Программа дополнительного образования по кружку ЛЕГО-конструирование
рабочая программа (старшая группа) по теме

Захратуллаева Зуля Руслановна

Большинству детей и даже взрослым знакомо такое понятие, как конструктор «LEGO», но при этом совсем не каждый знает и понимает, что же такое на самом деле «LEGO». «LEGO», в данный момент включает в себя целую серию всевозможных игрушек, кирпичиков, человечков и так далее, из которых можно собрать практически все, что можно придумать.

Целью «LEGO» является стремление к тому, чтобы вдохновить ребенка и помочь ему бросить вызов собственному воображению и творческому потенциалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жестокое обращение с детьми.

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие “жестокое обращение с детьми”? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?

 

 

 

 http://www.biblios.ru/files/all/DDM/769313251.jpg

 

 

Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, “чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания” (п. “а” ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

При ее подписании государства могли сделать оговорки к любым ее положениям, которые они не хотят признать для себя обязательными, при условии, что содержание оговорок не будет противоречить основному духу и цели этого международного акта. Интересно, например, что в отношении названного выше пункта “а” статьи 37 Конвенции Сингапур сохранил за собой право прибегать к “обоснованному” применению телесных наказаний.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки. 

Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина “жестокое обращение с детьми”. Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось. Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: “Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка”.

 

 

 

 

Формы жестокого обращения

 

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы. Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

 

Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

 

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

 

Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

 

Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

 

 

 

 

 

Признаки жестокого обращения с детьми

 

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

  • следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

 

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

 

Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

 

 

Ответственность за жестокое обращение с детьми

 

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

 

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

 

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Это важно помнить родителям!

 

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в милицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и, если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.

•• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 31 «Медвежонок»

Принята.                                                                                           Утверждаю

на педагогическом совете № 4                                                      заведующий МБДОУ № 31

от 14. 05. 2014 г.                                                                             _____________Т.В. Штукина

                                                                                                          приказ № ____от ____ 2014г.    

Рабочая программа дополнительного образования

Познавательно – речевой направленности

«Лего-конструирование»

Воспитатель:

Захратуллаева Зулайха Руслановна

Нижневартовск 2015 – 2016гг.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт программы…………………………………………………………..........3

2. Пояснительная записка………………………………………………………….....5

3. Основные принципы реализации программы…………………………….….…..7

4. Содержание программы……………………………………………………...........9

4.1 Формы организации обучения дошкольников конструированию…….......... ..9

4.2 Календарно-тематическое планирование. ……………………………….........11

4.3 Мониторинг освоения детьми программного материала. ………..………….16

5. Планируемые результаты освоения программы для возрастной группы детей 5-7 лет ………………………………………………………………………….……21

6. Контроль над реализацией программы…………………………………….…...24

Список литературы…………………………………………………………..….….25

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Рабочая учебная программа

дополнительного образования для детей 5-7 лет «Лего-конструирование»

Основание для разработки программы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 – Ф З
  2. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 26.06.2012г.);
  3. ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155)
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13

 

Заказчик программы

Педагогический Совет ДОУ, родители воспитанников

Организация исполнитель программы

МБДОУ ДСКВ №31 «Медвежонок»

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста

Составитель программы

Воспитатель Захратуллаева Зулайха Руслановна

Цель программы

Развивать конструкторские способности детей.

Основные задачи программы

11. Активизация памяти и внимания 
2. Развитие логики и комбинаторики 
3. Совершенствование навыков классификации 
4. Развитие речи и коммуникативных способностей 
5. Развитие сенсорных и математических навыков 
6. Ознакомление с окружающей действительностью 
7. Развитие индивидуальные способности детей 
8. Развитие мелкой моторики 

Ожидаемые результаты

Достаточный уровень освоения образовательной области «Познание».

Срок реализации программы

2015-2016 учебный год

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа “LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ” разработана и реализуется в системе дополнительного образования детей. Данная программа дает ребенку возможность самостоятельно открыть для себя волшебный мир конструктора, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовывать творческие замыслы и создавать свой собственный мир. 
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она поможет ребенку открыть себя наиболее полно, создаст условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях. Преемственность образовательных областей способствует формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке. 
Актуальность Программы определяется: 
- социальным заказом общества на творческую личность, способную осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности, генерировать и реализовывать новые идеи; 
- важностью создания обоснованных психолого-педагогических условий дополнительного образования, способствующих развитию творческой самореализации детей. 
Основное предназначение настоящей программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. ребенка рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. Занятия по программе “ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ” открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль 
Отличительные особенности и новизна программы. 
ЛЕГО-педагогика – одна из современных педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду для формирования универсальных учебных действий и развития личности ребёнка. 
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. 
В основе курса программы «LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЕ» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности детей. Занятия по программе главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. 
Данная программа дополняет и углубляет знания и умения детей, приобретенные в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности по программе «Истоки», которая является основной образовательной программой в детском учреждении. 
Целью программы является создание такой образовательной среды, в которой дети научатся воплощать в жизнь свои идеи, смогут развить свои творческие способности в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность 

