Главные вкладки

    Учебно-методический материал по математике (старшая группа):
    ИГРОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Щербакова Маргарита Павловна

    Игротека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proek_na_sayt.docx529.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида « Гусельки»

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

    ИГРОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                             Составила: воспитатель первой квалификационной категории

                            Щербакова М.П.

    Югорск

    2018


    Содержание

    Пояснительная записка        3

    Основная часть        9

    Заключение        20

    Список использованных источников        21

    Приложения        23

    Приложение А        23

    Приложение Б        29

    Приложение В        30

    Приложение Г        32


    «Кто с детских лет занимается математикой,

    тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю,

    воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели

    А. Маркушевич

    Пояснительная записка

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

    ФГОС ДОО указывает на то, что образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать познавательное развитие ребенка, которое в частности предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [1]

    Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

    Дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое  использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Дидактическую игру используют не только как средство закрепления знаний, но и как одну из форм обучения. Дидактическая игра включает в себя несколько компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактическую задачу. Последняя и является основным элементом дидактической игры.

    Актуальность проекта

    Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

    Родителям кажется, что детский сад в жизни детей не такое уж и важное событие в жизни. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и не сформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.

    Основное назначение дидактической игры – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

    Дидактические игры оправдывают в решении задач, индивидуальной работы с детьми, в свободное от образовательной деятельности время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

    Проблема:

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация), эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

    Проводя беседы, обнаружилось, что многие родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

    Так, например, И.М. Яковлева под дидактической игрой понимает целенаправленную, взаимную деятельность педагога  и ребенка, имитирующую реальные условия при формировании знаний, умений и навыков. Дидактические игры позволяют активизировать учебный процесс, создать благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию познавательных интересов к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной работы, отношений дружбы и взаимопомощи в коллективе, в значительной степени учитывают индивидуальные особенности учеников.[9]

    В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». [18]

    Методологической основой послужили теоретические разработки в области психологии и педагогики, а также труды отечественных и зарубежных исследователей в данной области, такие как Л. С. Выготский, В. П. И. Пидкасистый, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.

    На основе выше изложенного, в данной работе нами было определено: Объект исследования: развитие элементарных математических представлений  старших дошкольников;

    Предмет исследования: игротека дидактических игр - как средство элементарных математических представлений у воспитанников;

    Цель проекта:Создание и апробирование игротеки дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников.

    С детьми:

    Формирование умения обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности и связи, предвидеть результат и наиболее экономичный способ решения задачи.

    С родителями:

    Формирование умения использовать математические понятия в повседневной жизни и активно участвовать при создании и использовании математических игр.

    Задачи:

    -Создать игротеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников;

    - Привлечь к участию в создании игротеки родителей воспитанников группы;

    - Апробировать игротеку дидактических игр на практике при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников.

    Ожидаемые результаты 

    От родителей:

    Активно использовать жизненные ситуации для осознания, понимания математического содержания отношений предметов и явлений окружающего мира, необходимых для создания игротеки.

    От детей:

    Высокий уровень сформированности элементарных математических представлений у старших дошкольников.

    Гипотеза: использование дидактических игр в процессе обучения способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизирует познавательную деятельность дошкольников.

    Работая над данной проблемой были задействованы следующие ресурсы: 

    № № п/п

    Наименование ресурсной базы

    Количество

    Игровая комната

    1

    Игровой материал, в том числе нетрадиционный

    В достаточном количестве

    Технические средства:

    • магнитофон,
    • телевизор
    • проектор для мультимедийных презентаций,
    • интерактивный стол

    1

    1

    1

    1

    Наглядный материал:

    • картинный материал (иллюстрации, плаката),
    • демонстрационный материал (дидактические игрушки),
    • дидактические пособия, карточки

    В достаточном количестве

    Методический материал:

    • общеразвивающая программа дошкольного образования,
    • календарно – тематические планы по образовательным областям,
    • книги с методическими рекомендациями,
    • развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

    В достаточном количестве

    1 этап - подготовительный: (сентябрь 2017 год) дети 6-7 лет

    - постановка целей и задач

    - разработка проекта

    - беседа с родителями

    - анкетирование родителей

    - наблюдение за детьми

    - диагностирование детей

    1. этап – практический:

    - использование дидактических игр в ООД и самостоятельной деятельности с детьми 

    - предоставление дидактических игр для использования в самостоятельной деятельности 

    - выступление перед родителями 

    - практический семинар с родителями 

    - консультации для родителей 

    - консультация для воспитателей 

    1. этап – итоговый (февраль 2018 год)

    - диагностирование детей 

    - беседа с родителями 

    - анкетирование родителей 

    Новизна:в основу, игротеки положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП  не только в ООД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.

