НОД по формированию элементарных математических представлений на тему " Образование числа 10"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Развивать у детей умение выполнять элементарные математические действия по образованию числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_femp_v_star._gr.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 90 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект

организованной образовательной деятельности

по ФЭМП с детьми старшей группы

по теме «Образование числа 10».

Воспитатель

Кисткина Римма Александровна

Санкт-Петербург

2018 г


 «Образование числа 10. Счёт до 10. Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве».

Тема«Путешествие со Старичком-Лесовичком»

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение  считать в пределах 10; показать образование числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10.
  2. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по длине и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче…самый короткий (и наоборот)
  3. Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющую форму геометрических фигур.
  4. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, вправо, влево.

Воспитательные:  

1.    Развивать познавательный интерес;

2.    Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать полными предложениями на вопросы.

Развивающие:

  1. Развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
  2. Развивать память и внимание;

3.     Развивать мелкую моторику, сенсомоторику;

4.     Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление. 

        

Реализуемые образовательные области:

- Социально - коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно - эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Картинка «Старичка-Лесовичка», письмо с конвертами-заданиями, карточки с цифрами от 1 до 10, наборное полотно, плоскостные изображения кленовых и липовых листьев (по 10 штук), схемы изображений для выкладывания из счетных палочек, объемные геометрические фигуры, аудиозапись музыки.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, карточки с изображениями грибочков и белочек (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с изображениями предметов, имеющих форму геометрических фигур (на каждого ребенка), полоски разной длины и цветов (по 8 штук на каждого ребенка), набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, счетные палочки (по 10 штук на каждого ребенка).

Ход занятия.

1 часть. Мотивация: Ребята, к нам в гости сегодня пришел «Старичок-лесовичок». Он является хозяином смешанного леса, и пришел к вам с просьбой помочь ему. В лесу случилась беда: ворвался сильный ветер, посрывал с деревьев все листочки, распугал всех зверей, и теперь в лесу полный беспорядок. Невозможно разобрать какой это лес и кто в нем живет. Чтобы устранить беспорядок в лесу, Старичок-Лесовичок должен выполнить задания, которые ветер прислал ему в конверте. Но один он не справится. Ребята, вы ему сможете помочь?

Воспитатель берет со стола конверт, открывает его. Достает карточку с цифрой 1.

Воспитатель. Ребята, какая это цифра?

Дети. Цифра 1.

Воспитатель. Правильно, слушайте первое задание:

На верхней полоске наборного полотна надо отсчитать 9 кленовых листьев, а на нижней полоске - 9 липовых листьев.

 Дети выполняют  задание у полотна.

Воспитатель. Каким числом можно обозначить количество кленовых листьев?

Дети. Числом девять.

Воспитатель. Покажите цифру «9».

Ребенок выходит к полотну и показывает цифру «9».

Воспитатель. Что можно сказать о количестве кленовых и липовых листьев?

Дети. Кленовых и липовых листьев поровну, по восемь, одинаковое количество,  кленовых листьев столько же сколько и липовых.

Воспитатель. В задании говорится, что надо добавить к девяти кленовым листьям еще один.

Ребенок у полотна добавляет еще один кленовый листок.

Воспитатель. Сколько у нас стало кленовых листьев ?

Дети. Десять.

Воспитатель показывает цифру «10» на доске. Число десять обозначают цифрой «10»

Давайте мы пальчиком в воздухе напишем цифру «10».

Воспитатель. Правильно, девять. Как мы получили число «10»?

Дети. К девяти прибавили один.

Воспитатель. Какое число больше :  «10» или «9»?

Дети. Десять.

Воспитатель. Какое число меньше: «9» или «10»?

Дети. Девять.

Воспитатель. Как сделать так, чтобы кленовых и липовых листьев стало поровну?

Дети. Добавить один липовый листок.

Воспитатель. Правильно. Сколько стало липовых листьев?

Дети. Десять.

Воспитатель. По сколько кленовых и липовых листьев стало?

 Дети. По десять. Поровну. Одинаковое количество. Кленовых листьев столько же, сколько и липовых.

Воспитатель. Молодцы. Правильно, а как по-другому можно сделать так, чтобы листьев стало поровну?

Дети. Убрать один кленовый листок.

Воспитатель. Правильно. По сколько теперь стало кленовых и липовых листьев?

Дети. По девять. Поровну. Одинаковое количество. Кленовых листьев столько же, сколько и липовых.

 Воспитатель. Молодцы, с первым заданием вы справились. Теперь мы узнаем, какое следующее задание. Какая цифра на конверте?

Дети. Цифра 2.

Воспитатель. Правильно, слушайте внимательно второе задание.

 У вас на столах лежат карточки с двумя полосками. Отсчитайте девять грибов и расположите их на верхней полоске.

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильно ли выполняется задание.

Воспитатель. На нижней полоске надо выложить на одну белочку больше, чем грибов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Сколько у вас грибов? (9) Сколько белочек? (10)

Всем ли белочкам хватило грибочков?

