Итоговый НОД формированию элементарных математических способностей
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Попова С.А.

Итоговый НОД в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itog.zan_femp.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе.

Цель занятия: обобщить знания, полученные в течение года.

Программное содержание.

Задачи:

  1. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  2. Развивающие задачи: развивать смекалку, зрительную память, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  3. Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закрепить название геометрических фигур. Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел. Закрепить знания о последовательности дней недели. Упражнять в ориентировке во времени, закрепление знаний определения времени по часам. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Предварительная работа с детьми: решение логических задач, решение конструктивных задач, работа с часами, состав числа в пределах 10 из двух меньших чисел.

Предварительная работа воспитателя: подготовить демонстративный и раздаточный материал. Приготовить сундук с «сокровищами». Приготовить письмо.

Словарная работа: путешествие, сокровища,

Методические приёмы: игровой (использование сюрпризных моментов); наглядный (использование иллюстрации) ; словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.

Оборудование:

Магнитофон, магнитная доска, мольберт, сундук, учебник «Занимательная математика», мяч.

Демонстрационный материал: 5 листов с названиями островов и геометрическими фигурами (Посчитай, Задачка, Часики, Четырехугольник, Чудесенка).

Раздаточный материал: листы для задания по точкам, часы, листы в клетку для математического диктанта, листок с цифрой, карандаши, блоки Дьенеша.

Структура занятия:

  1. Игровая ситуация: путешествие на остров Чудес, чтение письма от Феи.
  2. Работа с Блоками Дьенеша
  3. Состав числа 10.
  4. Решение задач.
  5. Работа с часами.
  6. Рисование по клеткам.
  7. Ориентировка в пространстве – карта сокровищ.
  8. Итог занятия.

Ход занятия:

Ребята, что делают люди, когда встречаются? Правильно, здороваются. – А какие слова люди при этом говорят друг другу (здравствуй, привет, доброе утро ….). Сегодня мы с вами будем здороваться необычным способом. Бросать мячик, говорить слова приветствия и называть хорошие качества этого человека. Я начну первой. «Здравствуй, мне нравится, что ты …» Дети по очереди бросают друг другу мячик и таким образом происходит приветствие. - Сколько хороших, добрых слов вы сказали друг другу, посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас будет в течение всего дня.

Сегодня нам в группу пришло письмо от Феи из страны Математики. «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи! Фея!».

Ну что, ребята, вы хотите отправиться в увлекательное путешествие?

Скажите, на чем можно отправиться в путешествие по морю? (Лодка, катер, корабль) А давайте каждый из вас «построит» свою лодку, а поможет вам блоки Дьенеша!

Мы поплывем на корабле. Прошу всех занять свои места. Сядьте по удобнее, закройте глаза. Вот мы и в море (включается магнитофон «Звуки моря»).

Остров «Посчитай» (Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)

Задание – состав числа 10.

На мольберте цифра 10. Детям нужно записать варианты состава числа 10.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше (работа по командам).

(Включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова.)

Остров «Задачка» (Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)

- На столе лежит 3 яблока, одно яблоко разрезали пополам. Сколько яблок на столе осталось? (3)

- Бабушка связала внукам 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки? (3)

- У 3 братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (6)

А теперь вам нужно будет решить задачки и записать их цифрами и знаками.

1 задача:

Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу 3 – 1 = 2 с помощью цифр и знаков).

2 задача:

Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой? (4 + 2 = 6)

Молодцы, ребята, вы правильно решили все задачки! Отправляемся дальше!

(включается магнитофон «Звуки моря»)

Ой, а на море опустился туман. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы (игра с мячом):

- Какой день недели сегодня?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Назовите первый месяц весны

- Назовите второй месяц лета

- Сколько дней в году?

- Какой день недели между понедельником и средой?

- Какой день недели до вторника?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у трех котов?

- Какие части суток вы знаете?

- Сколько часов в сутках?

Молодцы, вы верно ответили на вопросы и туман рассеялся!

Отправляемся дальше! (включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).

Вижу остров!

Остров «Часики» (Дети читают название острова, определяют какой формы остров.)

Ребята, скоро вы пойдете в школу и должны уметь определять время по часам, чтобы не опоздать на урок.

• Установите время, когда мы встаем по утрам? (7:00)

• Во сколько мы идем на зарядку? (8:00)

• Во сколько мы обедаем? (12:20)

• Во сколько ложимся спать вечером? (21:00)

Молодцы! Плывем дальше! (включается магнитофон «Звуки моря», воспитатель меняет название острова).

Остров «Четырехугольник».

Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? На мольберте детям показывается карточка с нарисованными на ней геометрическими фигурами. Найдите общие признаки у этих фигур:

Назовите эти фигуры одним словом, а как еще можно назвать? (если ребята называют многоугольники, добиваться, чтобы дети сказали - четырехугольники). Все эти фигуры -  четырёхугольник.

Изменится ли название фигур, если их перекрасить? А если увеличить размер? Давайте проверим. Вызываю 4 детей. Правой рукой возьмитесь за резинку, сделайте квадрат, а теперь сделайте шаг назад. Изменилась фигура? (нет), какая эта фигура? (квадрат).

Вывод: цвет и размер - несущественные признаки для этих фигур. Изменится ли название фигуры, если отрезать у нее один угол? Дается возможность ребятам практическим путем проверить – отрезав у квадрата один угол. Как можно назвать эту фигуру?

- Да. Получился пятиугольник.

Отправляемся в путь дальше.

Остров «Чудесенка»

Вот мы и приплыли к острову Чудесенка! Но сойти на этот остров не так-то просто, его охраняют, а кто мы не знаем. Что бы узнать, кто охраняет остров, необходимо выполнить следующее задание. Рисование по клеткам под диктовку воспитателя:

2 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево.

Кто же охраняет этот остров? (Собачка).

С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами. На остров мы попали, но где же искать сокровища?

Смотрите, Фея оставила нам карту! По ней мы сможем найти сокровища старого замка! Нам нужно сделать 7 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 8 шагов вперед, повернуть налево и сделать 3 шага и вот волшебный сундук!

Открываем сундук, а там книга «Занимательная математика». В ней много интересных заданий, загадок, ребусов, стихов, задач. Поверьте, что математика это очень интересная наука. И один из предметов в школе будет математика. Эта книга поможет Вам с интересом узнавать этот предмет. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в корабле. (включается магнитофон «Звуки моря»)

Итог:

Ребята, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными? С каким заданием ты легко справился?

Ребята, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня есть цифры 5 и цифры 4. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку . Почему ты оценил себя на 4? Молодец, ты поступил честно.

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме...

ПРОЕКТ «Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников".

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ТРЕМЯ КОНСПЕКТАМИ ОБУЧАЮЩИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА СО СВОЙС...

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических способностей во второй младшей группе

- Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определятьсовокупности словами один, много, ни ...

Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических способностей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры ставят конкретную задачу совершенствования элементарных математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей....

 Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

Представлен материал по использованию дидактических игр на НОД с математическим содержанием...

 Влияние игры на формирование элементарных математических способностей

Влияние игры на формирование элементарных математических способностей...

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических способностей

Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму...