Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми по ФЭМП на тему"Путешествие на математические острова"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Боровская Светлана Николаевна

Математическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_femp.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми по ФЭМП на тему"Путешествие на математические острова"             Область образования: Познавательное развитие

Цель: развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Учить выявлять закономерности между предметами по их свойствам. Уточнить временные представления, пространственные отношения. Закрепить навыки порядкового и количественного счета, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знания геометрических фигур, различных видов линий, математическую речь детей.
  • Развивать умение решать задачи. Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
  • Воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Умение работать в парах.

Оборудование: центральная стена оформлена в виде моря и островов с пальмами, облаком и солнцем; три ковра разной формы и цвета: зеленый – прямоугольный, зеленый – треугольный, желтый – круглый; надписи с названием математических островов; карточки – задания.

Для занятия:

  • Четыре клумбы с цветами; четыре набора цифр от 1 до 10; математические змейки (на каждого ребенка); цифры – островки от 1 до 10.
  • Математические планшеты с парными наборами картинок – предметов и геометрических фигур, резиночки; «Математический квадрат» с набором геометрических фигур (для ориентировки на листе бумаги).
  • Набор игрушек из сказок: волк, поросенок, Курочка Ряба, медведь, рыбка; обруч; счетные палочки; шнурки; карточки с рисунками групп геометрических фигур и бабочками (для игры «Хитрые насекомые»), карточки – схемы фигур (на каждого ребенка); бутылка с запиской, сундук.
  • Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации, «Полет шмеля» Н.А.Римский-Корсаков, музыка для игры.

Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»

Ход занятия

I. Воспитатель: Ребята, я собрала вас здесь для того, чтобы рассказать о том, что в почтовый ящик нашего детского сада попала необычная телеграмма, адресованная ребятам старшей логопедической группы «Вишенка». Вот послушайте ее содержание: «Дорогие ребята, спасите, помогите! В царстве математических островов случилась беда: нас захватили злые пираты. На островах паника и беспорядок. Только вы можете нас освободить, выполнив все задания пиратов».

Жители математических островов

– Как вы думаете, как нам поступить? (Нужно помочь жителям математических островов).

– Значит нужно отправляться в путь, но посмотрите, как далеко они находятся (гимнастика для глаз). Вон там, в вдалеке светит яркое солнце, оно круглое, желтое (глазками), по небу плывут голубые облака, опустите глазки пониже и увидите пальмы, а недалеко от берега дрейфует корабль пиратов. Зажмурьте глазки поморгайте и посмотрите внимательно, сколько пиратских кораблей? (Один).

Тогда нам нужно поторопиться. Но острова так далеко, на чём же мы можем отправиться туда? (Перечисляют).

У нас есть только волшебный ковер самолет. Перед нами несколько ковров, но лишь один из них волшебный: он не треугольной формы, но зеленого цвета и у него есть прямые углы. Какой формы ковер – самолет? (Прямоугольной).

Итак, встанем на него и произнесем волшебные слова (Релаксация под музыку).

Дети:

1, 2, 3, 4, 5 будем медленно считать, 
6, 7, 8, 9 в чудеса хотим мы верить.
10 тихо. Расслабляемся. В математическое царство отправляемся.
9, 8, 7, 6 – в нем загадок много есть.
5, 4, 3, 2 – ждут ребяток здесь всегда.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

Воспитатель: Ребята, вот мы попали в царство математических островов, и перед нами – остров потерянных чисел (I).

1. На этом острове много цветов, которые жители любят пересчитывать, чтобы не запутаться возле каждой клумбы они поставили цифру, соответствующую количеству цветов на клумбе. Но пираты перепутали все цифры нам нужно исправить ошибки. Давайте разделимся по 2 человека и подойдем к клумбам. Внимательно пересчитайте цветы на своих клумбах и найдите соответствующую цифру

Повторяем. (На этой клумбе 5 цветов, значит здесь должна быть цифра 5 (4, 7, 3)).

Молодцы! Выполнили все правильно. Посмотрите, как цветы ожили, как они приятно пахнут, (дыхательная гимнастика) вдыхаем аромат, слегка подуем на них.