    Практическая ценность: состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.


    Основная часть

    В  работе по проектной теме « Игротека дидактических игр- как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста»в первую очередь проведена беседа с родителями с целью выявления использования элементарных знаний математики в домашних условиях. Дополнительно проведено  анкетирование родителей.

    Вот что показал результат анкетирования родителей. Для анкетирования использовались следующие вопросы:

    1. Что такое для вас игра? 
    2. Хотелось бы вам, чтобы дети имели математические знания? 
    3. Как вы их развиваете дома? 
    4. Какие игры математического содержания вы знаете? 
    5. Играете ли вы в эти игры дома? 
    6. Считаете ли вы, что у вашего ребенка хорошие математические знания? 

    Родители в своих анкетах отметили, что они мало используют игры с математическим содержанием, они больше обращают внимание на развитие способности общаться, но мало включают в играх сложение и вычитание до 10, прямой и обратный счет до 10, порядковые и количественные числительные от 1 до 20, на сравнение предметов: больше - меньше, шире -уже, выше - ниже и т.д.

    Уровень развития математических способностей оценивался по  Программе «От рождения до школы» воспитанниками группа № 2 (подготовительная, от 6 до 7 лет) за 2017 / 2018 учебный год. Образовательная область «Познавательное развитие»

    Наблюдая за детьми, частоту обращения к дидактическим играм математического содержания в самостоятельной деятельности.

    Изучение дало следующие результаты:

    Результаты диагностирования (детей -21 человек)

    Начало работы: сентябрь 2017 год

    После проведения такого рода диагностирования началась  работа с детьми и родителями. В ООД, в совместной деятельности с детьми постоянно используются  дидактические игры, сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием. С родителями часто обсуждаются  успехи детей,  проводятся  консультации   по использованию игр математического содержания в повседневной жизни. Теперь и у родителей повысился интерес к изучению данной темы.

    Постольку, поскольку родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса, без их участия невозможно представить какую-либо работу с детьми. И я в своей работе нужно стараться использовать возможный потенциал родителей. Но в начале работы родители показали недостаточные знания.

    И нам пришлось провести определенную работу по обучению родителей, где  использовалась групповая форма работы, выступление на родительском собрании, групповые консультации,  индивидуальные формы работы, такие как индивидуальные консультации, которые возникали по желанию родителей и по нашей инициативе.

    Вместе с родителями, детьми была разработана «Игротека дидактических игр»

    Математическая игротека —

    место, где математику можно пощупать!

    «Игротека дидактических игр»хорошо зарекомендовала себя в практике работы. Она включает в себя все требования ФГОС ДОО к познавательному развитию: это создание развивающей предметно-пространственной среды, это дидактические игры по ФЭМП, это взаимодействие с родителями.

    Один раз в неделю в вечернее время объявляется «День открытых дверей в  игротеке дидактических игр», на которые приглашаются два-три родителя. Им предоставляется возможность принять участие в играх в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками.

    Цель: приобщение ребенка к игровому взаимодействию, развитие любознательности и инициативности, обеспечение условия индивидуализации в процессе познавательного развития.

    Задачи:

    • обогащать математические представления детей дошкольного возраста,
    • развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности,  
    • расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения,
    • актуализировать коммуникативные навыки

    Обновление «Игротеки дидактических игр» происходит благодаря установленной традиции – «игры в гости к нам»: каждый четверг, в день, когда проводится «Игротека дидактических игр»,  кто-то из детей приносит из дома на неделю свою любимую настольную игру и помещает ее в игротеку,  знакомит с ней товарищей. Целую неделю игра «гостит» в группе, и все желающие могут в свободное время поиграть в  нее, после чего она возвращается владельцу.

