Перспективный план кружка «Занимательная математика»
календарно-тематическое планирование по математике

Слободян Светлана Николаевна

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым тем самым стимулирует желание детей заниматься математикой и качественно подготовить детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Канашская общеобразовательная средняя школа»

Дошкольное отделение

Перспективный план кружка

«Занимательная математика»

Руководитель кружка

Воспитатель 1 кв. категории

Слободян С.Н.

с. Канаши 2015-2016

Список детей посещающий кружок.

  1.      Пестерева Настя
  2.      Мальцев Дима
  3.       Пестерева Аня
  4.       Семенов Данил
  5.        Катаева Полина
  6.        Чаринцев Егор
  7.        Мальцева Вика
  8.         Ермаков Данил
  9.         Медведева Уля
  10. Синицких Саша
  11. Ходина Аня
  12. Лисицин Сема

Пояснительная записка.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника. Работа по организации кружка  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым тем самым стимулирует желание детей заниматься математикой и качественно подготовить детей к школе.

Цель кружка: развитие математических возможностей детей старшего дошкольного возраста для успешного последующего обучения в начальной школе.

Задачи:

1.Продолжать осуществлять подготовку детей к школьному обучению через реализацию педагогической технологии программы «от рождения до школы».

2.Развивать элементарные математические способности и склонности детей, стремление к размышлению, научить мыслить и анализировать, развивать логическое мышление.

3.Воспитывать интерес к математике, научить преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способ решения познавательных задач.

Кружок распределен по разделам:

1.Количество и счет.

Цель раздела:   развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры:

«Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

2. Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче – длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

4. Ориентировка во времени

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, различные ребус «Волшебный круг», »Колумбово яйцо», «Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Планирование на ноябрь.

Занятие №1

Цель: Закрепить знание детей о числах от 1 до 5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Занятие №2

Цель: Развивать представление о действиях с числами (уменьшение, увеличение). Познакомиться со знаками «+» и «-». Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей.

Занятие №3

Цель: Познакомить составом чисел 3 и 4 из двух меньших чисел. Учить писать цифры  1,2,3,4.

Занятие №4

Цель: Познакомить составом числа 5 из двух меньших чисел. Учить писать цифру 5. Закрепить представление об….. Учить преобразовывать….. в другие геометрические фигуры, путем складывания и разрезания. Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.      

                                                   Декабрь.

Занятие №1

Цель: Совершенствовать представление об отношениях между последовательными числами, развивать вычислительные навыки. Закрепить представление о свойствах геометрических фигур. Учить рисовать овал в тетрадях. Познакомить с зимними месяцами (декабрь, январь, февраль).

Занятие №2

Цель: Познакомить с составом числа 6 из двух меньших чисел. Учить писать цифру 6. Учить порядковому счету в пределах 6, отвечать на вопросы сколько? На котором по счету листе?

Занятие №3

Цель: Познакомить составом числа 7 из двух меньших чисел. Учить писать цифру 7. Учить сравнивать смежные числа устанавливать зависимость между ними. Закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе.

Занятие №4

Цель: Познакомить составом числа 8 из двух меньших, учить писать цифру 8. Учить правильно использовать и писать знаки + и – в решении примеров. Учить записывать дни недели условными обозначениями о - понедельник, оо - вторник и т.д.

                                 Январь

Занятие №1

Цель: Познакомить составом числа 9 из двух меньших чисел, учить писать цифру 9. Учить решать примеры на сложение и вычитание.

Занятие №2

Цель: Продолжать  учить решать примеры на + и - . Учить определять словом положение предмета по отношению к себе. Учить выкладывать квадрат из счетных палочек, рисовать квадрат в тетради.

Занятие №3

Цель: Развивать представление о способах измерения с помощью условной мерки, применять измерительные навыки в ситуациях сравнения величины. Учить выкладывать треугольник из счетных палочек, рисовать его в тетради.

Занятие №4

Цель: Познакомить составом числа 10 из двух меньших. Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание. Учить делить круг на две части и рисовать его в тетради.

                                              Февраль.

Занятие №1

Цель: Закрепить счет до 10. Познакомиться со знаками больше и меньше отражающими отношение между числами. Познакомить детей с трапецией, учить выкладывать ее из счетных палочек и рисовать в тетради.

Занятие №2

Цель: Закрепить умение правильно пользоваться знаками больше и меньше между числами. Познакомить детей со структурой простой арифметической задачи. Развивать вычислительные навыки.

Занятие №3.

Цель: Закрепить прямой и обратный счет  до 10. Развивать представление о структуре простой арифметической задачи и ее решении на + и -.

Занятие №4

Цель: Упражнять детей в составлении простых арифметических задач по числовому примеру и в их решении. Закрепить знание о геометрических фигурах.

                         

                                         Март.

Занятие №1

Цель: Продолжать учить детей составлять задачи на + и -, записывать и читать запись, закрепить способ деления на равные части, развивать представление о соотношении части и целого.

Занятие №2

Цель: Познакомить с весенними месяцами (март, апрель, март). Учить различать понятие «влево, вправо, назад, вперед». Учить двигаться в указанном направлении. Закрепить состав числа из двух меньших.

Занятие №3

Цель: Систематизировать представление детей в часах и их использовании. Продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством, продолжать решать и составлять задачи(примеры).

Занятие №4

Цель: Закрепить умение детей пользоваться порядковым счетом, сравнивать множество и уравнивать их. Закрепить знание о днях неделях.

                                 Апрель

Занятие №1

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, называть последующее и предыдущее число к названному. Продолжать учить записывать решения и читать запись. Закрепить понятие левый верхний угол; нижний угол; середина; правый верхний и нижний угол.

Занятие №2

Цель: Упражнять в счете предметов от любого заданного числа. Закрепить знание о последовательности частей суток(утро, день, вечер, ночь). Закрепить знание о геометрических фигурах.

Занятие №3

Цель: Продолжать учить составлять задачи на + и – и примеры. Учить решать логические задачи на сходство и различие.

Занятие №4

Цель: Закрепить у детей знание о составе числа из двух меньшее. Учить выкладывать из счетных палочек символическое изображение (дом, елка, лодка). Закрепить количественный и порядковый счет.

                                                             Май.

Занятие №1

Цель: Развивать представление об отношениях между числами, использование знаков при определении отношений, развивать вычислительные навыки.

Занятие №2

Цель: Закрепить решение задач и примеров. Умение устанавливать равенство или неравенство между группами предметов и записать их.

Занятие №3

Цель: Закрепить знание полученные на занятиях в течении года.

Основная литература.

  1. Т.И.Ерофеева «Знакомство с математикой» (методическое пособие для педагогов Москва «Просвещение» 2006г.)

Дополнительная литература

1.И.А. Пономарева, В.И.Позина ФЭМП (старшая и подготовительная группа М: мозаика - синтез 2015)

2.З.А.Михайлова Математика от3 до 7 (методическое пособие для воспитателей).

3. Программа образования» от рождения до школы» воспитание и обучение в детском саду под редакцией Н.Е. Веракса