Педагогический проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
проект по математике (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №8 города Пикалево
Педагогический проект
«Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Пчёлина А.Н.
Б. Паскаль: Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным.
Педагогический проект "Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Вид проекта: По количеству участников: групповой . По направленности: предметный (ФЭМП). По приоритету метода: творческий (создание комплекса упражнений). Возраст участников проекта: 6-7 лет Реализуется в течение учебного года. По продолжительности: долгосрочный (в течении года) .
Актуальность: Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика необходима большому числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с дошкольного возраста. Проводя занятия по математике, я заметила, что дети, посещавшие дошкольные учреждения, часто не правильно отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, плохо усваивают программный материал, неправильно выполняют сложные задания. Проанализировав ситуацию, я поняла, что на занятиях не все дети могут включиться в работу, невнимательно слушают объяснение материала, часто заучивают счет неосознанно, механически. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество , форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий . В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить познавательный интерес в формировании элементарных математических представлений посредством развивающих игр. Чтобы помочь детям справиться со всеми этими проблемами, включаю в занятия развивающие игры. Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы. Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача , которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче .Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развить внимание, память, мышление, воображение, логику мысли, рассуждений, смекалку ребёнка. Играя, он может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредствам развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
Теоретическая база . Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В XVII-XIX в в. Вопросы содержания и методов обучения детей в дошкольном возрасте арифметике в формировании представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве, нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как : Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. По словам Л.С Выготского: «… научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли» Н.А. Виноградова отметила ,что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры , настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические , игры-инсценировки), словесные и игровые приемы, дидактический материал .Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр, рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
Новизна проекта. Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры с математическим содержанием. Задачи: Изучить литературу по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Обогатить предметно-развивающую среду по данной теме Составить картотеку игр с математическим содержанием. Привлечь родителей к оформлению уголка «Юный математик» Разработать план проект по «Формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры».
Предполагаемые результаты проекта − положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста; − формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности; − осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью развивающих игр, расширение знаний родителей о развивающих играх; - развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. - использование развивающих игр в процессе обучения, как способность повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников, активизации познавательной деятельности детей.
Методы работы, используемые в проекте: В процессе работы над проектом использовать следующие методы: метод наблюдения, описательный метод, метод тестирования, анализа.
Продолжительность проекта: Начало проекта: сентябрь 2016г. Завершение проекта: май 2017г.
План реализации проекта I этап – подготовительный (сентябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
II этап – основной (октябрь-апрель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация проекта – открытое занятие по ФЭМП .
III этап – итоговый (май)
Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Статья о влиянии дидактических игр на развитие элементарных математических представлений...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Автор:воспитатель МБДОУ№72 г.Мурманска Перминова В.Н.
Формированию у ребенка элементарных математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с...
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающе...
Семинар -практикум для воспитателей "Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум...
Проект «Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Подборка игр, упражнений и заданий, направленных на формирование элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста...
«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Неоценимую помощь родители могут оказать своему ребенку - дошкольнику в овладении элементарных математических представлений. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебн...
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры - как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста! Я провела исследование, целью которого, было изучение проблемы ...