    Так каждому воспитаннику предоставляется возможность «презентации» своей любимой дидактической игры, что вызывает эмоционально значимые переживания у дошкольников, а в результате дети группы в течение учебного года имеют возможность значительно расширить свой игровой опыт. Целесообразно, чтобы дети  приносили игры по очереди, тогда каждую неделю появляется одна-две новые игры. Сменяемость игр разнообразит «Игротеку дидактических игр» и постоянно поддерживается интерес детей к ней.

    Кроме этого «Игротека дидактических игр» выходит за пределы детского сада. Этому способствует еще одна традиция: «игра напрокат». Дети (возможно, тоже по очереди) в пятницу берут из детского сада домой по одной  игре из «Математической игротеки», а в понедельник  возвращают. В выходные дни у ребенка появляется возможность показать родителям свои достижения в игре, отремонтировать или пополнить игровой наглядный материал. Перенесение игры из детского сада домой, стимулирует ребенка поиграть с близкими, объяснить им правила. Фактически во время игры с «домашним партнером» закрепляются математические представления и умения ребенка, налаживается непринужденное общение с родителями или другими близкими.

    Так как семья и детский сад – это два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Успех в работе по познавательному развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в дошкольной организации, должны подкрепляться в условиях семьи.

    При помощи родителей была оформлена  развивающая среда в группе, а также родители нацелены  на приобретение игр в домашнюю игротеку дидактических игр.

    Рассматривая новые подходы к организации математического развития детей в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработано примерное планирование использования игротеки дидактических игр по формированию математических представлений с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детскойдеятельности (Таблица 1).

    Вывод:Одной из форм работы по применению дидактических игр является игротека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников.Регулярное использование игротеки дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детскойдеятельности, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математическойподготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Родители также включены в процесс создания и организации дидактических игр с воспитанниками.

    Но игротека дидактических игр не может быть (как и любая другая локальная технология обучения) единственной, заменяющей все остальные методы и приемы; она должна органически сочетаться с другими (как менее, так и более активными) методами и технологиями обучения.


    Таблица 1. Примерное планирование использования «Игротеки дидактических игр по формированию математических представлений» с учетом интеграции образовательных областей и разных видов детскойдеятельности

    Образовательная область

    Организованная и совместная образовательная деятельность

    Содержание деятельности дидактической игры

    Задачи по ФЭМП

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Взаимодействие с родителями

    Социально-коммуникативное развитие

    С/ р игра «Путешествие на корабле»

    Покупка билетов, посадка пассажиров по количеству свободных мест.

    Закреплять умение пользоваться количественными и порядковыми числительными, называя общее количество предметов.

    В центре с/р игры пополнить с/р игру «Путешествие на корабле» кассовыми билетами.

    Задание: ежедневно по дороге в детский сад совершенствовать навыки счета.

    Социально-коммуникативное развитие

    С/ р игры «Продуктовый магазин», «Магазин ткани»

    Взвешивание продуктов и измерение длины ткани.

    формировать навыки измерения с помощью условной меры длины, объем жидких и сыпучих веществ, вес, устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, ширина, грамм, килограмм, литр).

    В центре с/р игры пополнить с/р игру «Магазин» гирьками для определения веса, сантиметровой лентой, метром, пластмассовыми емкостями.

    Задание принести гирьки для взвешивания, пластмассовые емкости для измерения объема, сантиметровую ленту, метр для измерения длины и ширины ткани

    Познавательное развитие

    ООД Познавательное развитие

    Тема: «Путешествие в прошлое светофора».

    Д/ и «Встань, как на схеме»

    Отрабатывать умение ориентироваться на себе, от себя от объектов.

    В центре «Познание» разместить иллюстрации с регулировщиками, с разными видами светофоров.

    Изготовить схемы «Значение регулировочных знаков», проиграть с детьми дома.

    ООД ФЭМП

    Тема: «Улицы города».

    Моделирование из геометрических фигур

    Совершенствовать умение составлять тематические композиции из геометрических фигур

    В центре «Познавательное развитие» разместить наборы геометрических фигур, разных по размеру, по цвету, по материалу.

    Задание: поиграть с детьми в дидактическую игру «Сложи узор из геометрических фигур».


