План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год. ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.
материал по математике (старшая группа)

Карпенко Оксана Вячеславна

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год по теме "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karpenko_samoobrazovanie_femp.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 143»

План профессионального самообразования воспитателя

на 2017-2018 учебный год

Воспитатель: Карпенко О. В.

г. Хабаровск 2017 г.


Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: повышение компетентности и уровня профессионального мастерства по теме формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  3. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  4. Основные вопросы, намеченные для изучения.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений
  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
  4. Разработать картотеку игр по формированию элементарных математических представлений.

Ожидаемый результат:

  • активизация познавательного интереса дошкольников;
  • развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
  • формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.

Литература по теме:

1. Программа «Детство»

2. Математика для детей 5-6 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Я считаю до десяти» —  Е. Колесникова:
3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед/наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» — серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.


Перспективный план по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Октябрь

 Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Работа с личной библиотекой, интернетом.

Ноябрь

Изучение теории по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Знакомство с литературой по данной тематике.

Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .

Обмен опытом по проблеме.

Декабрь

Работа над модернизацией развивающей среды

Оформление уголка группы

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

Январь

Февраль

Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей младшего возраста раздела образовательной программы: область «Познание»

Знакомство с литературой.

Март

Создание методической разработки

Изучение литературы

Разработка картотек игр по ФЭМП

Подбор материала

Апрель

Подготовка к итоговому родительскому собранию с презентацией «Как играют наши дети».

Подбор материала

Май

 Подведение итогов по теме самообразования, составление плана на следующий учебный год.

Подбор методической литературы.


Особенности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры

Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.


Этапы работы.

1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

1.

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.

Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

4.

 «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.

Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. :Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.

Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7.

Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,

 «Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (в течение года).

3.  Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).

4. Работа с детьми.

Сроки

Содержание работы

Использование д/игр

сентябрь

Мониторинг знаний о геометрических фигурах

Д/и «Геометрическая мозаика»,

«Почини коврик»

«Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам»,

«Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и» «Что где находится» (сзади, впереди, слева, справа и т. д.)

«Где лежит игрушка» (сверху, снизу, посередине)

Формирование представлений об ориентировке во времени

Д/и «Части суток»,

«Вчера, сегодня, завтра»

октябрь

Изучение порядковых и количественных числительных

Д/и «Назови скорей»

Покажи столько же»

Какой цифры не стало»

«Соедини цифру с нужным количеством»

и др.

Формирование понятия о порядковом счете и количественных числительных, упражнения в порядковом счете до 10

Прямой счет (1, 2, 3; первый, второй и т. д.)

Обратный счет (10, 9. 8; десятый, девятый, восьмой и т. д.)

«Следопыты»,

«Строители»,

«Магазин игрушек».

Развитие внимания зрительной, слуховой памяти, логического мышления, наблюдательности

Посчитай через 1 цифру вперед. назад (1, 3, 5; 2, 4, 6; 10, 8, 6; 9, 7, 5  и т. д.)

ноябрь

Продолжать формировать у детей представление о порядковом счете

Д/и «Какие цифры поменялись местами»,

«Назови соседей»

и др.

Знакомство с математическими знаками «+», «-», «=»

Решение элементарных арифметических задач и примеров

декабрь

Формирование представлений об ориентироваться в пространстве (на бумаге)

Графические диктанты

Формирование представлений об ориентировке в пространстве с помощью слуха

Д/и «Откуда позвали»,

«Иди на звук колокольчика» (вправо, влево и т. д.)

январь

Формирование представлений об ориентироваться в пространстве относительно предмета

Д/и «Поставь чайник справа от чашки» ( спереди. слева и т. д.)

«Что находится слева от…» (за. над и т. д.)

Расскажи, где стоит стол. стул,  шкаф и т. д.»

Формирование представлений об ориентировке в пространстве

Д/и «Дай предмет в правую руку, дай предмет в левую руку человеку, стоящему к тебе передом, задом. боком.

февраль

Формирование представлений об ориентировке в пространстве относительно себя

Д/и «Найди игрушки»,

«Куда пойдешь, что найдешь»,

«Покажи флажком вперед, направо и т. д.»

«Назови игрушки, стояшие перед тобой. сзади, справа, слева»

Формирование элементарных представлений об анализе и синтезе

Решение элементарных арифметических задач на анализ и синтез

март

Ориентировка во времени

Д/и «Разложи правильно»,

«Когда это бывает»

Беседа с детьми «Наш день»

Обогащение  словаря по теме

Д/и «Что ты делал с утра, в обед, после сна, вечером; что будешь делать завтра, через неделю, через месяц, через год»

Составление рассказа по плакату «Режим дня»

апрель

Ориентировка во времени

Заучивание стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

Словесная Д/и «Дни недели»

Отмечаем в уголке природы дни недели разноцветными карандашами,

Д/и «Времена года»

май

Исследование знаний о геометрических фигурах

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством:

Исследование умения ориентироваться в пространстве

Д/и на расположение в пространстве: «Возьми игрушку»,

«Магазин игрушек».

«Геометрическая мозаика»

«Почини коврик»

Исследование ориентировки во времени

Д/и «Когда это бывает»

«Времена года»

Исследование знаний об умении соотносить цифры с количеством предметов

Д/и «Дорисуй, сколько не хватает»

«Какая цифра соответствует количеству»

«Что не так»

«Найди ошибку»

5. Работа с родителями.

  1. Консультация для родителей «Обучение дошкольников математике дома»

Ноябрь

2. Консультация для родителей «Ориентировка в пространстве относительно предмета2

Январь

3. Рекомендации: «Формируем пространственные

представления», «Как научить детей определять свойства предметов».

Март

4. Выставка детских работ «Шаг в математику»

Апрель

5. Консультация для родителей «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 6 годам»

Май

6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2018 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»

Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию воспитателя на 2021-2022 учебный год Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша

Цель: создание системы по использованию современных образовательных технологий в познавательном развитии дошкольников (использование блоков Дьенеша)....

План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

      Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Д...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

План по самообразованию воспитателя на тему:«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»....