоковДьенешаможно решить следующиезадачи: упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг,квадрат,треугольник,прямоугольник; развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению; сравнение двух групп предметов(на основе сопоставления пар) и др.,.

В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т.д., заселим домики жильцами – блоками: только квадратными, только толстыми и т.д.)

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, переводят в слова то, что обозначает карточка, учат  Незнайку или какого-то другого героя по-разному рассказывать про цвет, величину и т.д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

В игре «Ступени успеха»решая задачу - закрепление знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) можно использовать небольшой сюжет с участием героя сказки или мультфильма.

Например

- Ребята, Крошка Енот сегодня займется строительством собственного дома. Для этого он приготовил строительный материал. (Показать коробку с блоками Дьенеша) Может мы сможем ему помочь?

(Работа с БД: собрать детей вокруг стола с набором блоков)

- Посмотрите, сколько здесь всего. Чем отличаются друг от друга предметы в коробке?

(Для зрительного сравнения можно показывать детям по две фигуры, отличающихся цветом, величиной, формой, толщиной)

Выполнение тренировочных заданий:

- Возьмите каждый по одной красной фигуре (желтой, синей).

- Достаньте из коробки только тонкие (толстые) фигуры.

- Возьмите по одной маленькой фигуре.

- Ребята, Крошка Енот хочет построить дом, используя только квадраты и круги. Возьмите по одной такой фигуре.

(Затем дети под руководством педагога конструируют из множества кругов и квадратов необычный дом для Енота)

- Вот мы и сконструировали домик Крошки Енота. Как же он рад, даже прыгает без остановки.

Следующая игра, которую можно использовать  «Угощение для медвежат». Цель:Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умения сравнивать предметы по одному или нескольким свойствам.

 Маленькие медвежата – сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.  Давайте угостим их. 

Угощают девочки: печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой.Если в левой лапе у медвежонка круглое печенье, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики: печенье в лапах медвежат отличается только цветом.

(Для более подготовленной группы детей в дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам – цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.

Игра «Заполни домики»

1ряд-блоки одного цвета

2ряд-блоки одной формы

3ряд-блоки одного размера

На своих занятиях по формированию элементарных математических представлений с цельюпознакомить детей с понятием числа в процессе счета и измеренияя часто использую счётные палочки Кюизенера

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше…) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.Например, в игре «Построй лесенку» у детей совершенствуются умения сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результат словами: длинный, короткий, длиннее- короче; широкий- узкий, шире- уже.

На следующем слайде вы видите, как мы с детьмис помощью палочек Кюизенера  учимся считать в пределах 4, соотнося число с элементом множества, знакомимся с порядковым значением числа 4, учимся отвечать на вопросы «Сколько», «Который по счёту», «На котором месте».

В ООД и в свободной деятельности с детьми среднего возраста я использую игру «Танграм», с целью упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.

 Для того, чтобы детям было понятно, как складывать ту или иную фигуру, я сделала цветные образцы этих фигур. Каждая фигура состоит из 7 плоскостных геометрических фигур: из 5 треугольников, 1 параллелограмма, 1 квадрата. Затем даю детям задание: «Составьте по образцу фигуру – картинку, подобрав нужные детали. Назовите получившуюся картину».

Детям очень нравятся игры на трансфигурацию. С помощью «Квадрата Воскобовича» можно складывать различные фигуры.Такие игры так же способствуют развитию глазомера, мелкой моторики, речи, внимания, памяти, воображения, творческого мышления, умения планировать свою деятельность.

Для развития умения составлять целостное изображение предметов из частей на занятиях по ФЭМП нам поможет игра «Составь узор».

Используя различные развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети,  лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Все развивающие игрыне только способствует интеллектуально-творческому развитию детей, но и  воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на самовыражениеребенка, его самостоятельность, самоорганизацию. Применение развивающих игр повышает эффективность математического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»

Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...

Обобщение опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их к счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десято...

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр В. В. Воскобовича

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.Для решения воспитательных и образовательных задач  используется технология В. В. Воско...

Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»

АктуальностьЧто такое «методика В.Воскобовича»?Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.Следует отметить, что основу развивающих игр В...

Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»

Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с использованием развивающих игр Воскобовича «Математическое путешествие в страну Знаний»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группыс использованием развивающих игр Воскобовича«Математ...