программа кружка Лего-конструирования
методическая разработка по математике (средняя группа)

Иванова Ольга Михайловна

Разработанная программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programalego_pechat.docx43.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 89 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

 ПРИНЯТА                                                                

 

Педагогическим Советом

ГБДОУ детского сада №89       Красногвардейского района

Санкт-Петербурга                               

   Протокол от «____» _____ 201_ г. №____                                              

УТВЕРЖДАЮ

                                                          

Заведующий ГБДОУ детского сада №89

Красногвардейского района                                                                                                         Санкт-Петербурга

______________  /Пенькова А.Ю./

 

Приказ от «___ »_______ 201_ г. №___

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

 

«Лего-конструирование»

Группа 17

 

Программа адресована детям 3-3 лет

Срок реализации программы 2  года

 

 

 

 

 

Автор программы:

Иванова Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

  

 

Санкт-Петербург

 2018

1. Пояснительная записка

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.  

Благодаря разработкам компании LEGO System, на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Программа по Лего – конструированию разработана с учетом:

 -«Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ,  письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»,

 -Санитарно-эпидемиологических правил  и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

1.1 Направленность программы

Направленность дополнительной общеразвивающей программы заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей 3-5 лет, формировании у них первичных представлений о технике ее свойствах, назначении в жизни человека.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Направленность Программы:

- по содержанию является -технической,

- по функциональному предназначению — досуговой, учебно-познавательной,

- по форме организации — кружковой

- по времени реализации — одногодичная.

Программа разработана на основе методических разработок Ташкиновой Л. В., Филиппова С.А., Фешиной Е.В.

1.2 Новизна

Заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для дошкольников 3-4 лет, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.

 1.3 Актуальность программы

Заключается в:

- востребованности развития широкого кругозора детей дошкольного возраста, в том числе в естественнонаучном направлении;

- отсутствии методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования;

- необходимости ранней технической профессиональной ориентации

– развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.

1.4 Цели и задачи дополнительной образовательной программы

 «Лего-конструирование»

Цель Программы: формирование основных навыков робототехники.

Задачи программы:

Воспитательные задачи:

-воспитание ответственности, высокой культуры, дисциплины,  коммуникативных способностей.

Развивающие задачи:

 -развитие познавательного интереса к робототехнике и информатике.

-развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).

Обучающие задачи:

-формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике

-знакомство детей с конструкторами LEGO WeDO , ROBOLAB, LEGO DUPLO, LEGO DACTA

1.5. Возраст обучающихся

Программа рассчитана на работу с детьми от 3 до 4 лет.

Занятия проводятся в группах по 14 человек и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие,  в свободном порядке.

1.6. Сроки реализации

Данная образовательная программа рассчитана на два учебных года, что составляет 8 календарных месяцев – 64 часа в год.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятия для группы составляет один академический час - 30 минут.

Вид детской группы:

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Наполняемость – до 14 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.

1.7. Формы занятий

Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия, интеллектуальные игры).

Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом.

Подгрупповая - предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации и сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания.

Методы:

Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,  дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых);

 Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации)

 Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки)

1.8. Режим занятий

По действующему СанПин 2.4.1.3049-13 максимальный объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей четвертого года жизни составляет 2часа 45 минут.

Максимальный объем образовательной нагрузки  не превышает 30 минут. В середине образовательной деятельности, проводятся физкультминутки.

1.9. Планируемые результаты и мониторинг результатов освоения программы

Для подведения итогов реализации и усвоения Программы «Лего-конструирование», 2 раза в год (в сентябре и в мае) проводится диагностика с учётом индивидуальных особенностей детей на основе диагностической карты (см. Приложение 1)

Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:

- наблюдение за работой детей на занятиях;

- участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников.

Она позволяет определить уровень развития физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребёнка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

 1.10. Мониторинг результатов освоения программы

 Показатели освоения программы :

-Сформирован устойчивый интерес к конструированию;

- Ребёнок умеет работать по предложенным инструкциям;

-  Творчески подходит к решению задачи;

- Умеет довести решение задачи до поставленной цели;

- Умеет излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- Сформировано умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

 Диагностическая карта

Задание

Количество баллов

1

2

3

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь

может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Умение проектировать по образцу и по схеме:

не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем воспитателя

может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя.

может самостоятельно, быстро и без ошибок

проектировать по образцу.

Умение конструировать по пошаговой схеме

не может понять последовательность действий при проектировании по

пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем

воспитателя.

может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством воспитателя.

может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по

пошаговой схеме.

2. Учебный план

на 2017-2018 г.

