Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рогова Ольга Михайловна

Временные представления – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_pedagogam_vremya_kureeva_rogova.docx16.12 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»

Подготовили: Куреева Н.В., Рогова О.М., воспитатели ГБОУ «Школа № 842»

        Временные представления – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками, потому необходимо уделять им особое внимание. Время очень специфично, оно всегда в движении, оно нематериально, дети не могут его «увидеть». В связи с этим необходимо помочь дошкольникам усвоить временные характеристики (текучесть, непрерывность, необратимость), меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и научить оперировать этими понятиями.

        Работа по формированию временных представлений должна включаться в деятельность дошкольников на протяжении всего дня.

        Постепенно начинайте знакомить ребенка с календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не эффективно. В игре, в совместной деятельности связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. При чтении художественной литературы, просите детей сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнивайте зиму и лето, весну и осень.

         Для формирования представлений о временах года используйте игры «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Помоги незнайке собраться на прогулку», «Когда деревья надевают этот наряд», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Собери месяцы вместе», «Какое время года заблудилось?», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?». Используйте игры-путешествия в различные времена года.

         Формированию представлений о частях суток помогут следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот». Как и при формировании знаний о временах года, при закреплении знаний о частях суток можно использовать игры-путешествия в разные части суток.

         При формировании представлений о днях недели, используйте такие игры как «Неделька, стройся», «Веселая неделя», «Радуга-дуга», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Семь волшебных листков», «Наведи порядок», «Разноцветная неделька», «Совушка», «Неделькина лесенка».

         Важной задачей является знакомство детей с часами. Для решения этой задачи используйте игры: «Какое время», «Который час?», «Часы гнома ТИК-ТАК», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы».

         При формировании представлений о текучести времени можно использовать игры «Вчера, сегодня, завтра», «Машина времени», «Было – будет», «Дни приходят и уходят».

Список источников

1. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.

3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.

4. Владимирова Т. В. Формирование у старших дошкольников представлений о некоторых свойствах времени. - Ульяновск, 1999. -32с.

5. Галлямова Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/310035/?numb_artic=310035

6. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. М.: Издательство: Владос, 2007. - 72 с.

7. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

8. Лебеденко Е.Н.Формирование представлений о времени.- Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003. - 75 с.

9. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени // Психолог в школе. - 1999. - № 1. - С. 63-73.

10. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста - СПб «Детство-Пресс», 2005. - 125 с.

11. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание . - 1996. - №1. - С.21-25.

12. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. Мн.: Национальный институт образования, 2007. - 510 с.

13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста - Москва «Просвещение» 1991. - 55 с.

14. Соколова Е.И. Тетушка Неделя: Формирование временных представлений у детей от 4 лет Золотая серия развития и обучения ребенка. - Атберг 98, 2008. - 75 с.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

16. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -- М.: Знание, 1984. -- 80 с.

17. Шорыгина Т.А. Точные сказки. Формирование временных представлений. Москва, 2004 . - 65 с.

18. Штейнберг В.Э. Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. - М.: Народное образование, 2002. -75 с.

19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -250 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

Формирование временных представлений детей дошкольного  возраста посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у дошкольников»

laquo;Формирование временных представлений у дошкольников»...

Использование пособий В.В.Воскобовича при формировании временных представлений детей дошкольного возраста

в статье описан опыт использования игрового пособия "Коврограф" дляформирования временных представлений детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей"

Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую поз...

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»

Работа по формированию временных представлений должна включаться в деятельность дошкольников на протяжении всего дня....