Мастер-класс для педагогов на тему: «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
учебно-методический материал
Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по с использованием блоков Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
Подготовила
Воспитатель первой категории
Бондарчук Ю.В.
г. Еманжелинск
2020г
Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по с использованием блоков Дьенеша.
Задачи.
- Донести до педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.
- Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
- Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.
Оборудование. Мультимедиа. Презентация.
Раздаточный материал. Таблицы образовательных задач по математическому развитию детей (по возрастам), блоки Дьенеша, наглядный материал к играм, «Памятка для педагога».
Предшествующая работа. Изготовление дидактических игр для проведения с педагогами.
План.
1. Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Заключение.
Ход мастер класса
(слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас приветствовать вас на своем мастер классе, который называется «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
(слайд 2)
Цель мастер класса: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками с использованием блоков Дьенеша.
Задачи мастер класса
- Донести до педагогов необходимость работы с блоками Дьенеша.
- Познакомить педагогов с вариантами применения данного дидактического материала на практике в работе с детьми дошкольного возраста.
- Обучить педагогов методам и приемам использования блоков Дьенеша в педагогическом процессе.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии.
- Вызвать у педагогов желание к активному сотрудничеству, взаимопониманию.
(слайд 3)
План работы
1. Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Заключение.
1. часть мастер класса: Знакомство с блоками Дьенеша.
Одна из важнейших задач воспитания дошкольника – это развитие мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Важно научить ребенка мыслить логически, творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует внимание, память, воображение, речь. ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Из всего многообразия дидактических средств, я выбрала логические блоки Дьенеша. Уверена, что это уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал. Он- универсален, абстрактен и высоко эффективен. Занимательность этого материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Я вас познакомлю с тем, что из себя представляет это дидактическое средство. Одновременно с излагаемой информацией мы с вами будем играть с ними. В конце нашей встречи вы должны ответить на вопрос, почему это средство названо логическим.
Итак, что из себя представляют блоки Дьенеша.
(слайд 4)
Посмотрите на слайд. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
(слайд 5)
Откройте коробки и рассмотрите блоки. Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков.
Предлагаю сразу включиться в игру. Дошкольники очень любят выкладывать из фигур разные постройки, рисунки как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вам предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми.
Давайте сделаем вывод.
Да, совершенно верно. В наборе нет двух абсолютно одинаковых фигур. Они всегда будут отличаться друг от друга хотя бы одним признаком (или формой, или размером, или цветом, или толщиной, если это полный набор). Казалось бы, невозможно выполнить задание. Но всё-таки некоторые из вас, кто работал с полным набором, догадались, что из двух тонких блоков можно сделать один толстый блок, сверху положив блок такого же цвета, что и толстый блок – другое колесо машины. Автором специально задумано так, что толстый блок равен по толщине двум тонким блокам. Вывод: в наборе нет двух одинаковых по всем признакам фигур. Только сообразительность, умение анализировать фигуры по всем признакам позволяет добиться положительного результата.
Вот в такой простой игре мы можем показать детям своеобразие данного средства. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, толщину, что с ними можно играть: например, выстраивать дорожки, одного цвета, или дорожку из квадратных, брусков, башенки и т. д.) Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогают в запоминании программного материала, в установлении сходства и различия между предметами.
2.часть мастер класса: Практические игры и упражнения с блоками.
Сегодня в процессе мастер-класса я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Постройка машины может быть организована как на занятии, так и в индивидуальной работе, в самостоятельной деятельности детей. Ознакомление детей с признаками блоков может быть и в подвижных играх. Мы сейчас поиграем с вами в подвижную игру «Кто ты?». Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг. Блоки вы держите перед собой. Нам нужен будет водящий. У него нет в руках блока. Он должен пробежать за кругом, остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину. Если признаки фигуры названы правильно, они меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Тогда выберем водящего по считалке.
(Проводится игра «Кто ты?»)
Игра позволила детям акцентировать внимание на все признаки фигур. Дети обозначали эти свойства словесно, анализировали друг друга, сравнивали фигуры по толщине и величине приёмами приложения, наложения (если в нём была необходимость) или на глаз.
Сейчас я хочу показать вам универсальность данного средства. Одна и та же игра имеет разную степень сложности, что позволяет использовать его в работе с детьми разного уровня развития, в разных возрастных группах. Поиграем в игру «Построй дорожку». Можно играть в парах. Можно выкладывать дорожку на полу, на столе. Располагайтесь так, как вам удобно. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане. «Кто быстрее построит дорожку?» Будьте внимательны. Надо построить дорожку так, чтобы рядышком не было двух одинаковых по форме фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).
2-й, более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме и цвету фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).
3-й ещё более сложный вариант игры: построить дорожку так, чтобы рядышком не было 2-х одинаковых по форме, цвету и величине фигур. (Педагоги выкладывают дорожку, предлагаю проанализировать правильность выкладывания дорожек друг у друга).
Почему 3-й вариант игры выполнялось дольше?
Какие мыслительные операции развиваются в игре?
Умение анализировать, сравнивать, абстрагироваться от несущественных признаков. У ребёнка развивается способность удерживать в памяти названные существенные признаки, сосредоточенность внимания. И это ещё не всё.
Посмотрите, пожалуйста на слайд.
(слайд 6)
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки, на которых условно обозначены признаки блоков: цвет обозначается бесформенным пятном, форма – контуром фигуры, величина – силуэтом большого и маленького домика, толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстого и тонкого). Существуют и карточки с отрицанием. Это те же самые изображения, но перечёркнутые крест- накрест. Такие карточки означают отсутствие данного признака у фигуры.
Давайте попробуем поиграть с этими карточками.
Первая игра называется «Фигурки играют в прятки».
Я выложу с помощью карточек признаки той фигуры, которую вы должны найти у себя в коробке. (Проводится игра «Фигурки играют в прятки», предлагаю обосновать свой выбор. Далее предлагаю «спрятать» (закодировать) фигуру одному из педагогов, используя коды отрицания).
Существует множество интересных игр, предложенных в разных пособиях и специальных альбомах для детей разного возраста. Некоторые из них представлены на слайде.
(слайд 7,8,9)
В некоторые из них мы сейчас поиграем. На столах представлено название, содержание игры и наглядное сопровождение к ней. (На столах представлены игры «Лото», «Волшебное дерево», «Преобразование слова», «Игра с тремя обручами», «Волшебная фабрика», «Засели жильцов в домик», «Помоги заблудившимся фигурам выйти из леса», «Домино», «Поймай тройку»). Вы сейчас ознакомитесь с названиями игр и по желанию разделитесь на группы по интересам. Как только вы поняли содержание игры, переходите к другому столу, к другой игре. (Педагоги знакомятся с содержанием игр, переходя от одного стола к другому. Если есть необходимость, включаюсь в проведение игр).
3 часть мастер класса. Заключение
Уважаемые педагоги, мастер-класс подходит к концу. Я хотела бы вернуться к вопросу, которую поставила в начале нашей встречи. Почему это средство названо логическим? (Выслушиваю ответы педагогов. Оно позволяет моделировать разнообразные логические структуры и решать логические задачи с помощью специально созданных ситуаций).
Думаю, что поставленные перед собой задачи я смогла реализовать. Каждый из вас, непосредственно включаясь в разные игры, осознал необходимость применения данного дидактического материала в работе с детьми дошкольного возраста. Ваши глаза, ваша активность позволяет мне сделать вывод о том, что у вас есть интерес к этой оригинальной образовательной игровой технологии. Надеюсь, вы так же активно будете привлекать детей к применению данной технологии.
(слайд 10)
Прошу оценить мастер- класс: посмотрите на слайд, расшифруйте и покажите ту фигуру, которая наиболее соответствует вашему настроению.
(слайд11)
Спасибо всем участникам за активное сотрудничество и взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»
Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....
Мастер-класс для воспитателей ДОО "Использование дидактического пособия "Бусы" как средство всестороннего развития дошкольников
Мастер-класс показывает возможности использования дидактического пособия «Бусы» в образовательной деятельности...
«Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
материал представляет собой материал по ознакомлению с блоками Дьенеша , а также дидактический материал по работе с блоками....
Презентация к мастер классу для педагогов " «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их математическому развитию с использованием блок...
Презентация к мастер - классу для педагогов на тему: «Блоки Дьенеша – эффективное средство математического развития дошкольников»
Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками с использованием блоков Дьенеша....
Мастер – класс для педагогов по теме: «Дидактическая сказка как средство познавательного развития дошкольников»
Знакомство педагогов с разными формами работы со сказкой, с приёмами сочинения сказок...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство развития творческой активности дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Игровая деятельность как эффективное средство творческой активности дошкольников"...