Дети. Одной белочке не хватило грибочка.

 Воспитатель.Сделайте так, чтобы грибов и белочек стало поровну любым способом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Как вы сделали так, чтобы грибов и белочек стало поровну?

Дети. Добавили один грибок.

Убрали одну белочку.

Воспитатель. Дети, справились мы со вторым заданием? Молодцы, прежде чем мы узнаем следующее задание давайте с вами поиграем.

Физкультминутка «Девять зайцев».

Дети выполняют движения согласно текста.

Девять зайцев шли по лесу

И считали с интересом

Белка скачет,

Волк бежит,

Мышь от страха вся дрожит.

Два медведя у берлоги

Поднимали свои ноги

А лисичка приседала,

Тоже лапы поднимала.

Воспитатель. А теперь мы посмотрим, следующее задание. Какая цифра на конверте?

Дети. Цифра 3.

Воспитатель. В задании с цифрой 3 - игра «Покажи правильно»

Надо выложить в ряд по порядку цифры от 1 до 10. 

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильно ли выполняется задание.

Надо показать цифрой:

- сколько раз я хлопну в ладоши;

- сколько раз я топну (с закрытыми глазами);

- сколько раз ударил молоточек;

- показать число, которое больше 9 на 1;

- показать число, которое меньше 8 на 1;

- показать соседей числа 7;

- показать число, которое стоит между числами 4 и 6.

Воспитатель. Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

 А теперь мы посмотрим, следующее задание. Какая цифра на конверте?

Дети. Цифра 4.

Воспитатель. У вас на столах есть счетные палочки.

- Надо отсчитать 8 палочек и выложить грибочек.(по схеме)

- Надо отсчитать 9 палочек и выложить кораблик.

- Надо отсчитать 10 палочек и выложить морковку.

Воспитатель. Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.

 А теперь мы посмотрим, следующее задание. Какая цифра на конверте?

Дети. Цифра «5».

Воспитатель. Надо проложить дорожки к домикам животных от самой короткой до самой длинной. ( 8 полосок разных цветов и длины). 

Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильно ли выполняется задание.

Воспитатель. Какая дорожка самая короткая?

Какая дорожка самая длинная?

На каком по порядку месте стоит белая дорожка?

На каком по порядку месте стоит красная дорожка?

На каком по порядку месте стоит синяя полоска?

 Молодцы, ребята, справились и с этим заданием.

 Посмотрим, что еще в конверте.

Воспитатель достает карточку с цифрой «6».

Дидактическая игра « Найди фигуру такой же формы»

Ребята, я вам раздаю карточки с изображением предметов, вы должны определить на какую геометрическую фигуру похож предмет. Пока звучит музыка, вы находите эту  геометрическую фигуру в обруче на ковре, и становитесь ногами в обруч.

Воспитатель следит за правильностью выполнения задания и предлагает детям объяснить свой выбор.

Воспитатель. Почему ты выбрал квадрат?

Ребенок. Я выбрал квадрат, потому что подушка имеет такую же форму, четыре угла и четыре равные стороны.

Игра проводится два раза.

Воспитатель. Ребята вы справились и с третьим заданием. Но в конверте осталась еще одна карточка.

Воспитатель достает карточку с цифрой «7».

Воспитатель. Какая это цифра?

Дети. Семь.

Воспитатель. Правильно, итак седьмое задание.

«Правильно пойдешь - клад найдешь».

Все дети встают в полукруг. Один ребенок (по заданию воспитателя) делает три шага вперед, два шага влево, четыре шага вперед, пять шагов вправо.

Ребенок находит настольно-дидактическую игру «Поле чудес».

  Воспитатель. Ребята, молодцы, вы нашли клад.  Старичок-Лесовичок  рассказал, что в лесу благодаря вам снова все в порядке. И поэтому Старичок-Лесовичок хочет поблагодарить вас за помощь и подарить вам этот клад. Эту интересную игру, в которую вы можете все вместе играть.

 Давайте мы поблагодарим Старичка –Лесовичка за подарок.

 Итог:

Ребята, а какое задание вам показалось самым трудным?

А какое самым интересным?

Теперь Старичок-Лесовичок знает к кому он всегда может обратиться за помощью.

Старичок-Лесовичок прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине.

План - конспект по формированию элементарных математических представлений На тему "Образование числа "5".знакомство с цифрой "5". Закрепление цифры "4". Сравнение по длине....

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе познавательное развитие формирование элементарных математических представлений Знакомство с образованием числа 5

Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе познавательное развитие формирование элементарных математических представлений Знакомство с образованием числа 5...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЧИСЛО 3. ЧИСЛО СКАЗОК»

Тема занятия: «Число 3. Число сказок» Форма: групповая Цель: познакомить детей с числом и цифрой 3. Задачи: Образовательные задачи: 1) формировать представление о ...

Презентация по формированию элементарных математических представлений на тему : "Состав числа 5"

Презентация по формированию элементарных математических представлений на тему : "Состав числа 5"...