2. Посмотрите, нам дорогу преградили математические змейки. Узор на их спинках состоит из цифр. Но некоторые цифры потерялись. Вы змейкам помогите и цифру для них найдите. Каждый выберете себе змейку, которой хотите помочь и допишите недостающую цифру. (Своей змейке я дописал цифру 1… (8 змеек)).

Змейки говорят вам «спасибо». А мы ответили им «пожалуйста» на их змеином языке – ш-ш-ш-ш.
Чтобы нам добраться до следующего острова, нужно разложить цифры-островки от 1 до 10.

II. Вот мы и на острове геометрических фигур. Посмотрим, что нам здесь оставили пираты? Загадки.

Он давно знакомый мой, 
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины
Вам его представить рад, а зовут его… (
квадрат)

Три сторонки, три угла
Отвечайте, кто же я? (
треугольник)

Что похоже на открытку, 
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С одеялом и ковром.
Вы подумайте, скажите, 
Только помнить вы должны, 
Что у фигуры этой противоположные стороны равны. (
прямоугольник)

У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг: у колечка форма …(
круг)

Если в руки круг возьмем, 
И его слегка сожмем, 
То я сразу б вам сказал, 
Что получится… (
овал)

– Ребята, посмотрите, пираты оставили нам математические планшеты. Нам нужно составить пару из фигуры и картинки предмета, объединив их по цвету и форме.

Воспитатель: Давайте проверим все вместе, правильно ли вы нашли пары. (7 человек делают, 1 проверяет).

Молодцы! Быстро справились.

Объяснение: дети сначала находят, старший проверяет, а потом соединяют резиночками и проверяют.

Например: Морковь и оранжевый треугольник – пара, так как морковь тоже оранжевая и треугольной формы.

2. Вы, наверное, знаете, что пираты очень хорошо ориентируются в море, а мы с вами докажем пиратам, что умеем ориентироваться на месте бумаги. Перед вами лист бумаги, состоящий из 9 квадратов и геометрические фигуры. Наша задача – правильно расположить геометрические фигуры по оставленным пиратами указаниям (ориентировка на листе бумаги).

– Следующий – остров ошибок-загадок, где живут сказочные герои. Попасть туда могут только герои сказок. Недавно мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вспомните, в кого превращался царь Гвидон? (в муху, в шмеля, в комара). Я предлагаю превратиться в шмелей, для этого нужно сказать волшебные слова (артикуляционная гимнастика).

Дети:

Я как шмель жужжу, жужжу, 
И вокруг кружу, кружу (
жужжим и кружимся).
Ж – полетели.

Воспитатель: В сказках, где встречаются цифры пираты все перепутали. Нам нужно навести порядок, и найти ошибки в загадках по сказкам. Слушайте внимательно, если есть ошибка, то хлопните в ладоши.

  1. Курочка Ряба в сказке снесла 3 золотых яйца. Сколько яиц разбила мышка? Хлопают. Какая здесь ошибка? (Курочка снесла 1 золотое яйцо, которое потом мышка разбила).
  2. В сказке «Три медведя» в спальне стоит 4 кровати. Всем ли медведям хватит кроватей? (1 кровать лишняя, так как 3 медведям нужно 3 кровати).
  3. В сказке «Три поросенка» братцы – поросята построили себе два домика. Всем поросятам хватит домиков? (Нет нужно построить еще1, так как поросят 3).
  4. В сказке «Волк и семь козлят» волк съел всех козлят. Кто рассказал об этом маме-козе? (Волк съел 6 козлят, а один козленок спрятался и рассказал маме – козе).
  5. В сказке «О рыбаке и рыбке» старик забросил невод и поймал несколько золотых рыбок. Сколько золотых рыбок он поймал? (Старик поймал только одну золотую рыбку).

Молодцы ребята, а я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Рыбачок и рыбки»

Объяснение: (дети в кругу, в центре – в обруче «Рыбак», дети идут по кругу и говорят слова «Рыбачок, рыбачок, поймай рыбку на крючок»). Под музыку дети разбегаются по комнате. Рыбак «осаживает» рыбок, они идут к нему в обруч.

После игры: Посчитаем, сколько рыбок поймал наш рыбак. Молодцы!

Играя, мы не заметили, как оказались на острове математических задачек. А вот и задание от пиратов (записка).

