НОД по ФЭМП "Путешествие по математическим островам"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Вовченко Екатерина Александровна

Материал квест-игры по ФЭМП в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_sredney_gruppe.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Радуга»

городского округа Судак

Открытое интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений

в средней группе

«Острова математических загадок»

Подготовила:

воспитатель:

Вовченко Е.А.

Судак, 2018 г.

Интегрированное занятие в средней группе по ФЭМП

«Острова математических загадок».

Воспитатель: Пират.

Дети: Путешественники.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Формирование элементарных математических представлений, путем решения проблемной ситуации. 

Задачи:
Образовательные:

- совершенствовать счётные навыки в пределах 5, закреплять в сознании детей соотношение числа с цифровой символикой;

- совершенствовать знание о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, прямоугольник);

- учить узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов; 

- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве используя предлоги для обозначения местоположения предметов;

- учить сравнивать предметы по величине в порядке возрастания; 

- закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый; 

- учить отвечать на вопросы «сколько? », «который по счету? », «на котором месте?».
Развивающие:

- развивать интересы детей, логическое мышление, любознательность;

- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

- развивать речь, наблюдательность.
Воспитательные:

- воспитывать слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать желание трудиться, помогать другим.
Предварительная работа: разучивание физкультминуток, гимнастики для глаз, название цветов.

Методические приёмы:
Игровая ситуация, сюрпризный момент, постановка проблемы, беседа-диалог, речевая игра «Наоборот», подвижные и малоподвижные игры «Шторм и штиль», «Считай и делай», «Море, берег, парус», дидактическая игра «Разложи геометрические фигуры», «Собери букет», «Разложи в порядке возрастания», здоровьесберегающая «Отдыхалочка», показ картинок и игр к заданиям с помощью ИКТ, подведение итогов.
Материалы и оборудование: бутылка с письмом, корабль, труба подзорная труба, костюм пирата, якорь, мяч, нарисованные камни с загадками, слайды с изображением карты и других предметов, цветы из бумаги, карточки с изображением фигур и картинки с предметами таких же форм, пять ключей разного цвета и размера, интерактивная доска для игры «Укрась ёлочку», ноутбук, сундук, шоколадные монеты.

Ход занятия:

(Выходят воспитанники друг за другом, становятся полукругом, лицом к гостям.)

Вводная часть. 

Пират: Здравствуйте, ребята! Я-настоящий покоритель морей-морской пират Джек! Я сегодня вас приглашаю в удивительное путешествие по морским островам. Но сначала, мне бы очень хотелось, чтобы вы поздоровались с нашими гостями!

Дети: Здравствуйте!

Пират: Вот теперь я вижу, что вы готовы отправиться в путь, на поиски настоящих сокровищ! Готовы?

Дети: Да!

Пират: Тогда, начнём! А что нужно настоящему пирату для поиска сокровищ? Как вы думаете?

Дети: Карта!

Пират: Совершенно верно! И у меня есть одна такая! Самая настоящая! Она находится в бутылке, её прибило к берегу сильным штормом!

(На экране появляется карта. Пират читает письмо.)

«Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи, только тогда вы сможете отыскать клад.»

Основная часть.

(Обращаемся к карте)

Пират: Итак, наш первый остров - остров “Наоборот”. Но как же нам на него попасть, кругом глубокое море? Придётся плыть. А на чём же мы поплывём?

Дети: На корабле.

Пират: Согласен! Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном (дети надевают наголовники с морской тематикой), а вы моими помощниками - моряками. Ну что, плывем? Тогда в путь! Отдать швартовы! Поплыли!

(Звучит музыка, дети вместе с пиратом имитируют движения гребли на корабле. Плывут сидя.)

Пират: (смотрит в трубу) Вижу землю! Сбросить якорь! Вот мы и на твёрдой земле. Наш первый остров называется «Остров наоборот». На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Наоборот».

Игра «Наоборот» (с мячом).

Пират: Я вам называю слово, а вы мне говорите его наоборот. Слушайте внимательно!

Низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.

Пират: Молодцы, ребята! Справились с заданием! И вот наш ключик!

Пират: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету?

Дети: Первый, красный.

Пират: Верно! А нам пора дальше отправляться!

(На экране появляется карта) 

Пират: Все на борт! Отдать швартовы! Поднять якорь!

(Обыгрывается ситуация с кораблём - дети под музыку руками имитируют плавающие движения. Плывут сидя. По дороге играют в игру «Шторм и штиль», шторм-быстрые движения, штиль-медленные, плавные движения)

Пират: (смотрит в трубу) Вижу землю! Сбросить якорь! Приплыли. Наш второй остров называется «Остров Геометрических фигур». На этом острове живут геометрические фигуры и предметы, на них похожие, но был сильный шторм, поднялся ветер и все предметы разлетелись. Поможем всё вернуть на свои места, в свои домики?

Игра «Разложи геометрические фигуры»

(На столах лежат карточки с геометрическими фигурами вверху. На одной карточке прикреплен овал, на другой – треугольник, на третьей – круг, на четвертой – прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов, похожих на геометрические фигуры.)

Пират: Надо все картинки разложить по своим карточкам.

Пират: Отыщите карточку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Какая это фигура?

Дети: Круг.

Пират: Правильно. Молодцы!

Пират: Возьмите карточку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Какая это фигура? (Треугольник.)

Пират: Найдите карточку, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Какая это фигура? (Овал.)

Пират: Как называется фигура, которая имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные? Какая это фигура? (Прямоугольник.)

Пират: А теперь найдите на своих столах предметы, имеющие такую же форму, как у вас на карточках.

(Дети картинки прикрепляют на соответствующие карточки)

Пират: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету?

Дети: Второй, жёлтый.

Пират: Скорее плывём дальше! Все на борт! Поднять якорь!

(Появляется карта. Обыгрывается ситуация с кораблём - дети под музыку руками имитируют плавающие движения. По дороге играют в игру «Считай и делай» на мультимедийной доске)

«Считай и делай»

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас. (3)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов. (2)

На картинке одни брюки,

Столько раз поднимем руки. (1)

Давай присядем столько раз

Сколько ёжиков у нас. (4)

Сколько зайчиков у нас,

Столько мы подпрыгнем раз. (5)

Пират: (смотрит в трубу) Вижу землю! Сбросить якорь! Приплыли. Наш третий остров называется «Остров Дружные цифры». На этом острове живут цифры. Похоже, что они, как и все мы, готовятся к Новому году. Елочку то они поставили, а украсить ее забыли. Давайте им поможем!

Игра на интерактивной доске «Укрась ёлочку».

Пират: На верхние веточки развесьте только красные шары. (Выполняют задание)

Пират: Сколько ты развесила шаров? (4) Обозначь цифрой. (Выполняют задание)

Пират: А теперь, под шариками нужно развесить только синие шары. (Выполняют задание)

Пират: Сколько ты развесила синих шаров? (3) Обозначь цифрой. (Выполняют задание)

Пират: Чего больше синих или красных шаров? (Красных)

Пират: На сколько красных шаров больше, чем синих? (На 1 больше)

Пират: Что нужно сделать, чтобы их стало поровну. (Добавить синие шары)

Пират: Сколько нужно добавить синих шаров? (Нужно добавить 1 синий шар)

Пират: Сколько стало синих и красных шаров? (Поровну, одинаковое количество)

Пират: А еще как можно сказать сколько? (Синих и красных шаров по 4)

Пират: Вот мы и добыли очередной ключ. Ребята, какой это ключ по счету, по цвету?

Дети: Третий, синий.

Пират: Скорее плывём дальше! Все на борт! Поднять якорь! Что-то вдруг потемнело в глазах или туман какой-то, острова совсем не видно! Видимо, устали глаза. Пора отдохнуть!

(Карта. Обыгрывается ситуация с кораблём - дети под музыку руками имитируют плавающие движения. По дороге делают гимнастику для глаз «Отдыхалочка»)

«Отдыхалочка»

Глазкам нужно отдохнуть. (закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Пират: (смотрит в трубу) Вот теперь чётко вижу землю! Сбросить якорь! Выходим. Наш четвёртый остров называется «Остров Математических загадок». На этом острове живут разные математические загадки. И нам с вами нужно будет их разгадать.

