«Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему

Алексеева Маргарита Викторовна

материал представляет собой материал  по ознакомлению с блоками Дьенеша , а также дидактический материал по работе с блоками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»

Подготовила : Алексеева Маргарита Викторовна

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи.

– Донести до осознания педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.

– Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.

– Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе .

– Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, желание активно привлекать педагогов к применению данной технологии.

Оборудование. Мультимедиа. Презентация.

Раздаточный материал. Таблицы образовательных задач по математическому развитию детей (по возрастам), блоки Дьенеша, наглядный материал к играм. 

Ход.

I. Знакомство с блоками Дьенеша.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на мастер-классе, посвящённом работе с  логическими блоками.  Мы сегодня будем говорить о логических блоках, которые разработаны венгерским психологом и математиком ЗолтаномДьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.

 Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому, я в своей работе использую разнообразные, современные методики и технологии, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

 Я вас познакомлю с тем, что из себя представляет  дидактическое средство логические блоки Дьенеша. Одновременно с излагаемой информацией мы с вами будем играть с ними. В конце нашей встречи вы должны ответить на вопрос, почему это средство названо логическим.

Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша.

Посмотрите на слайд. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Формы изображены контуром, цвета в виде цветной кляксы, размер в виде большого и маленького домика, толщина в виде двух человечков – толстого и тонкого.

У вас на столах есть данный набор.

Откройте коробки и рассмотрите блоки. Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков.  

Формами работы с блоками являются:

Занятия( комплексные или интегрированные); самостоятельная деятельность детей в математическом центре (дидактические игры , логические упражнения); а также совместная или самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые, подвижные игры)

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы.  Для этого разработана серия игр для самых маленьких.

Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах. Поиграем в игру «Построй дорожку».

 Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Располагайтесь так, как вам удобно. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане. «Кто быстрее построит дорожку?» Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

2-й, более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).

3-й ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур.

 Какие мыслительные операции развиваются в игре? Умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться от несущественных признаков. У ребёнка развивается способность удерживать в памяти названные существенные признаки, сосредоточенность внимания. И это ещё не всё.

 Существуют и карточки с отрицанием, как было представлено на слайде 4 Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.

Давайте попробуем поиграть с этими карточками. Первая игра называется «Фигурки играют в прятки». Я выложу с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке.

Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста.  Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Деньеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса. (Предложить ознакомиться)

В некоторые из них мы сейчас поиграем. На столах представлены игры «Собери бусы», «Игра с двумя обручами», «Засели жильцов в домик», «Домино», ). Вы сейчас ознакомитесь с названиями игр и по желанию разделитесь на группы по интересам.  Как только вы поняли содержание игры, переходите к другому столу, к другой игре. (Педагоги знакомятся с содержанием игр, переходя от одного стола к другому.

И в завершение нашего мастер-класса я предлагаю вам по предложенной схеме собрать машину.

Уважаемые педагоги, мастер-класс подходит к концу. Я хотела бы вернуться к вопросу, который поставила в начале нашей встречи. Почему это средство названо логическим? (Выслушиваю ответы педагогов. Оно позволяет моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью специально созданных ситуаций).

Думаю, что поставленные перед собой задачи я смогла реализовать. Каждый из вас, непосредственно включаясь в разные игры, осознал необходимость применения данного дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста. Ваши глаза, ваша активность позволяет мне сделать вывод о том, что у вас есть интерес к этой оригинальной образовательной игровой технологии. 

Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников с ОВЗ

ВведениеВажнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие иг...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе  активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по с использованием блоков Дьенеша....

Презентация к мастер классу для педагогов " «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блок...

Презентация к мастер - классу для педагогов на тему: «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»

Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками с использованием блоков Дьенеша....

Логические блоки Дьенеша как средство математических представлений дошкольников

В данной статье говорится о том, что такое логические блоки Дьенеша и как их использовать в работе с детьми. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, определять параметры, связывающие р...

Игры с блоками Дьенеша как средство разностороннего развития дошкольников

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышлени...

Игры с блоками Дьенеша, как средство разностороннего развития дошкольников в детском саду.

Игры с блоками Дьенеша в детском саду наглядно демонстрируют, что воспитанники быстро приобретают способность анализировать и обобщать информацию и производить логические операции...