    Продолжение Таблицы 1

    Образовательная область

    Организованная и совместная образовательная деятельность

    Содержание деятельности дидактической игры

    Задачи по ФЭМП

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Взаимодействие с родителями

    Познавательное развитие

    ООД ФЭМП

    Тема: «Развитие представлений о величине предметов»

    Д/и «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)»

    Уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство и отличия предметов по признаку величины.

    В центре «Познавательное развитие» разместить разнообразные мерки: (линейки, циркуль и т.д.)

    Задание для родителей: изготовить разные мерки длины, веса.

    Познавательное развитие

    Кружок «Приключения в шахматной стране»

    Графический диктант «Шахматная фигура «Ладья»

    Формировать умение ориентироваться на листе бумаги по клеточкам

    Внести графические диктанты «Шахматные фигуры»

    Задание – подготовить графические диктанты «Шахматные фигуры» .

    Речевое развитие

    ООД Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние  забавы»

    Д/и «Кто, где стоит»

    Закреплять навыки ориентировки на листе бумаги

    Внести небольшие игрушки дляориентировке на листе бумаги.

    Задание родителям подобрать небольшие игрушки для ориентировки на листе бумаги (бабочки, пчелки, мухи, кузнечики, зайки и т. д)

    Художественно-эстетическое развитие

    ООД Конструирование из бросового материала (коробки различного размера)

    Тема: «Транспорт».

    Моделирование из бросового материала.

    Д/ и «Разложи транспорт»

    Формировать умение моделировать из бросового материала.

    Закреплять умение классифицировать объекты по заданному признаку.

    В центре «Художественно-эстетического развития» поместить схемы изготовления транспорта из коробок.

    Из бросового материала изготовить модель «Транспорт будущего», разработать алгоритм изготовления модели (сфотографировать, зарисовать)

    ООД Музыкальное развитие (2 ООД)

    Танец с барабанами

    Танец с барабанами

    Отрабатывать навыки ориентировки на себе, от себя от объектов.

    В центре «Художественно-эстетического развития» поместить схемы танца.

    Консультация «Обучение навыкам ориентировки на себе, от себя, от объектов».

    ООД Рисование

    Тема: «Транспорт»

    Рисование транспорта по алгоритму

    Закреплять умение рисовать транспорт по алгоритму

    Внести схемы алгоритмов рисования транспорта.

    Распечатать схемы алгоритмов рисования транспорта.


    Продолжение Таблицы 1

    Образовательная область

    Организованная и совместная образовательная деятельность

    Содержание деятельности дидактической игры

    Задачи по ФЭМП

    Развивающая предметно-пространственная среда

    Взаимодействие с родителями

    Художественно-эстетическое развитие

    ООД Лепка

    Тема: «Военная техника»

    Д/и «Чем похожи и чем отличается»

    Совершенствовать умения делать анализ сходства и различия

    Внести д/и «Найди отличия и сходства»

    Изготовить игру «Чем похожи и чем отличается», поиграть дома

    ООД Рисование

    Тема: «Транспорт»

    Рисование транспорта по алгоритму

    Закреплять умение рисовать транспорт по алгоритму

    Внести схемы алгоритмов рисования транспорта.

    Распечатать схемы алгоритмов рисования транспорта.

    Художественно-эстетическое развитие

    Кружок LEGO -конструирование

    Изготовление шахмат из лего-конструктора по схемам.

    Совершенствовать умение строить  шахматы из лего - конструктора «Дупло».

    Внести схемы шахматных фигур, шахматы из лего - конструктора «Дупло».

    Изготовить из LEGO – конструктора шахматы, сделать схемы шахматных фигур.

    Художественно-эстетическое развитие

    Чтение художественной литературы

    Тема: Великий сказочник Х. К. Андерсен «Гадкий утенок».

    Пазлы «Собери сказку из частей»

    Закреплять умение составлять целое из частей.

    В центр художественного чтения внести пазлы по сказке «Гадкий утенок»

    Изготовить пазлы по сказке «Гадкий утенок»

    Физическое развитие

    ООД Физическое развитие

    Д/и «Разложи мячи по цвету и размеру»

    Формировать умение группировать объекты по нескольким признакам

    Д/и «Разложи объекты по признакам»



    После проделанной работы по теме «Игротека дидактических игр как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста» повторно проведено анкетирование родителей. Теперь в этот раз результат порадовал. 16 родителей в своих анкетах показали их заинтересованность использование дидактических игр математического содержания. Они стали больше обращать внимание, использовать математические знания, когда заходили в детский сад, магазин, библиотеку, больницу, на почту и т.д.