Пират: Мы приплыли, но где-то тут должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали) В замке спрятан четвёртый ключ, нам его нужно достать, но дверь завалило огромными камнями. Их нужно разобрать и тогда дверь откроется.

Игра «Математические загадки»

Пират: На камнях написаны загадки. Вам нужно правильно сосчитать и отгадать все загадки. (Берёт камень и читает загадки)

1.Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать -

Кто их сможет сосчитать? (Четыре жука)

2.Шесть веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Тут один улегся спать,

Поросят осталось… (Пять)

3.Высоко задравши нос,

Заяц пять морковок нес.

Вдруг споткнулся и упал-

Две морковки потерял,

Сколько морковок у зайца осталось?   (Три)

4.Два щенка-баловника

Бегают, резвятся,

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся-

Вместе будет веселей

Сколько же всего друзей?  (Пятеро)

5.Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей? (4 карандаша)

6.В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?
(Три)

Пират: Ура! Все камни разобрали, а теперь можно и ключик забирать. Посмотрите, ребята, какой это ключ по счёту и какого он цвета?

Дети: Четвёртый ключ, зелёного цвета.

Пират: Молодцы! А нам пора к последнему острову поспешить! Скорее плывём дальше! Все на борт! Поднять якорь!

(Карта. Обыгрывается ситуация с кораблём - дети под музыку руками имитируют плавающие движения. Плывут сидя. По дороге играют в игру «Море, берег, парус», море-шаг вперёд, берег-шаг назад, парус-руки вверх и дуют)

Пират: (смотрит в трубу) Вижу землю! Сбросить якорь! Выходим. Наш пятый остров называется «Остров Хорошего настроения». Только вот беда! Загрустил что-то житель этого острова Медвежонок, захотел он маме своей букет цветов подарить, но у него никак не получается его составить. Букет этот особенный, нужно цветы разложить в правильной последовательности. Поможем ему? Соберём букет для Медведицы и вернём хорошее настроение Медвежонку? А ещё получим последний заветный ключик.

Дети: Да!

(На доске 5 разных цветков: роза, василёк, тюльпан, нарцисс и ромашка. Их нужно разместить в разных местах)

Пират: Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат те самые цветы, из которых мы будем делать букет для Медведицы. Назовите цветы. (называют все цветы)

1. Поместите красную розу в середину букета (выполняют).

2. Синий василёк слева от розы (выполняют).

3. Розовый тюльпан справа от розы (выполняют).

4. Жёлтый нарцисс сверху над розой (выполняют).

5. Белую ромашку под розой (выполняют).

Пират: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. Еще один ключ у нас в кармане. (Называют порядковый номер и цвет-оранжевый).

Пират: Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?

(Голос) Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке возрастания, от маленького к большому.

(самый маленький, немного побольше, ещё больше, большой и очень большой)

Пират: Вот и открылся наш сундук. Ребята, скажите, что больше всего запомнилось вам в нашем путешествии? (Отвечают) Что очень понравилось? (Отвечают)

Пират открывает сундук и вынимает письмо. Зачитывает: «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад. А что бы поднять вам настроение-примите сладкие золотые монеты». (В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке.)

Пират: А нам нужно назад отправляться! Поплыли!

(Карта. Обыгрывается ситуация с кораблём - дети под музыку руками имитируют плавающие движения. Плывут сидя, в разном темпе)

Пират: Вот мы и вернулись домой. Мне было очень интересно путешествовать с вами! Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами. Правда? (Да). Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необыкновенные приключения на математическом острове «Лабиринт».

Конспект открытого занятия ( дети с ограниченными возможностями здоровья).Цель:Создать благоприятные условия  для развития эмоционального,  интеллектуального потенциала и формирования  ...

Родительское собрание "Путешествие по математическим островам"

Родительское собрание в нетрадиционной форме игры-путешествия с участием детей....

Конспект НОД "Математические острова"

Конспект по ФЭМП в старшей группе...

«Математические острова».

«Математические острова»....