Использование пособий В.В.Воскобовича при формировании временных представлений детей дошкольного возраста
статья по математике на тему

Макушева Надежда Сергеевна

в статье описан опыт использования игрового пособия "Коврограф" дляформирования временных представлений детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пособий В.В.Воскобовича  при формировании временных представлений детей дошкольного возраста

Макушева Надежда Сергеевна

МДОУ № 99 г.Комсомольск-на-Амуре

681008, Комсомольск-на-Амуре, проспект Победы,

42 корпус 3, тел.: 8 (4217) 265100

e-mail: makusheva.nadezhda.87@mail.ru

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.

Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Дети знакомятся с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.

Согласно ООП МДОУ детского сада «Звёздочка» № 99, представления о времени мы начинаем формировать в младшем школьном возрасте. На 4-ом году жизни у детей формируем временные отношения раньше-позже, сначала-потом, утро-вечер, день-ночь. В среднем дошкольном возрасте обращаем внимание на последовательность частей суток в настоящем, прошедшем и будущем времени: сегодня, вчера, завтра, а также проводим обобщение частей суток в понятие «сутки». В старшем дошкольном возрастеформируем отношения: сутки, неделя (дни недели), месяц, а также представления об измерении времени с помощью календаря и песочных часов. В подготовительной группе знакомим с понятиями минута-час, неделя-месяц, месяц-год, учим детей соотносить их.

Временные понятия – абстрактны.При формировании временных представлений дошкольников педагог всегда сталкивается с проблемой  подбора наглядного  примера -  того наглядного образа, который поможет объяснить цикличность, повторяемость, поможет запомнить последовательность. Такой материал должен быть простым, понятным даже ребенку второй младшей группы, и в то же время интересным, ярким.

В своей работе по формированию временных представлений целесообразно использовать  игровое пособие «Коврограф «Ларчик». Преимущества «Коврографа» в том, что он:

  • очень удобен, мобилен (на мольберте его можно поставить в любое место в группе, организуя пространственную среду в группе);
  • интересен (детям нравится играть с ним, прикреплять на игровое поле различные картинки, использовать «Разноцветные веревочки» и иные заготовленные детали);
  • полноценен (в комплект входит достаточно большое количество дополнительного материала, который можно использовать).

В процессе ознакомления детей с временами годанеобходимо помочь детям запомнить их последовательность, подчеркнуть цикличность. Для этого с помощью элемента «Круговерт» и «Разноцветных веревочек»рисуем круг (создаем модель года), делим его на 4 части (с помощью тех же цветных веревочек), каждый сектор выделяем веревочкой своего цвета: красный – лето, желтый – осень, зеленый – весна, синий – зима. С помощью элемента «Стрелочка» дети определяют время года (выбирают нужный сектор).  Кроме того, можно подобрать различные картины с изображением времен года, которые необходимо будет соотносить с определенным сектором круга.Данную модель можно использовать не только в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений, но в процессе познавательного и речевого развития (составление рассказа о сезонных изменениях в природе, об изменениях одного объекта в разные времена года, о сезонной одежде, играх и т.п.) Чем чаще мы будем обращаться к опыту детей через модель, тем быстрее произойдет освоение временных понятий.

В средней группе с помощью дидактического набора «Кружки»из комплекта «Коврограф» мы показываем, что каждое время года состоит из 3 месяцев. В старшей группе можем обозначать не только месяц, но и дату с помощью пособия «Набор цифр и знаков Ларчик»(Рисунок 1). При этом дети легко запоминают даты рождения друг друга, происходит понимание, кто старше, а кто младше и на сколько, считают количество дней в каждом месяце, сравнивают их.В подготовительной к школе группе дети могут ужесамостоятельно обозначать месяц (написать его название) с помощью комплекта «Буквы и цифры на прозрачной основе».

В младшей группе при ознакомлении с частями суток мыиспользуем  пособие«Лепестки Ларчик – эталоны цвета», с помощью которых кодируем части суток: жёлтый – утро, белый – день,  синий – вечер, темно-синий – ночь. Это помогает детям запомнить количество и последовательность частей суток, понять их цикличность (Рисунок 1). При этом мы проводим разные игры: «Расскажите, что мы делаем утром (днем, вечером, ночью)», «Назови пропущенное слово» (воспитатель говорит предложение, пропуская часть суток), «Когда это бывает?», «Какой части суток не хватает», «Сутки перепутались» (на определение последовательности частей суток) и т.п.

Знакомство с днями недели происходит в средней группе. Для этого мы в своей практике  используем  комплект «Гномы» (их 7, как и дней недели).Мы придумали сказку, по которой гномики ходят в гости  к нам в группу, каждый в свой день. Таким образом, гномик становится героем дня.  В течение всего дня мы его учим, с ним рисуем и играем, для него делаем поделки и т.п. В дальнейшем изображения гномов заменяются деталями «Волшебной восьмёрки» «Ларчик», при этом сохраняется  цветовая последовательность. Таким образом, мы «кодируем» все дни недели.  Дидактические игры «Какой день недели не на своем месте», «Какой день потерялся» и т.д.помогают детям запомнить дни недели, их последовательность,  и понять цикличность (их повторяемость).

Знакомство с часами (циферблатом) происходит в средней  группе, а основная работа – в старшей и подготовительной.  С помощью комплекта «Круговерт и стрелочка» изображаем часы. С помощью дидактического набора «Кружки»  и  пособия «Набор цифр и знаков Ларчик»  обозначаем основные цифры циферблата (1, 3, 6,9) В старшей группе добавляем промежуточные указатели кружками.

В подготовительной группе мы подводим детей к понятиям  минута и секунда. Для этого добавляются самые мелкие деления циферблата с помощью маленьких кружков. По такому изображению детям легче понять, как секунды отмеряют минуту, минуты – час. В то же время дети учатся понимать значение стрелок циферблата.Минутную и секундную стрелочкимы  изготовили самостоятельно из картона (меньше той,  что входит в комплект). (Рисунок 2) Здесь целесообразно сочетать работу с моделью часов и настоящими часами (песочными или механическими), чтобы дать детям на собственном опыте «почувствовать» время. Например, посмотреть, сколько клеточек можно обвести за одну минуту на «Игровизоре», сколько фигур можно собрать из «Волшебного квадрата» или выложить по схеме из «Чудо-крестиков» и т.д. С помощью таких игр время становится как бы ощутимым, более понятным.

Таким образом, коврограф «Ларчик» и комплект вышеуказанных пособий помогает создать «календарь-модель», помогающий детям в освоении временных понятий. Конечно, работа с пособиями Воскобовича не исключает работу с песочными часами, календарём природы и т.п., но помогают мне создавать дополнительные игровые и проблемные ситуации для освоения детьми временных понятий, которые являются одними из самых сложных задач для дошкольников.

Список литературы:

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 184 с.
  2. Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М.Н.Полякова, Т.А.Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2016. – 304 с.
  3. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

Формирование временных представлений детей дошкольного  возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО...

«Использование этнокультурных традиций в формировании количественных представлений детей дошкольного возраста.

Современная модель развития математических способностей строится на индивидуально-личностной ориентации педагога во взаимодействии с дошкольником. «Математические характеристики» являются частью окруж...

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста

laquo;Мудрое распределение времени есть основа                                        ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»

Работа по формированию временных представлений должна включаться в деятельность дошкольников на протяжении всего дня....

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»

Временные представления – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, д...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....