Основные задачи: 
1. Активизация памяти и внимания 
2. Развитие логики и комбинаторики 
3. Совершенствование навыков классификации 
4. Развитие речи и коммуникативных способностей 
5. Развитие сенсорных и математических навыков 
6. Ознакомление с окружающей действительностью 
7. Развитие индивидуальные способности детей 
8. Развитие мелкой моторики 

Задачи программы: 
Обучающие: 
• познакомить с основными простейшими принципами конструирования; 
• изучить виды конструкций и соединений деталей; 
• сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы; 
• повысить интерес к непосредственно образовательной деятельности посредством конструктора ЛЕГО; 
• синхронизация программ образовательного и дополнительного обучения. 

Развивающие: 
• содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей; 
• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел; 
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; 
• стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности. 

Воспитательные: 
• воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; 
• способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах; 
• нравственное воспитание. 

Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут, количество занятий в году – 36, всего часов за год – 15.

Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
• Мышление: умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
• Концентрацию внимания
• Мелкую моторику
• Умение следовать образцу
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  • Принцип активности и сознательности – поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по развитию познавательности у детей

  • Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учёт разно уровневого и разновозрастного развития детей

  • Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и их развития

  • Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – ориентирование педагогического процесса на индивидуальные особенности каждого ребёнка, темпы развития и возможности детей

                    Распределение учебных рабочих недель в 2015-2016 учебном году

1 полугодие (учебные недели по месяцам)

Сентябрь

4 недели и 2 дня

1

2

3

4

01.09 – 05.09

08.09 – 12.09

15.09 – 19.09

22.09 – 26.09        

22 р/день

Октябрь

4 недели и 3 дня

 

5

6

7

8

9

29.09 – 03.10

06.10 – 10.10

13.10 – 17.10

20.10 – 24.10

27.10 – 31.10

23 р/дня

Ноябрь

3 недели и 3 дня

9

10

11

12

05.11 – 07.11

10.11  - 14.11

17.11 – 21.11

24.11 – 28.11

18 р/дней

Декабрь

4 недели и 3 дня

 

13

14

15

16

17

01.12 – 05.12

08.12 – 12.12

15.12 – 19.12

22.12 – 26.12

29.12 – 31.12

23 р/дня

2 полугодие (учебные недели по месяцам)

Зимние каникулы с 09.01.15г по 13.01.15г

Январь

3 недели

18

19

20

12.01 –  16.01

19.01 – 23.01

26.01 – 30.01

15 р/дней

Февраль

3 недели и 4 дня

 

21

22

23

24

02.02 – 06.02

09.02 – 13.02

16.02 – 20.02

24.02 – 27.02

20 р/дней

Март

4 недели и 1 день

25

26

27

28

02.03 – 06.03

10.03 – 13.03

16.03 – 20.03

23.03 – 27.03

21 р/дней

Апрель

4 недели и 2 дня

 

29

30

31

32

33

30.03 – 03.04

06.04 – 10.04

13.04 – 17.04

20.04 – 24.04

27.04 -  30.04

22 р/дня

Май

3 недели и 3 дня

 

34

35

36

37

05.05 – 08.05

12.05 – 15.05

18.05 – 22.05

25.05 – 29.05

18 р/дней

ИТОГО уч.н.

36 недель – 181 рабочих дней

4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1 Формы организации обучения дошкольников конструированию.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили различные формы организации обучения.

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно на прямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способ ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правила, подчеркивают ее практическое назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способ их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средства обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – стой лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

 

4.2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Недели

Темы

Методы и технологии

Сентябрь

Введение

в лего-конструирование

1

Знакомство с деталями конструктора

Наглядные (просмотр учебного фильма, показ образцов деталей и способа действия, рассматривание таблиц)

Словесные (проблемные вопросы, инструкции)

Практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность физминутки)

2

Постройка заборов и ворот, простейших мостов

наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способа действия)

словесные (чтение художественной литературы, объяснение, проблемные вопросы,)

практические (игровые ситуации, обыгрывание постройки, физминутки)

3

Дома, здания

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), эксперименты, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

4

Животные

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Баланс конструкции

5-6

Модель птицы

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Октябрь

7-8

Башни с наклоном

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

9

Подвешивание предметов

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Ноябрь

 Конструкции

        

