Главные вкладки

    «Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.
    статья по математике (старшая, подготовительная группа) на тему

    Куулар Арина Делеговна

    Современная модель развития математических способностей строится на индивидуально-личностной ориентации педагога во взаимодействии с дошкольником. «Математические характеристики» являются частью окружающего мира и обогащают детство новыми красками. Разработка технологии заданного в стандарте национально-регионального содержания должна осуществляться во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности как природоведческая, изобразительная, практическая и.т.п. с использованием предметов быта тувинцев (развитие способностей путем комбинирования цвета и формы, классификация предметов, развитие творческого воображения, счета, количест

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_na_temu_tyulyushovnaga.docx20.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.

                    А. Д. Куулар воспитатель, МАДОУ д/с «Сказка»г.Ак-Довурак.

    Современная модель развития математических способностей строится на индивидуально-личностной ориентации педагога во взаимодействии с дошкольником. «Математические характеристики» являются частью окружающего мира и обогащают детство новыми красками. Разработка технологии заданного в стандарте национально-регионального содержания должна осуществляться во взаимосвязи и в контексте других содержательных видов деятельности как природоведческая, изобразительная, практическая и.т.п. с использованием предметов быта тувинцев (развитие способностей путем комбинирования цвета и формы, классификация предметов, развитие творческого воображения, счета, количества)

       Много народных традиций, обычаев, установок регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности.. Под этнокультурными традициями нами понимаются исторически сложившееся, передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и проведения, отражающие совокупностей морали и культуры определенного этноса

    Цель включения этнокультурных традиций в количественном представлении в программу обучения – воспитывать у детей любовь и уважение к культуре и быту своего народа, развивать речь, творческую самостоятельность, любознательность.

    Актуальность темы: Предопределена  Государственным  стандартом образования, одним из компонентов которого является национально-региональный, предполагающий   включение в процесс  воспитания  и обучения детей дошкольного возраста. Элементов национальной культуры тувинского народа.

     Проблема математического образования детей дошкольного возраста остается достаточно острой сегодня. Причин тому несколько.  Во- первых, сказывается отсутствие практического опыта по использованию этнокультурных традиций в воспитании и образовании подрастающего поколения в повседневной жизни.

     Во – вторых, не разработаны программы, методические пособия именно по этнокультурным традициям. Поэтому начала работать по этой проблеме. Для этого использую различные жанры народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, сказки, носителями которых выступали народные сказители, остроумные беседы (Чечен -чугаалар).

    Именно загадки способствуют развитию памяти ребенка его образному мышлению, быстроте умственных реакций. А пословицы прочно ложатся память в них содержатся огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

    Остроумные беседы - это яркое и особая форма народного красноречия, один из источников пословиц и поговорок, загадок, крылатых слов и выражений. Например: Один собеседник задавал короткие однотипные вопросы «Бир деп чул»- что такое один? Вплоть до десяти. Другой на каждый из этих вопросов почти всегда отвечал заранее известным образом, не исключавшим, впрочем, импровизации. Эти ответы могли иметь форму утвердительно звучавших риторических вопросов «Мерген угаангыр харыы.» Ответы констатировали временные примеры: «Чеди-Хаан эжик бажынга чорда,дан база атпас бе?-не наступит ли утро (рассвет) когда Большая Медведица над порогом юрты покажется? «Не наступит ли утро, когда цветут пять разных цветов?»

     Поэтому систематическое использование этно-регионального материала на занятиях математики повышает интерес детей не только к самому учебному предмету, но и к истории, географии, культуре тувинского и русского народов, а также способствует формированию культуры межнациональных отношений.

    Прежде чем работать по этой проблеме, я поставила перед собой следующие задачи:

    а) Освоение детьми дошкольного возраста национальной культурой в ее диалектическом единстве с общемировой культурой;

    б) Связь математики с запросами окружающей практической жизни детей;

    В) Связь математики с культурными традициями, техническим и духовным творчеством коренного народа на данной территории.

    Г)включения в математический материал эпитетов: цветовых, определяющих размеры; качества предметов фольклора; изучения числа, счета, цифр, геометрических форм и фигур.

     Начиная со средней группы задачи и содержание работы, направленной на развитие количественных представлений определяются с учетом знаний и умений, усвоенных детьми.

    К ним относятся умение считать предметы, звуки, движения в пределах до 5,сравнивать их. Для закрепления умения считать и сравнивать, устанавливать равенство и неравенство использую устный счет, остроумные беседы, пословицы, поговорки, сказки.

     В старшем дошкольном возрасте количественные представления в процессе обучения формируются под влиянием овладения счетной измерительной деятельностью. Например тувинские мерки «бир илиг», «ийи илиг» , «бир карыш», «ийи карыш» очень легко запоминаются детьми дошкольного возраста.

      Новый материал, изученный на занятии закрепляются в форме дидактических и пальчиковых игр. Например: Игра «Найди фигуру», «Найди  предметы  мебели похожее на квадрат»Построй  дорожку до юрты, сосчитай и раскрась узоры»  Каждую занятию стараемся проводить в интегрированной форме. Для успешного усвоения детьми учебного материала учитываю индивидуальные особенности детей, их интересы и возможности. В начале каждого занятия, для организации и подготовки детей к занятию провожу хороводные и малоподвижные игры со стихотворным  сопровождением, очень полезно  и интересно создавать проблемную ситуацию сказочного характера.

      Например:Оскус-оол может быть освобожден из темницы только при условии, если решит задачу Баба Яги; Три раза по разному разложить на группы разные геометрические фигуры, но он не знает, как это сделать надо помочь мальчику освободиться. Дети с удовольствием включаются в поиск правильных освоений для группировки фигур. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения. Следует постоянно менять формы игр, вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей , создавая атмосферу напряженной работы. На занятиях по ФЭМП также дети рисуют уже выученные геометрические формы использую трафареты, шаблоны при рисовании не только развивается мелкая моторка рук , но и дети учатся составлять небольшие предложения по своим рисункам (сделать анализ и синтез) или экспериментирование. Масса предметов, емкости, меру длины.

    Как итог всей проведенной работы по знакомству этнокультурных традиций,  тувинцев проводится праздник «Шагаа» математические викторины.

     Ребенок-существо универсальное и цельное. Петь, плясать, ,лепить, рисовать, моделировать,  решить задачу, конструировать, считать -все ему под силу, все интересно. Благодаря всем этим видам деятельности, ребенок развивается, растет, познает и творит мир.

     

     

    Использованная литература:

    1.Журнал «Башкы»№3,2001

    2.Г.Н Курбатский. Юрта в фольклорном сознании тувинцев.

    3.А.В.Белошистая. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников: М.2003.

    4. Материалы конгресса. «Юрта-традиционное жилище кочевых народов Азии» Кызыл.2004г.

    5. Игровые задачи для дошкольников.СПб.,1999г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы

    Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...

    Формирование временных представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

    Формирование временных представлений детей дошкольного  возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО...

    Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"

    Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории Новиковой Марины Анатольевны: "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"....

    "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"

    Материал по окружающему миру (старшая группа) на тему: Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории "Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста"...

    Использование пособий В.В.Воскобовича при формировании временных представлений детей дошкольного возраста

    в статье описан опыт использования игрового пособия "Коврограф" дляформирования временных представлений детей дошкольного возраста....