    Работа с родителями дало хорошие результаты. Они наглядно видны из диаграммы.

    Конец года (февраль 2018 год)

    Дидактические игры с математическим содержанием  использовались и для решения задач ООД  знакомые игры предлагались  использовать в самостоятельной деятельности. После проведения регулярных игр, у детей повысился интерес к математике и желание узнать что-то новое.

    Наблюдение за детьми показало, что они с интересом играют в дидактические игры математического содержания, и интерес сохраняется на длительное время. Дети за время проведения данной работы научились анализировать, обобщать, делать выводы. 

    Конец работы (февраль 2018 год)

    В работе использовались дидактические игры на классификацию:

    1 группа игр 

    Игры с цифрами и числами 

    «Какой  цифры не стало?»,  «Сколько?»,  «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Задумай число», «Число как тебя зовут», «Составь цифру», «Сколько жильцов в квартире?» и другие. 

    2 группа игр  Игры путешествия во времени 

    «Живая неделя», «Назови скорее», « Дни недели», «Назови пропущенное число», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и другие. 

    Вторая группа математических игр служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, времен года. Сначала объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали названия дней недели, они обозначают их кружочками разного цвета. Ежедневные наблюдения, проводимые несколько недель, обозначая кружочками каждый день, приводят к тому, что дети смогут самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменно. Детям необходимо рассказывать о том, что в названия дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончании недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый, суббота и воскресенье, – выходные дни.Игры перечисленные выше, способствуют лучшему запоминанию последовательности названий дней недели, месяцев и времен года.

    3группа игр 

    Игры на ориентирования в пространстве 

    «Разложи по порядку», «Найди похожую», «Найди игрушку», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и другие. 

    В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. И тут главной задачей является, научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи выше указанных дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 

    4группа игр 

    Игры с геометрическими фигурами 

    «Лото», «Геометрическая мозаика», «Составление геометрических фигур», «Только одно свойство», «Назови скорее», «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются», «Найди похожую», «Найди такую же фигуру», «Сложи квадрат», «Сколько фигур» и другие. 

    Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, овала, треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции. Перечисленные выше дидактические игры на занятиях и в свободное время помогают лучшему запоминанию о геометрических фигурах. При этом развивают у детей внимание, воображение, память, мышление. 

    5группа игр 

    Игры на логическое мышление 

    «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», «Путаница», «Домино», «Диктант», «Танграмм» и другие. 

    В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Выше указанны дидактические игры способствуют развитию творческих способностей, воображения, нестандартного мышления у детей. 

    Дальнейшее развитие проекта в игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики, он обучается выполнять различные действия. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию.

    С помощью разнообразных игр математического содержания хочется научить детей пониманию некоторых сложных математических понятий, формированию представлений о соотношении цифры и числа, количества и цифры, счету, чтению и письму до 20, ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы, чтобы они выросли умными, смышлеными, сообразительными детьми. С помощью таких игр ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, мышления, памяти, внимания, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. 



    Заключение

    Овладению элементарными математическими знаниями и умениями сложный процесс, так как от детей необходимы способность анализа и синтеза, проведение определенных мыслительных операций, развитие зрительно - пространственной координации, внимания, памяти.

    А использование дидактических игр при овладении знаниями математического содержания облегчили задачу формирования этих способностей у детей. В обучении и воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. И проделанная работа поможет детям легче адаптироваться к школьному обучению более успешному изучению математики и других дисциплин в начальной школе.

    Закреплению и систематизацию знаний математического содержания способствовало использование дидактических игр математического содержания в самостоятельной деятельности. Чем больше и чаще играли дети, тем лучших результатов они добивались в играх, и тем больше интереса было к использованию игр математического содержания у детей. Так же использование дидактических игр математического содержания в работе помогло сплотить детей. Объединенные одной целью - решить дидактическую задачу, дети начали чаще пытаться договариваться между собой, что способствовало укреплению дружеских взаимоотношений в группе.

    Итак, использование серии дидактических игр математического содержания помогло мне развить у детей следующее:

    1. дети стали свободно ориентироваться в числах первого десятка, появился интерес к оперированию числами второго десятка; 
    2. хорошо был освоен последовательность дней недели, месяцев, времен года; 
    3. дети более свободно стали ориентироваться в пространстве, на листе и точно определяли это словами; 
    4. дети без ошибок определяли и называли геометрические фигуры, и они проявляли свое воображение, научились делать умозаключения. 

    Проводя эту работу, мы пришли к выводу о том, что дидактические игры носят в себе большую воспитательную ценность, но надо помнить о том, что эффективны они в том случае, если их проводить с детьми ежедневно, постепенно усложняя содержания, правила и действия игры.


    Список использованных источников

    Нормативные документы

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Перспектива, 2014.-32 с.

    Основная литература

    1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 2014, № 6.
    2. Говорова Р., Дьяченко О, Цеханская Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. – М.: 2014. – 121 с.
    3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 2015.
    4. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2014.
    5. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие / Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2014.
    6. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – Минск: Народное образование, 2015.
    7. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: 2014. – 189 с.
    8. Новиков А.М. Методология игровой деятельности – М.: Издательство «Эгвес», 2016. – 48 с.
    9. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение. – 2014, 144 с.
    10. Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: 2015. – 225 с.
    11. Рысьева Т. Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. – М.: Сигнал, 2014.
    12. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2015.
    13. Самоухина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М.: 2014. – 215 с.
    14. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 2015.
    15. Спиваковская А. С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 2014. – 144с.
    16. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издат. Центр «Академия», 2014. – 272 с.
    17. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньска школа, 2014. – 381с.
    18. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 2015

    Дополнительная литература

    1. Веракса Н.Е. «От рождения до школы»  Основная общеобразовательная программа. Изд. «Мозаика-Синтез»  2014 год.
    2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. – М.,2014.

    Электронные ресурсы

    1. Дошкольное образование в детском саду [Электронный ресурс]: - http://www.nougulliver.ru/articles/doshkolnoe_obrazovanie_v_detskom_sadu


    Приложения

    Приложение А

    Игротека дидактических игр по формирование элементарных математических представлений старших дошкольников

    Дидактическая игра

    Цель

    Содержание

    Оборудование

    Образовательные области, в каких можно использовать

    «Подбери фигуру»

    закрепление умения различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

    Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

    у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Расскажи про свой узор»

    Формировать умение овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

    У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    коврики с узором для каждого ребенка

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие


    Продолжение приложения А

    «Где фигура»

    учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

    В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Палочки в ряд»

    закрепление умения строить последовательный ряд по величине.

    В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

    Палочки Кьюзинера

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие


    Продолжение приложения А

    «Чиним одеяло»

    продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

    С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.  «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

    Карточки с вырезанными заплатками

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Сделай столько же движений»

    упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

    В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

    Карточки со схемами движений

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Сложи дощечки»

    упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

    Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

    10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    Продолжение приложения А

    «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра»,

    «Монгольская игра», «Пентамино».

    Формировать умение составлять силуэты по образцу.

    Составление фигуры по образцу и той же величины, дети проверяют друг друга, объясняют свои действия, называют расположение составных частей по порядку.

    «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра»,

    «Монгольская игра», «Пентамино».

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Геометрическая мозаика»

    учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

    Организуя игру, В. заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека - девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в решении конструктивного замысла.

    Наборы геометрических фигур

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие


    Продолжение приложения А

    «Найди парную картинку»

    ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках.

    На доске вывешивается 4-6 карточек, парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. В. объясняет задание: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе, назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою». В. может вызывать детей одного за другим, не дожидаясь, пока будет найдена нужная карточка.

    Парные картинки

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Угадай, где стоит»

    учить овладевать пространственными представлениями.

    Перед детьми — картина. В. предлагает детям рассказать, какой предмет стоит сзади… и перед… или справа от …, перед … и т. д.

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие

    «Послушай и назови»

    упражнять в счете звуков.

    В. предлагает детям взять карточки с кружками и поясняет: «Я буду стучать молоточком, а вы с закрытыми глазами посчитать звуки, а затем найдите карточки, на которых нарисовано на 1 кружок больше (меньше), чем количество звуков» и т. п. Игра повторяется несколько раз.

