Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

РАЗВИТИЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений.  

    

                                                                                   

                                                                                 

                                               

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игры на развитие логического мышления

В. А. Сухомлинский

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющего социума. Поскольку развитие современного общества носит   динамический характер, ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является  неотъемлемой частью игровой деятельности.

Целью игровых упражнений становится формирование интеллектуальных способностей детей.

 Логическое мышление позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем мире, развивает его интеллект.

Для выполнения поставленной цели, способствует решение следующих задач: формирование у детей элементарных математических представлений; формирование и развитие логического мышления; развитие умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать; развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.

Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу.  Мышление и речь тесно связаны друг с другом. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

Наглядно-действенное мышление (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

Наглядно-образное мышление (когда ребёнок мыслит при помощи образов, с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

Словесно-логическое мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника.  Основными критериями развития логического мышления у детей является: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развить нестандартность мышления.

Развитие ребенка и его обучение должно осуществляться посредством соответствующих данному возрасту видов деятельности, а кроме того носить непринужденный характер. К таким   видам деятельности  относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребенок не только закрепляет раннее полученные знания, а так же приобретает новые умения и навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Для развитие логического мышления могут быть предложены игры: головоломки, смекалки, лабиринты, разнообразные игровые упражнения и дидактические игры.

В своей работе мы используем простые логические задачи и упражнения, с целью формирования  у детей умений и навыков выполнения последовательных действий: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, конкретизировать.   Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствует развитию смекалки, логического мышления, сообразительности.

Одним из основных элементов успешного обучения детей является использование занимательного материала в работе с дошкольниками.  На занятиях большое внимание стоит  уделять картонному и иллюстрационному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребенка.

 

Развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые развивают его практическую, игровую, и познавательную деятельность.

 Для развития логичного мышления, у детей старшего дошкольного возраста, можно использовать такие занимательные упражнения, как срисовывание, дорисовывание  недостающих частей предмета, рисование предметов и контуров в зеркальном отображении, рисование на слух. При этом дети приучаются работать сосредоточенно, развивается их работоспособность.

Учение должно доставлять детям радость. Задания проводятся в игровой форме. Педагог приучает детей быть внимательными на занятиях, действовать только в соответствии с указаниями педагога,  находить и исправлять как свои, так и ошибки товарищей. Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников воспитатель использует следующие методы обучения: словесный, наглядный, дедуктивный, частично-поисковый, репродуктивный.

Особое внимание педагог уделяет методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины); игры-инсценировки.

 игра на развитие мышления

Цель: развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

  1. «На полянке».

Задачи: 

  • Развитие пространственного мышления
  • Развитие внимания и восприятия

- Ребята, посмотрите внимательно на картинку, кто изображен на ней?

(ответы детей)

- Правильно зайчики, они пришли к нам гости, посчитайте, сколько зайчиков? Что делает каждый зайчик (справа, слева, посередине)

(сидит, стоит, прыгает)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важн...

Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений....

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий.

Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Та...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного  перехода детей к школьному обучению....

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятийМышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления яв...

Городское методическое объединение по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"

Презентация на заседание городского методического объединения по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"...