10-11

Стены зданий, заборы

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

12-13

Удочка

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Декабрь

14-15

Крыши зданий

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Устойчивость конструкции

16-17

Фундамент, подпорки

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Январь

18-19

Тросы

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

20

Мосты

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Февраль

Передача движения внутри конструкции

21-22

Вертушка

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

23-24

Мосты

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Март

25-26

Ось вращения

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

27-28

Движение фигур, шарниры

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Оптимальная форма конструкции

Апрель

29-31

Арочный мост

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

32-33

Двойной V- образный мост

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Май

34-35

Жесткость и гибкость

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

36

Дома, архитектура

Наглядные (рассматривание схем, иллюстраций, показ способов действия)

Словесные (проблемные вопросы, беседы, объяснение, дискуссии, моделирование ситуации)

практические (игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками), экспериментирование обыгрывание постройки, моделирование ситуации, физминутки)

Название компетенции

Характеристики уровня

Соотнесение с интегральными качествами личности

1

2

3

  1. Владение сенсорными эталонами.

Умение правильно конструировать поделку по инструкции педагога

Достаточный уровень

Ребенок самостоятельно соотносит предметы по цвету и форме, называет геометрические фигуры и расставляет их по соответствующему признаку, правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

Близкий к достаточному уровню

Ребенок знает все геометрические фигуры и цвета.

Недостаточный уровень

Ребенок не знает всех эталонов цвета и формы, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок, требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большого количества ошибок.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

4.3 МОНИТОРИНГ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

1

2

3

  1. Демонстрирует навыки познавательно-исследовательской и «продуктивной» деятельности.

Умение правильно конструировать поделку по схеме

Достаточный уровень

Ребенок способен самостоятельно формулировать проблемную ситуацию, ставить цель и выделять условия решения проблемной задачи, выдвигать гипотезы и искать способы их подтверждения, контролировать и корректировать результаты познавательно-исследовательской и «продуктивной» деятельности, любить экспериментировать.

Близкий к достаточному уровню

Ребенок находится на этапе перехода от продуктивной к поисковой деятельности, способен осознавать проблемность ситуаций, предлагать способы ее решения, но затрудняется в прогнозировании и коррекции своей познавательно-исследовательской и «продуктивной» деятельности.

Недостаточный уровень

Ребенок склонен к репродуктивной деятельности, способен к решению поставленных задач и достижению результатов познавательно-исследовательской и «продуктивной» деятельности только в присутствии помогающего ему взрослого.

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

1

2

3

  1. Владеет элементарными математическими представлениями. Умение правильно конструировать

поделку по образцу

Достаточный уровень

Ребенок правильно считает предметы в пределах 10, пользуется количественными и порядковыми числительными; понимает и правильно отвечает на вопросы: сколько? который по счету? уравнивает неравные группы предметов двумя способами; решает математические задачи самостоятельно. Владеет временными и пространственными представлениями.

Близкий к достаточному уровню

Ребенок правильно считает в пределах

10, пользуется количественными числительными, понимает вопрос «сколько?» и отвечает на него, допускает ошибки при ответе на вопрос «который по счету?», затрудняется при уравнении предметов или уравнивает их только одним способом. Решает математические задачи при помощи предметов в пределах 5. Имеет временные и пространственные представления, но плохо дифференцирует последовательность времени суток и дней недели, затрудняется в определении пространственного расположения от другого лица.

Недостаточный уровень

Ребенок допускает ошибки при счете предметов, затрудняется при установлении, какое число меньше или больше другого, уравнять предметы не может. Математические задачи решает в пределах 5, но только с помощью взрослого. Пространственные и временные представления сформированы неустойчиво и фрагментарно.

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Овладевший необходимыми умениями и навыками

1

2

3

  1. Имеет представление о целостной картине мира. Умение правильно конструировать поделку по замыслу.  Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам

Достаточный уровень

Ребенок различает и называет виды транспорта, профессии, предметы, облегчающие труд людей в быту, материал из которого сделаны предметы; легко справляется с заданиями без помощи педагога. Различает рукотворный и нерукотворный мир, живую и неживую природу, мир людей и социальных отношений, способен устанавливать между ними логические связи и отношения. Логично рассуждает.

Близкий к достаточному уровню

Ребенок выделяет существенные признаки и характеризует предметы с небольшой помощью взрослого, требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств материала, допускает ошибки при пояснении. Различает рукотворный и нерукотворный мир, способен установить между ними логические связи, но затрудняется в формировании логических суждений.

Недостаточный уровень

Ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более трех ошибок, затрудняется в операции обобщения и анализа. Картина мира фрагментарна. Отмечается поверхность суждений и не наблюдательность.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Любознательный, активный.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Овладевший необходимыми умениями и навыками

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ. 
Личностными результатами является формирование следующих умений: 
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события); 
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; 
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы 

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 
Познавательные УУД: 
- определять, различать и называть детали конструктора, 
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему. 
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. 
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы. 
Регулятивные УУД: 
- уметь работать по предложенным инструкциям. 
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. 
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью воспитателя. 
Коммуникативные УУД: 
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке. 
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности. 