первый год обучения

Месяц, неделя

Тема занятия

Всего часов

Теоретические

Практические

 

 

О

к

т

я

б

р

ь

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Конструкторы Лего

 

2

 

1

 

1

Знакомство с новыми деталями конструктора

2

1

1

Спонтанная

индивидуальная ЛЕГО-игра

детей или знакомство с

ЛЕГО продолжается

2

1

1

Игра « Угадай мою модель»

2

1

1

 

Н

о

я

б

р

ь

 

«Исследователи кирпичиков»

 

2

1

1

«Исследователи кирпичиков»

 

2

 

2

Модель волчок

Конструктор «Первые конструкции»

 

2

 

2

Лесной домик.

 

2

 

2

 

 

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Наш двор»

 

 

2

1

1

«Улица полна неожиданностей»

 

2

 

1

 

1

«Игра в зоопарк»

 

2

 

2

 

«Игра в зоопарк»

 

 

2

 

2

 

 

Я

Н

В

А

Р

Ь

 

Городской пейзаж

 

 

2

 

1

1

Свободная тема. Творческое

конструирование по

замыслу детей.

 

2

 

2

 

Терем Деда Мороза

.

 

2

 

1

 

1

 

Терем Деда Мороза.

 

 

2

 

2

Ф

Е

В

Р
А

Л

Ь

Конструирование по замыслу

2

2

Подарки любимым папам

 

2

 

2

Свободная тема

 

2

 

2

Знакомство с элементами дома (окна, двери, черепица для крыши)

 

2

 

1

 

1

 

М

А

Р

Т

 

 

Робот

 

 

2

 

2

Выставка  «Роботы-помощники»

 

2

 

1

ЛЕГО-подарок для папы.

 

2

 

2

Знакомство со светофором.

 

 

2

 

1

 

1

 

А

П

Р

Е

Л

Ь

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

 

2

 

 

2

Пруд и его обитатели.

 

2

 

2

Городской транспорт.

 

2

 

1

 

1

Конструирование по замыслу

 

2

 

 

2

 

М

А

Й

 

 

Космический транспорт: ракета, луноход.

 

2

 

 

2

Ферма и домик фермера.

 

2

 

 

2

Космос и аэропорт

 

2

 

2

Сказочные и исторические персонажи

 

2

 

1

 

1

 

ИТОГО

 

64

 

16

 

48

3.Содержание базовых тем

на 2017-2018 г.

первый год обучения

Месяц, неделя

Тема занятия

Краткое содержание

Количество часов

Октябрь

1 неделя

Вводное занятие «Давайте познакомимся»

Конструкторы Лего

Познакомить детей с конструктором ЛЕГО Duplo

Учить детей собирать простейшие конструкции: простые дома, заборы, мебель для дома

2

2 неделя

Знакомство с новыми деталями конструктора

Познакомить с элементом шестеренка, способами крепления.

2

3 неделя

Спонтанная

индивидуальная ЛЕГО-игра

детей или знакомство с

ЛЕГО продолжается

Спонтанная игра.

Конструирование по замыслу. Исследование и анализ

полученных построек.

 

2

4 неделя

Игра « Угадай мою модель»

Заполнение диагностических карт

 

2

Ноябрь

1 неделя

«Исследователи кирпичиков»

Познакомить с новыми названиями и назначением деталей конструктора. Изучение типовых соединений деталей. Показать и рассказать, где и для чего они используются.

2

2 неделя

«Исследователи кирпичиков»

Закрепить полученные навыки в конструировании. Учить комментировать свои действия, работать в паре, устанавливать контакт и поддерживать разговор. Обыгрывание построек. Выставка работ.

2

3 неделя

Модель волчок

Конструктор «Первые конструкции»

Познакомить с деталью волчок. Дать понятие об устойчивости (неустойчивости), энергии, вращении.

Учить детей самостоятельно изготавливать по образцу модель волчка.

2

4 неделя

Лесной домик.

Учить детей строить дом. Развивать умение распределять детали конструктора правильно.

Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

2

Декабрь

1 неделя

«Наш двор»

 

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения

устойчивых и симметричных моделей,

обучение созданию сюжетной композиции;

воспитывать бережное отношение к труду людей.

 

2

2 неделя

«Улица полна неожиданностей»

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию

2

3 неделя

«Игра в зоопарк»

Постройка клеток для животных

2

4 неделя

«Игра в зоопарк»

Возведение общей ограды для парка.

2

Январь

1 неделя

Городской пейзаж

Обсуждение: какие дома есть в нашем городе. Дом снаружи и внутри: крыша, колонны, двери, окна, полы и перекрытия, балконы. Опыт с постройками - испытание моделей на устойчивость.

2

2 неделя

Свободная тема. Творческое

конструирование по

замыслу детей.

Спонтанная игра. Конструирование по

замыслу.

Подвижная игра «Лего на голове»

 

2

3 неделя

Терем Деда Мороза.

Беседа «Что такое Новый год?» Обсуждение с детьми, каким они представляют себе терем Деда Мороза.

2

4 неделя

Терем Деда Мороза.

Творческое коллективное конструирование с детьми терема. Игра «Запомни расположение».

2

Февраль

1 неделя

Конструирование по замыслу.

Развитие фантазии и воображения, умения работать в команде.

