Проект по математическому развитию «Круг, квадрат и треугольник-фигуры важные, фигуры нужные»
проект по математике (средняя группа)

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по математическому развитию

«Круг, квадрат и треугольник-фигуры важные, фигуры нужные»

Вид проекта: долгосрочный, фронтальный.

Участники проекта: подгруппа детей средней группы, воспитатель группы, родители.

Актуальность проекта:

Дети среднего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.

Цель проекта:

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Наш проект «Круг, квадрат и треугольник – фигуры важные, фигуры нужные» направлен на решение следующих задач:

Воспитательные:

• Воспитывать у детей умение работать самостоятельно;

• Формировать навыки самоконтроля.

Развивающие:

Развивать у детей внимание, память, глазомер.

Развивать у детей моторику рук, логическое мышление.

Образовательные:

• Закрепить названия геометрических фигур, их некоторые свойства;

• Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;

• Учить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

• Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме: «Геометрические фигуры».

Объект исследования – процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования – методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста.

Нами была выдвинута гипотеза, которую в процессе практической деятельности мы попробуем подтвердить или опровергнуть.

Гипотеза: Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать геометрические фигуры. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных дидактических, подвижных игр, математических сказок направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический.

Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о геометрических фигурах.

2 этап - организационный.

Задачи этапа: составление плана работы воспитателя с детьми по формированию представлений о геометрических фигурах через проведение исследовательской деятельности.

3 этап - практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование представлений о геометрических фигурах у детей среднего дошкольного возраста, через проведение исследовательской деятельности.

4 этап – итоговый.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.

Формы работы по реализации проекта:

• дидактические упражнения и игры;

• рисование;

• аппликация;

• подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур;

• художественная литература.

1. Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

Ребенку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно нужно подготовить карточки с изображением геометрических фигур.

- Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат в окно. Положи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

-Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленые круги, желтые круги, красные круги.

-Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

-Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

-Покажи маленькие круги (квадраты, треугольники) .

2. Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур»

Цель. Развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитатель раздает детям карточки с нарисованным человеком и спрашивает:

-Сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников в человеке?

Воспитатель просит нарисовать машину, дом используя геометрические фигуры.

3. «Я вижу то, что не видишь»

Цель. Развитие мышления, внимания.

Водящий ребенок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы видите, и оно круглое». Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.

4. «Угадай форму предмета»

Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.

Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы, 2 счетные палочки: короткая и длинная (например, оранжевого и светло-зеленого цвета). Ребенок ощупывает предмет, называя его. Остальные дети проверяют правильность задания.

Воспитатель поощряет тех детей, которые выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.

5. «Разместим (нарисуем) флажки»

Цель. Размещение флажков, имеющих квадратную, треугольную и прямоугольную формы. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления и воображения.

Правила и игровые действия. Играют индивидуально следующим образом: на листе картона в верхней его части горизонтально вычерчены (контуры) образцы геометрических фигур, а с лева вертикально даны образцы штриховки (или цвета, расположенные в порядке уменьшения их величины. Отдельно сделаны флажки из картона различные величины, но форма и штриховка (цвет) такие же. Ребенок должен нарисовать (разместить) флажки, успевая одновременно учитывать три условия: форму, отображенную в образцах фигур, штриховку, показанную слева, и постепенное уменьшение размеров флажков.

В игре принимают участие две команды. По сигналу воспитателя, каждый участник ставит один или несколько флажков. Побеждает та команда, которая первая правильно расположит флажки в соответствии с образцами.

6. «Какой фигуры не стало

Цель. Развитие внимания.

Воспитатель выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.

7. «Найди свой домик»

Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом-все квадраты, а этом- все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

11. Геометрическая сказка. «Как круг и треугольник с квадратом подружились».

12. Аппликация «Животные» из геометрических фигур.

13. Показ презентации на тему: «Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами».

Выводы:

В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.

Дети стали классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.

Родители оценили значение формирования представлений о геометрических фигурах, и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.

Преобразовалась картотека игр дидактических и подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.