    Карточки с кружками

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие


    Окончание приложения А

    «Уникуб»

    учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентируясь на образец.

    Составление фигуры по образцу и той же величины, дети проверяют друг друга, объясняют свои действия, называют расположение составных частей по порядку.

    Уникуб

    Социально –коммуникативное развитие;

    Познавательное развитие;

    Физическое развитие;

    Речевое развитие;

    Художественно-эстетическое развитие


    Приложение Б

    Примерное планирование использования дидактических игр в игротеке

    Сентябрь 

    Составление геометрических фигур 

    Цепочка примеров 

    Какой цифры не стало 

    Числовой ряд 

    Октябрь 

    Путаница 

    Исправь ошибку 

    Назови число 

    Дни недели 

    Ноябрь 

    Магазин игрушек 

    Сколько жильцов в квартире

    Назови соседей 

    Двенадцать месяцев 

    Декабрь 

    Убираем цифры 

    Назови скорее 

    Только одно свойство 

    Танграмм 

    Январь 

    Найди похожую 

    Что, где? 

    Кто быстрее? 

    Февраль 

    Чудесный мешочек 

    Когда это бывает? 

    Трик-трак, это не так 

    Построй четырехугольник 


    ПриложениеВ

    Дидактическая игра «Будь внимателен»

    Цели:

    Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

    Развивать образное мышление, воображение.

    Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

    hello_html_m45798b28.pnghello_html_5227e95d.png

    Методические приемы:

    Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу.

                      Окончание приложения В

    Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.

    Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!.

    hello_html_m3e44db53.png


    Приложение Г

    Игровое пособие «Умник» ( 6 -7 лет)

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/03/orig_096cc342a9a83268235f74cd336c8127.jpg

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/03/orig_e297bf5411937e2cf32c480d049440e0.jpg


    Продолжение Приложения Г

    Игра состоит:  игровое поле с  разноцветными кругами (по 6кругов:синие, красные, желтые, зеленые) для выполнения различных математических заданий; стаканчики с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

    1-й вариант игры «Разминка. Счёт»

    Цель игры. Закрепить порядковый и количественный счёт.

    Ход игры: - Расставить стаканчики по горизонтали от 1 до 0 и т.д.;

    -Соотнести цифру на стаканчике с количеством фигурок на карточке.

    2 й вариант игры «Задачки»

    Цель игры: Формировать умения вычислительной деятельности на материале решения простых арифметических задач.

    Ход игры: Педагог задаёт ребёнку простые математические задачи, а малыш,  используя стаканчики с картинками и знаками, цифрами показывает её решение. Затем ребёнок и педагог меняются ролями.

    3 – й вариант игры «Примеры»

    Цель игры: Учить составлять и решать примеры на сложение и вычитание. При решении примера учить пользоваться знаками действий (+,-) и знаками отношения (=).

    Ход игры: С помощью стаканов с цифрами и знаками педагоги, дети составляют примеры на сложение и вычитание.

    4 – й вариант «Игровое поле»

    Цель игры: Способствовать проявлению и развитию математических способностей. Поддерживать интерес к миру чисел и фигур. Содействовать планированию совместной работы.

    Ход игры: Разноцветные круги с заданием раскладываются на игровом поле в соответствующем цвете. Ведущий бросает кубик, который показывает цвет на игровом поле. Каждый игрок выбирает круг – задания и с помощью стаканчиков подбирает

    правильный вариант.  Игра продолжается. При выпадении смайлика на кубике,  игроки выполняют физкультминутки.


    Окончание Приложения Г

    http://tmndetsady.ru/upload/news/2015/03/orig_529647d152427ce4bc03b71c69400b79.jpg

    В содержании игры преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерностей, простых алгоритмов. Освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, таких как умение, обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

    «Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

    Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста

    презентация по теме "Игра как средство развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста"...

    Предметно - развивающая среда, как средство развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста

    В работе описаны принципы построения предметно - развивающей среды и её наполнение. В том числе, дидактические игры и пособия....

    Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

    Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

    Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

    Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"

    Презентация на тему "Игровой занимательный материал математического характера, как средство развития интеллектуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста"...