использование игровых ситуаций в формировании количественных представлений у дошкольников 4-5 лет с ЗПР
статья по математике

Симонцева Дарья Александровна

Ключевые Слова: дошкольное образование, дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития, игровые ситуации, формирование количественных представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Д.А.,

учитель-дефектолог

МБУ г. Мурманска ППМС-Центр

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация:

Ключевые Слова: дошкольное образование, дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития, игровые ситуации, формирование количественных представлений.

Формирование элементарных математических представлений является неотъемлемой частью дошкольного образования. В связи с вступлением в силу  Федерального государственного образовательного стандарта, значительно повысились требования, предъявляемые к содержанию и качеству образования. Перед современным педагогом, являющимся непосредственным участником образовательных отношений, встала необходимость модернизации условий реализации основной образовательной программы. Успешное ее усвоение возможно только при условии ориентации педагога при конструировании образовательного процесса на общие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, уровня развития его личностных свойств, его интересов, мотивов, способностей. Особенно остро эта необходимость стоит перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Основываясь на исследования современных педагогов, психологов     (С.Г. Шевченко, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой, Н.Ю. Боряковой,             М.Л. Касициной), важно отметить:  детям с задержкой психического развития (далее ЗПР) характерны: бедность запаса сведений об окружающем мире, сниженная познавательная активность, недостаточность опыта действий с предметами, колебания внимания и работоспособности. Данные особенности развития дошкольника с ЗПР не могут не сказаться на затруднении в овладении детьми базовыми математическими категориями.

        Для выявления и уточнения поставленной проблемы было проведено исследование на базе Муниципального бюджетного учреждения города Мурманска «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В исследовании приняли участие обучающиеся группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста  с задержкой психического развития (общее число респондентов 11 дошкольников 4-5 лет).

Диагностическое исследование позволило сделать следующие выводы:

  • большинство дошкольников не владеют прямым счетом в пределах пяти;
  • дети не владеют операцией результативного счета (затрудняются соотнести последнее из называемых числительных со всей совокупностью в целом);
  • способом «прямого усматривания» (определение количества предметов в малой группе без пересчета) воспользовался лишь один дошкольник;
  • дошкольники имеют лишь фрагментарные представления об образе цифр;
  • значительные затруднения вызывало сравнение двух групп предметов.

Результаты диагностического обследования, требования ФГОС к индивидуализации, учета психофизиологических особенностей детей данной категории, а также личного желания педагога заинтересовать каждого обучающегося - побудило начать поиск оптимальных, эффективных методов активного обучения дошкольников с ЗПР математике, а именно количественным представлениям.

Поскольку перед дефектологом стоит задача не столько дать детям готовые знания, сколько обучить их воспринимать окружающую действительность в количественных отношениях, обогатить их опыт и дать возможность быть активными и деятельными на занятиях по ФЭМП, ведущим методом обучения стало создание игровых ситуаций. Игры с математическим содержанием помогают развивать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна дошкольникам. Желание достичь цели – дать ответ и получить результат – стимулирует познавательную активность, способствует прочному усвоению программного материала.

 Вашему вниманию предлагаются фрагменты системы коррекционно-развивающих занятий по ФЭМП, направленных на развитие количественных представлений в игровых ситуациях. Система коррекционно-развивающих занятий разрабатывалась на основе календарно-тематического планирования, а также учитывала специальные образовательные потребности дошкольников с ЗПР.

I. Игровая ситуация:

«Помогаем котятам занять их места в вагончиках»

(упражнение в счете, соотнесении числа и цифры)

Введение в игровую ситуацию: Котята отстали от мамы-кошки, детям предлагается помочь котятам занять свои места  в соответствующих вагончиках.

Затруднение в игровой ситуации: чтобы поезд отправился в путь, детям необходимо расставить вагончики в соответствии с количеством окон в них (от меньшего к большему). Определить для каждого котёнка свой вагончик.

Решение игровой ситуации:

  1. дети расставляют вагончики по порядку (у вагончика №1 – одно окошко, у вагончика №2 –два окошка, всего пять вагончиков по количеству котят). Выполняя данное задание, каждый ребенок упражняется в счете;
  2. распределяют котят по вагончикам- каждому котенку присвоена медаль с изображенной цифрой (от 1 до 5). В случае затруднения, задаются наводящие вопросы.
  1. Игровая ситуация:

«Наводим порядок на полке с игрушками»

 (упражнение на сравнение и уравнивание множеств)

Введение в игровую ситуацию: в кабинете учителя-дефектолога на полке с игрушками беспорядок, начинать занятие не предоставляется возможным. 

Затруднение в игровой ситуации: учитель-дефектолог уточняет задание- на верхней и нижней полках игрушек должно быть равное количество.

Решение проблемной ситуации:

  1. дети пересчитывают общее количество игрушек на обеих полках. Выявляют полку с большим количеством игрушек;
  2. экспериментально убеждаются в верности своего выбора на основе сопоставления пар;
  3. уравнивают количество игрушек на полках. Повторно проверяют правильность выполнения задания.
  1. Игровая ситуация:

 «Строим мост»

(упражнение на формирование состава чисел в пределах 5)

Введение в игровую ситуацию: дети и учитель-дефектолог «едут» на автобусе, путь преграждает импровизированное озеро.

Затруднение в игровой ситуации: детям необходимо решить, как попасть на противоположный берег и продолжить путешествие.

Решение проблемной ситуации:

  1. Дети замечают равные по длине элементы моста (общее количество пять штук, на каждом изображена цифра «1»). При наводящей помощи учителя- дефектолога строят из найденных элементов мост на противоположный берег.
  2. Пересчитывают количество использованных элементов, фиксируют итоговое число- пять.
  3.  Сравнивают мост с одним элементом, равным по длине сумме длин пяти с изображением «1». Учитель-дефектолог акцентирует внимание детей: 5=1+1+1+1+1.

Следует отметить, включение игровых ситуаций на занятиях по формированию элементарных математических представлений значительно повысили познавательный интерес к занятиям у дошкольников, поспособствовали более прочному усвоению программного материала, развитию логического мышления. Положительная динамика нашла отражение в промежуточном диагностическом исследовании, проведенном по итогам первого полугодия. Преимущественно, дети овладели математической терминологией (в рамках изученного   материала): называние некоторых цифр, фиксирование итогового числа при пересчете предметов. При сравнении групп предметов дошкольники овладели понятиями «больше» - «меньше», «поровну», отражают результат сравнения в речи. Количественный счет также стал более совершенным: дети реже допускают пропуски или перестановку чисел. Помимо прочего, игры с математическим содержанием оказали содействие в установлении эмоционального контакта детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....

«Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.

Современная модель развития математических способностей строится на индивидуально-личностной ориентации педагога во взаимодействии с дошкольником. «Математические характеристики» являются частью окруж...

Формирование количественных представлений у дошкольников

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, опери...

«Возможности использования палочек Кюизенера для формирования количественных представлений в разновозрастной группе ДОУ»

Для детей дошкольного возраста формирование и развитие элементарных математических представлений имеет огромную ценность. Происходит интенсивное умственное развитие ребенка, раскрываются его познавате...

Методическая разработка дидактических игр и игровых упражнений для формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на этапе счётной деятельности

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача....