Мастер - класс "Развитие математических способностей дошкольников с помощью дидактических игр"
методическая разработка по математике

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.      В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Дидактические игры с математическим содержанием обучают основным математическим понятиям; развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь; воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №53 «Радость» с.Осиново

Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Мастер - класс

Развитие математических способностей дошкольников

с помощью дидактических игр

Воспитатель:

Трунова Екатерина Александровна

                                                                                                       

2019 год

Цель:

Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП.

Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.

Блез Паскаль

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Игра – естественный способ развития ребенка. Дошкольник чаще всего именно в игре раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

        Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр.         В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Не смотря на многообразие дидактических игр их главной задачей, на мой взгляд, должно быть развитие логического мышления.

Дидактические игры с математическим содержанием обучают основным математическим понятиям; развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь; воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.

1.       «Разноцветные кубики».

Игра «Составь по образцу» - с помощью этой игры дети учатся работать по схеме и повторять, опираясь на картинку, ориентироваться в пространстве; у детей формируется пространственное мышление, развивается внимание, логическое мышление, мелкая моторика.

        Игры на развитие пространственного мышления (для старших дошкольников). С помощью этих игры дети научатся 1) строить модель из кубиков по чертежам – заданиям, 2) делать чертежи по построенным моделям, 3) конструировать новые модели и составлять чертежи к ним.

2.       «Разноцветные палочки». Разноцветные палочки  учат ребенка ориентироваться в пространстве, способствуют развитию мелкой моторики, смекалки и сообразительности.  Благодаря, такому доступному материалу, как разноцветные палочки от мороженого, закрепляются первоначальные знания геометрических фигур, арифметического счета. 

«Логические цепочки» - выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен повторить предложенный образец, т.е выложить такую же цепочку, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить ряд соблюдая последовательность.

 «Составь по образцу» - В игре представлены карточки со схемами, с изображением букв. Ребенку предлагается повторить рисунок, используя палочки. В игре схемы разной сложности. С помощью этой игры у детей развивается ориентировка в пространстве,  развивается внимание, логика, память; дети учатся работать по образцу.

3.       «Продолжи ряд» - игра, направленная на поиск математических закономерностей. Математическая закономерность представляет собой правило, согласно которому в цепочке (ряду) происходит повторение, замещение или изменение свойств определенных элементов в соответствии с установленным правилом. Игра поможет научиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Она окажет существенное влияние на формирование образного мышления, развитие сообразительности и смекалки.

4.        «Какая фигура пропала?» - игра похожа на судоку. Самое главное в игре – понять, что фигуры, размещенные в квадратах, не должны повторяться ни по горизонтали, ни по вертикали.

В квадрате, расчерченном на девять (шестнадцать) маленьких квадратиков, расположены разные по форме геометрические фигуры, которые отличаются по цвету или размеру. Например, в восьми квадратиках расположены круги, квадраты, треугольники одинакового размера, но разного цвета (красный, синий, зеленый). Дети, определяя закономерность расположения этих фигур, решают, какая фигура может располагаться в девятом квадратике.

Расположение фигур может быть различным, но смысл остается одним: ни по горизонтали, ни по вертикали цвет и форма фигур не должны повторяться.

5.        Игра «Танграм» - суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы. Интересно, что если сложить элементы в определенной последовательности, то получится квадрат.
          Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части.

         Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.
          Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала можно изучать только  элементы, находить, например, треугольник, показывать, какой из них большой, какой – маленький. Далее распечатать схему в полную величину, предлагая ребятам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек. Постепенно задания усложнять, предлагая схемы-подсказки, которые по размеру уже могут не соответствовать реальным «габаритам» фигурок.

          Математика – одна из самых сложных наук, но ребята не должны узнать об этом так рано, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.

Математика несёт красоту в любую науку.

Леонардо да Винчи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей математических способностей с помощью палочек Кюизенера».

Презентация познакомит с особенностями использования палочек Кюизенера с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: «Формирование логико-математических способностей при помощи методики «Палочки Кюизенера»».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это социальный заказ общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстре...

Формирование математических способностей с помощью развивающих игр

Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать...

Методический материал на тему:"Развитие математических способностей с помощью дидактических игр".

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

«Формирование математических способностей при помощи Лего-конструктора»

Возможно совершенствовать математические способности и познавательную активность дошкольников через Лего – конструирование....

Опыт работы "Развитие математических способностей с помощью игры".

Математика - великая и точная наука. В век высоких скоростей эта наука особенно важна и актуальна....

Мастер-класс «Развитие пространственных представлений и математических способностей с помощью Тико –моделирования».

Предназначен для педагогов ДОУ. Знакомство с технологией ТИКО при формирование у детей математических предтсавлений....