2 неделя

Подарки любимым папам

Развитие фантазии и воображения детей, показать детям технику «мозаики» из LEGO. Воспитывать любовь к родным. Выставка работ.

2

3 неделя

Свободная тема

Закрепить полученные ранее знания. Среди множества деталей дети легко ориентируются  и могут строить объекты по замыслу в группе и индивидуально.

2

4 неделя

Знакомство с элементами дома (окна, двери, черепица для крыши)

Познакомить с формами элементов, особенностью скрепления, способами их применения

2

Март

1 неделя

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Развитие фантазии и воображения детей, показать детям технику «мозаики» из LEGO. Воспитывать любовь к родным. Выставка работ.

2

2 неделя

Пруд и его обитатели.

Гусь, утка, лягушка, рыбка, улитка. Обсудить с детьми, что такое пруд, кто там может обитать, какие ещѐ водоемы знают. Конструирование в парах по схемам и картинкам – обитатели пруда. Выставка работ.

2

3 неделя

Городской транспорт.

Закрепить знания о городском транспорте. Учить строить автобус. Развивать наблюдательность, внимание, память, речь. Воспитывать уважение к окружающим

2

4 неделя

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

2

Апрель

1 неделя

Космический транспорт: ракета, луноход.

Продолжить знакомство с космосом. Обсудить, что такое луноход, и для чего он нужен. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки. Развивать мышление, речь, конструктивные навыки. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

2

2 неделя

Ферма и домик фермера.

Беседа «Что такое ферма». Обсуждение с детьми, каким они представляют себе фермера и его дом.

Конструирование фермы и его обитателей. Домика фермера.

Развивать творческую инициативу, самостоятельность. Развивать и закреплять навыки построения устойчивых и симметричных моделей зданий. Воспитывать трудолюбие

2

3 неделя

Космос и аэропорт

Строительство космического шатла, создание различных композиций

2

4 неделя

Сказочные и исторические персонажи

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGO.

 

2

Май

1 неделя

Мебель для дома.

Беседа «Какая мебель есть в вашем доме». Развивать способность выделять в предмете функциональные части. Учить строить мебель из конструктора. Закреплять конструктивные навыки.

2

2 неделя

Водный транспорт

Знакомство с водным транспортом, построение моделей по схемам

2

3 неделя

Итоговое занятие. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Презентация детьми моделей, собранных по их замыслу, предоставленным схемам, картинкам. Заполнение диагностических карт

2

4 неделя

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки.

 

2

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Дидактическая игра

Создание игровых ситуаций

Сюрпризные моменты

Использование аудио техники

Творческая работа (рисование, лепка)

Открытые занятия для родителей

  

4.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало учебных занятий по дополнительному образованию детей– октябрь 2017 г.

Окончание учебных занятий – 30 мая 2018 г.

Реализуется по Программе дополнительного образования технической направленности «Лего-конструирование»

Комплектование групп дополнительного образования детей:

01 сентября 2017 г. по 30 сентября 2017г.

Регламент образовательного процесса дополнительного образования детей:

Вторник – пятница : с 16:30 по 17:00

Продолжительность учебной недели:

Пятидневная учебная неделя

Режим занятий:

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному заведующим ГБДОУ детский сад №89 Красногвардейского района  Санкт-Петербурга.

Количество часов, отведённых на освоение обучающимися Учебного плана в неделю составляет: 64 академических часа.

2 раза в неделю

 

Родительские собрания по дополнительному образованию детей проводятся на начало учебного года (сентябрь)

5. Методическое обеспечение программы

 конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями;

- конструктор LEGO WeDO Education 9585 (по количеству детей);

- компьютеры (по количеству детей), проектор, экран.

6. Список используемой литературы и Интернет-ресурсов

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.

2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я. Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.

5. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.

6. Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.

7. Фешина Е.В. «Лего- конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по кружку ЛЕГО-конструирование

Большинству детей и даже взрослым знакомо такое понятие, как конструктор «LEGO», но при этом совсем не каждый знает и понимает, что же такое на самом деле «LEGO». «LEGO», в данный момент включает в се...

Программа кружка "Лего конструирование в старшей возрастной группе"

В программе представлен перспективный план работы на год с детьми 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, 20-30 минут. Программа составлена с учетом знаний и навыков детей....

Рабочая программа по лего - конструированию " Мир лего".

Данная программа  составлена  на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду»...

Авторская программа по лего - конструированию «Робототехника и лего - конструирование»

Программа «Робототехника и лего - конструирование» (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса по «Лего – конструированию» с детьми...

Программа кружка «Лего – конструирование» в средней группе

Пояснительная запискаАктуальность. ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:·...

Рабочая программа кружка "Лего-конструирование"

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в с...

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию с помощью конструктора «Магформерс»

Рабочая программа кружка «Лего конструирование» по обучению конструированию  с помощью конструктора «Магформерс» для детей дошкольного возраста (4-5 лет)...