Развивающие игры как средство развития математических представлений
статья по математике (старшая группа)

Иванова Светлана Евгеньевна

Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных играх. Развивающая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей.

В организованной образовательной деятельности игра выступает в качестве интегрирующей основы решения всех образовательных задач. Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, обобщения, классификации, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры как средство развития  математических   представлений

А.А. Столяр считает, что одним из средств развития элементарных математически представлений детей старшего возраста является игра,  прежде всего развивающая. В процессе игры, дошкольники складывают, считают,  вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, которые формируют  логические операции. Развивающие игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов [4].

В.В. Воскобович определяет развивающие игры как интеграцию психологических и педагогических технологий, осуществляющих стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. По словам данного автора, очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре [1].

Как отмечает К.И. Чекурова, развивающие игры имеют целью развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и прочего материала.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и прочего, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, иными словами, видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания [5].

В основу развивающих игр положены три принципа обучения - это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием познавательных и творческих способностей:

  • развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;
  • задания - ступеньки создают условия для развивающего обучения,
    поднимаясь,  каждый раз самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно;
  • развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения.

Традиционно используются развивающие игры на плоскостное и объемное моделирование, в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают, и составляют силуэты.

Г.А. Репина подчеркивает, что технологии моделирования на плоскостных и пространственных материалах, вызывая живой интерес у детей, развивают их аналитико-синтетические, творческие способности, зрительную память, воображение, мелкую моторику. Поэтому знакомство дошкольников с миром математического моделирования на основе применения плоскостных, пространственных технологий, разработанных на основе логико-математических конструкторских игр, математических головоломок является наиболее интересным и увлекательным [5].

Предлагаемые И.А. Григорьевой и Т.А. Грузинцевой игры с учетом постепенного усложнения игровых и учебных заданий разделяются на четыре группы:

– игры на сравнение групп предметов и овладение умением находить сходства и различия предметов;

– игры на выделение свойств и признаков предмета;

– игры на классификацию групп предметов по заданному основанию (назначению, по размеру, по форме, по цвету, по другим признакам);

– игры на обобщение предметов.

На первом этапе авторы предлагают использовать серию игр «Сравни предметы», «Найди пять отличий», «Чем отличаются», «Чего не хватает» на сравнение групп предметов и на нахождение сходств и различий. Так, например, в игре «Чего не хватает?», на картинке дети рассматривают изображение различных предметов, в каждом предмете не хватает какой-то детали, ребёнок находит и называет недостающую деталь, и поясняет, мог ли существовать этот предмет, без недостающей детали.

На втором этапе авторы предлагают игры, направленные на формирование понятий о предмете на основе обобщения существенных свойств и признаков. Для лучшего установления существенных признаков, важно научить детей, рассматривать события во временной последовательности. В серии игр: «Истории в картинках», «Разложи по прядку», «Что сначала, а что потом?», «С утра до ночи», «Приключение мышонка» необходимо расположить сюжетные картинки в логической последовательности, в данных играх формируется умение наглядно представлять события во времени, а следовательно, более глубоко понимать события данного сюжета. 

На третьем этапе необходимо овладеть классификацией, где каждая группа предметов имеет свое постоянное место. В играх по классификации предметов:  «Что кому нужно», «Четвертый лишний», «Кто, где живет?» дети учатся находить общий признак предметов и по нему объединять предметы в однородные группы. В играх дети учатся относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное. 

На четвертом этапе при обобщении предметов предлагается проводить игры типа «Назови, что общего», «Определи лишнее», «Который не похож на другие», «Кто лишний и почему?». В этих играх дети учатся выделять и фиксировать общий признак двух и более объектов, группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом, распределять объекты по классам. 

Например, палочки Х. Кюизенера (цветные числа) и цветные полоски, построенные по такому же принципу, различаются не только длиной, но и цветом. При этом все палочки одинаковой длины имеют одинаковый цвет. Количество палочек в наборе таково, что позволяет строить два разнонаправленных ряда: один - по нарастанию длины, другой - по убыванию. Чтобы построить ряд, ребенку всегда необходимо абстрагировать длину от цвета палочки.

Эффективным средством развития у детей способности классифицировать объекты по совместимым свойствам являются игры с блоками и обручами, разработанные А.А. Столяром [4]. В современной практике математического развития дошкольников успешно применяются развивающие материалы, сконструированные по принципу логических блоков (наборы бабочек, листьев, цифр и др.), и разнообразные варианты методически реконструированных игр с обручами. При выполнении упражнений полезными окажутся логические блоки Дьенеша - комплект фигур разного цвета, формы, размера и толщины.

Е.А. Носовой разработан комплекс игровых развивающих ситуаций с логическими блоками Дьенеша, в котором дети осваивают логические зависимости: выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины), сравнение, классификацию и обобщение, а также логические действия и мыслительные операции [3].

Интерес представляет группа развивающих игр,  разработанных В.В. Воскобовичем, Б.П. Никитиным, А.А. Столяром.

Основные принципы развивающих игр В.В. Воскобовича – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям [1].

Первые игры В.В. Воскобовича появились в начале 90-х. Это игры «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки».

Интересная система развивающих игр создана Б.П. Никитиным. Его развивающие игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариативности, иными словами, их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка.

В играх Б.П. Никитина задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены  в порядке возрастания сложности, иными словами, в них использован принцип «от простого к сложному». Они имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда ребенку младшего дошкольного возраста  до непосильных детям старшего  дошкольного возраста [4].

Для организации самостоятельной детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. Используемые материалы и пособия должны содержать элемент «неожиданности», «проблемности». При их создании должен быть учтён имеющийся опыт детей, они должны позволять организовывать различные варианты действий и игр.

Таким образом, развивающие  игры, как средство развития элементарных математических представлений содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и педагогом, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Работу с развивающим дидактическим материалом  можно проводить с младшей группы и во всех видах непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах.

Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с содержанием. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОО и семьи, педагогов и родителей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воскобович В. В. Развивающие игры [Текст]  / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. – М.: Сфера, 2015. – 90 с.
  2. Ганеева А.С. Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС [Текст]  / А.С. Ганеева // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 115-117
  3. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст] / Е.А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 176 с.
  4. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству или развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин.- М.: Просвещение, 1990. – 110 с.
  5. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления [Текст]  / Г.А. Репина. - М.: Сфера, 2008.  – 155 с.
  6. Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст] / А.А. Столяр. – М.: Сфера, 2010. – 76 с.
  7. Чекурова К.И. Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / К.И. Чекурова. -  Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/658087/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...

Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».

На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.

Развивающая  игра  "Выкладывание  ёлочки  из  треугольников"  Млодшщая группаЦель:  Развивать  способность  составлять  изображение  из...

Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у старших дошкольников

В данной работе используются разнообразные игры, как средство развития ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....

Развивающая игра как средство формирования математических представлений дошкольников

Психологи и педагоги рассматривают усвоение и применение знаний как две стороны единого активного процесса обучения, в ходе которого не только выявляется качество знаний, но и происходит их обобщение,...