Записка:

1. Чтоб задачки быстро решить, палочки нужно разложить
    Еж по лесу шел, 
    На обед грибы нашел.
    Два подберезовика, один у осины.
    Сколько их будет в плетеной корзине? (
3, так как было сначала 2 гриба, а потом еще 1 и стало 3)

2. Я нашла в дупле
    У белки пять лесных орешков мелких.
    Вот еще один лежит, 
    Мхом заботливо укрыт.
    Ну и белка, вот хозяйка, 
    Все орешки сосчитай-ка. (6)

3. Сколько маленьких утят
    Плавать и нырять хотят?
    Три уплыли далеко,
    Два нырнули глубоко. (5)

4. У домика утром
    Два зайца сидели.
    И дружно веселую
    Песенку пели
    Один убежал, а второй вслед
    Глядит. Сколько у домика
    Зайцев сидит? (1)

5. На крыльце сидит щенок, 
    Греет свой пушистый бок.
    Прибежал еще один и уселся рядом с ним.
    Я хочу спросить ребят: «Сколько стало здесь щенят?» (2)

– Молодцы! Прежде, чем отправится на последний остров «Умников и Умниц» мы должны выполнить требования пиратов:

  • На каждой руке палец большой с другим соедини и без ошибки все это 5 раз повтори. При этом не зевай, имена пальцев называй (соединять большие пальцы правой и левой руки с мизинцем, безымянным, средним, указательным).
  • Подпрыгните столько раз, сколько дней в неделе у нас. Прыгайте и не зевайте, дни недели называйте.
  • Присядьте столько раз, сколько времен года у нас. Приседайте и не зевайте, времена года называйте.
  • Хлопните столько раз, сколько частей суток у нас. Хлопайте и не зевайте, части суток называйте.
  • Топните столько раз, сколько пальцев на одной руке у нас. Топайте и не зевайте, вместе дружно их считайте.
  • На какой руке больше пальцев на правой или на левой (одинаковое количество – по 5). А на двух руках, сколько пальцев? (10)

Ответили без ошибок, значит, вы все умники и умницы и можете ступить на этот остров. Здесь мы выполним последнее задание и освободим все острова от пиратов навсегда.

1. На острове живут «Хитрые насекомые», которые любят прятаться на геометрических фигурах. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите и ту фигуру, на которую села бабочка.

2. Сейчас вы получите карточки – схемы, которые вам оставили пираты. С помощью резинок, планшета, счетных палочек, шнурков изобразите фигуру со своей карточки. (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, круг, волнистая линия, многоугольник).

– Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Молодцы ребята! Посмотрите, на пиратском корабле поднят белый флаг. Значит, пираты сдались и уплывут с математических островов навсегда. А нам они прислали бутылку с запиской и сундук с сюрпризом.

«Вы неплохо потрудились, вас за это награждаем. И фруктовый вам напиток очень вкусный предлагаем»

Ну, спасибо им за это. А нам пора в детский сад пить вкусный сок. Скорее все на ковер-самолет

1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском саду оказались опять (медленно, закрыв глаза).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно - образовательной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: "Путешествие в страну МАТЕМАТИКИ"

Формировать у детей элементарные математические представления. Совершенствовать навыки порядкового и обратного счета в пределах 10; умение называть соседей числа; закреплять  знания о геометричес...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе « Математическая игра»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь...

Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми в средней группе «Необыкновенное путешествие» с использованием игровых и здоровьесберагающих технологий

Цель:      1.Содействовать активному использованию детьми второй младшей группы математических понятий (один-много, счет в пределах двух) в познавательно-игровой деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми 3-4 лет Тема: «Насекомые»

В ходе этого занятия у детей развивается обобщённое представление о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе; закрепляются знания частей насекомых:...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности педагога с детьми на тему: "Путешествие по Неве на корабле"

В опубликованном материале предложен вариант непрерывно-образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы ДОУ, посвященный Санкт-Петербургу. Цель - познакомить детей с достопримечательност...

Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми на тему: «Арифметические задачки» образовательная область «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

Непрерывная образовательная деятельность педагога с детьми на тему:«Арифметические задачки»образовательная область «Познавательное развитие»с детьми старшего дошкольного возрас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений

Данный материал может быть использован в качестве опорного конспекта на занятиях по ФЭМП в подготовительной группе...