В результате работы по Лего-конструированию дети: 
- Получат опыт анализа конструкций и генерирования идей; 
- Смогут создать красочные, привлекательные поделки в независимости от имеющихся у них навыков; 
- Научатся конструировать по образцу, по модели и самостоятельно;

 - Научатся описывать модели по алгоритму и сочинять несложные загадки; 
- Работать в группе; 
- Решать задачи практического содержания; 
- Моделировать и исследовать процессы. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: 
• организация выставки лучших работ, 
• представление собственных моделей, 
• работа над проектами. 

Учебный план по обучению детей Лего-конструирование разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года), основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ред. от 25.11.2013г., "Об образовании в Российской Федерации"), ФГОС дошкольного образования (Министерство Образования Науки Российской Федерации, Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования), СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"). 
Обеспечение программы дополнительного образования 
Методическое: 
Для реализации программы используются следующие методические материалы: 
− учебно-тематический план; 
− методическая литература для педагогов дополнительного образования; 
− ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий; 
− схемы пошагового конструирования; 
− иллюстрации, фотографии, презентации, видео; 
− стихи, загадки по темам занятий. 
Материально-техническое: 
1. Конструкторы Duplo и Dacta 
2. Плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т.д. 
3. Компьютер, экран, аудио колонки 
4. Магнитная доска 
5. Цветные карандаши, раскраски, цветная бумага, цветной картон, пластилин, гуашь и т.д.
 

 

6. КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль над реализацией программы осуществляют по средствам достижения воспитанников: участие детей в выставках, конкурсах со своими постройками, а также достижения уровня подготовки воспитанников согласно требованиям программы.

         Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, усвоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, методические приёмы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Бадил В.А. «Развивающая среда начальной школы» // Москва, 2014 
2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» // Москва, Мозаика-Синтез, 2010 
3. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50. 
4. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с. 
5. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989. 
6. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010 
7. Давидчук А.Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2001 
8. Злаказов А. С. / Горшков Г. А. / Шевалдина С. Г. «Уроки Лего-конструирования в школе : методическое пособие» // БИНОМ. Лаборатория знаний, Москва, 2011 
9. Институт новых технологий «Игровые пособия LOGO-Verlag» // Москва, Институт новых технологий, 2006 
10. Киселёва Л.С., Данилина Т.А.,. Лагода Т.С, Зуйкова М.Б.. – 2-е изд., испр. и доп.- обр. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» // Издательство Аркти, Москва, 2010 
11. Комарова Л.Г.«Строим из лего» // «ЛИНКА-ПРЕСС», Москва, 2011 
12. Лиштван З.В. « Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010 
13. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» //Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2009 
14. Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2008. 
15. Парамонова Л.А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз», Москва 2012 
16. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002 
17. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 . 
18. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду» // из-во «Сфера», Москва, 2012 
19. Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца «Базисная прогамма развития ребёнка-дошкольника» // Издательский дом «Карапуз», Москва, 1997 


ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  
1. Конспекты занятий «Лего - конструирование в 1 классе» http://www.progimn1781.narod.ru/expirience/lego/lessons/1_class/ 
2. Кузнецова «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390 
3. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития одарённости» http://www.school2100.ru/upload/iblock/11e/11ebd13e961ea209bb80b30a295eb9d4.pdf 
4. Планирование и развивающие игры 2-4 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-2-do-4-let.html 
5. Планирование и развивающие игры 4-7 лет http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/razvivayushhie-igryi-s-konstruktorami-lego-s-detmi-ot-4-do-6-7-let.html 
6. Строим из Лего http://playpack.ru/flash/igri_strategii/igri_stroit_doma/igri_stroit_doma_lego.html 
7. http://ta-vi-ka.blogspot.ru/ 
8. ideas4parents.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Путешествия кота в сапогах»

   Пояснительная записка.     Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают бо...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек» Елена Чумак

Елена Чумак Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек»Подготовила: воспитатель Чумак Е. В.Пояснительная запискаВ прое...

Конспект занятия по дополнительному образованию «Плывут корабли», лего-конструирование.

-Рассказать о водном транспорте.-Учить строить корабли, выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик)-Совершенствовать умение анализировать образец, графическое и...

Программа дополнительного образования фольклорного кружка «Соловушка»

Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление зас...

Программа дополнительного образования: "Лего" - клуб", "Лего" конструирование.

Программа дополнительного образования.Направленность конструирование из "Лего" конструктора. Реализуется через технологию "Клубный час"...

Программа дополнительного образования Логопедического кружка «АБВГДейка» для детей 6-7лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...