Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»
методическая разработка по математике (младшая группа)

Черных Ксения Вячеславовна

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. В игровой деятельности с дидактическими кубиками создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: цвет, форма, количество. В игре с кубиками обогащается активный словарь ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики»

Автор: Черных Ксения Вячеславовна

Организация: ГБДОУ №18

Населенный пункт: Санкт-Петербург

 

Согласно ФГОС необходимо создавать развивающую предметно-пространственную среду с тем, чтобы обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка.

В силу наглядно-образного мышления дошкольника воспитатель должен создавать и постоянно пополнять дидактические наглядные пособия, опирающиеся на игровое пространство.

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные кубики» является основой для проведения дидактических игр, направленных на развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. В игровой деятельности с дидактическими кубиками создаются условия для обогащения и накопления сенсорного опыта, развития познавательной сферы детей дошкольного возраста. Дети учатся ориентироваться в различных свойствах предметов: цвет, форма, количество. В игре с кубиками обогащается активный словарь ребенка.

 

Цели: развитие речи, внимания, памяти; умение выполнять задание по образцу, развитие элементарных математических представлений, закрепление ранее полученных знаний у детей младшего дошкольного возраста.

Применение: Речевое развитие, познавательное развитие.

Пособие изготовлено из бросового материала: крупные пластмассовые кубики собраны на оси и закреплены в раме. Кубики легко вращаются вокруг своей оси, что позволяет детям свободно ими манипулировать.

В пособии 4 ряда, каждый ряд состоит из кубиков одного цвета, на которых закреплены картинки по разным темам. Картинки съемные.

Первый блок кубиков с картинками «Математика для малышей»

1 ряд: кубики желтого цвета с картинками с картинками на гранях кубиков:

Первый кубик с цифрами: цифры 1,2, 3,4

Второй, третий, четвертый кубик : картинки с предметами от одного до четырех: яблоко, вишня, шар, бабочка.

2 ряд: кубики синего цвета с картинками на гранях кубиков :

1 грань: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

2 грань: колесо, штурвал , пуговица, часы

3 грань: салфетка, дорожный знак, телевизор, книга;

4 грань: дыня, черепаха, божья коровка, поднос овальный.

3 ряд: кубики красного цвета с картинками:

1 грань: куб, шар, конус, брусок

2 грань: аквариум, фотоаппарат, кубики, кубик Рубика.

3 грань: арбуз, яблоко, мяч, глобус

4 грань: колокольчик, колпачок, елочка, пирамидка.

4 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:

1 грань: цветные паровозы: красный, зеленый, желтый, синий;

2 грань: цветные вагончики;

3 грань: цветные вагончики;

4 грань: цветные вагончики.

 

Второй блок кубиков с картинками «Играем, мир открываем»

1 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:

1 грань: морковь, картофель, помидор, лук;

2 грань: роза, ромашка, одуванчик, тюльпан;

3 грань: малина, морошка, черника, земляника;

4 грань: яблоко, банан, апельсин, ананас.

2 ряд: кубики желтого цвета с картинками:

1 грань: сапоги, ботинки, тапочки, туфли;

2 грань: шляпа, кепка, шапка, панама;

3 грань: самолет, автомобиль, поезд, корабль;

4 грань: стул, стол, диван, кровать.

3 ряд: кубики зеленого цвета с картинками:

1 грань: чашка, тарелка, кувшин, кастрюля;

2 грань: пирамидка, машинка, кукла, мяч, мишка;

3 грань: утка, попугай, ворона, воробей;

4 грань: бабочка, стрекоза, муравей, жук.

4 ряд: кубики красного цвета с картинками:

1 грань: кошка, собака, свинья, корова;

2 грань: лиса, белка, заяц, медведь;

3 грань: синица, снегирь, сорока, воробей;

4 грань: семья, бабушка, папа, мама, ребенок.

 

Достоинства пособия:

-многофункционально и незатруднительно в изготовлении;

-является развивающим элементом предметно-пространственной среды;

-мобильность;

-можно использовать в совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе;

-демонстрационное пособие в дидактических играх;

-благодаря пособию сохраняется игровой компонент для дошкольников.

 

Вариативность и изменение пособия:

- На грани кубиков можно закрепить картинки по разным темам.

- В зависимости от возраста и игровых задач отдельные грани могут быть закрыты (например, если отрабатывается тема животные, закрыть другие тематические кубики).

 

Блок дидактических упражнений и игр «Математика для малышей»

Дидактическое упражнение «Какая фигура лишняя?»

Цель: Учить называть геометрические фигуры, определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур. Передавать в речи принцип исключения.

Речевой материал: Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Лишняя фигура- круг, он без углов.

 

Дидактическое упражнение «Найди геометрические фигуры»

Цель: Развивать представления о геометрических фигурах, упражнять в их назывании.

Игровое задание: Геометрические фигуры спрятались среди разных предметов. Найди и назови фигуру. Ребенок крутит кубики и выполняет задание.

 

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: Развивать умение сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Игровая задача: Вот круг, найди предметы такой же формы.

 

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд»

Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их с цифрой

Игровая задача: Какая цифра стоит на первом кубике». Найди картинки на сторонах волшебных кубиков, где предметов один ( два, три, четыре).

 

Дидактическое упражнение «Не ошибись, Петрушка!»

Цель: Развивать представление о количестве предметов и соотнесении их с цифрой, учить делать исправления в уже построенный ряд ,опираясь на изображение первого кубика.

Игровая задача: Петрушка собрал кубики с картинками, но он допустил ошибку. Помоги Петрушке исправить ошибку.

 

Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Цель: Отрабатывать согласование существительных с прилагательными.

Речевой материал: Желтая дыня, красное яблоко, оранжевый апельсин…

 

Дидактическая игра «Цветные паровозики»

Цель: Закреплять знание основных цветов

Игровая задача: собери вагончики под цвет паровоза: красный, синий, желтый, зеленый.

 

Дидактическая игра «Какой вагончик лишний?»

Цель: Закреплять основные цвета. Развивать зрительное внимание.

Ход игры: Воспитатель обращает внимание на «бегущий» цветной паровозик. Предлагает найти лишний вагончик и исправить ошибку.

 

Дидактическое упражнение «Столько –сколько»

Цель: Развивать представление о количестве и числе предметов, учить соотносить с цифрой.

Игровое задание : Найди количество предметов, указанное на первом кубике

 

Блок дидактических упражнений и игр «Играем, мир открываем»

Дидактическая игра «Что делают животные, птицы?»

Цель: Активизировать в речи детей глагольную лексику

Игровая задача: Отгадай загадку. Покажи животное-отгадку. Назови, что может делать это животное.

Речевой материал:

Собака- стоит, лежит, бежит, спит, лает, кусается, служит

Кошка- ласкается, мурлычет, лакает, крадется, умывается, царапается, облизывается

Лиса- бежит, охотится, мышкует, крадется.

Корова- мычит, жует, стоит, ходит.

Сорока- стрекочет, летает, прыгает, клюет.

 

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Игровая задача: Назови, что изображено на картинках. Назови лишнюю картинку, объясни, почему.

Речевой материал: Синица, снегирь, сорока –это птицы, а белка- животное.

 

Дидактическая игра « Назови одним словом»

Цель: учить классифицировать предметы.

Игровая задача: Назови одним словом все предметы на сторонах кубиков.

 

Дидактическая игра «Узнай по словам какой, кто (что) это? »

Цель: учит подбирать определения, соответствующие данному предмету(человеку, животному). Активизировать усвоенные ранее слова. Развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель называет признаки, соответствующие данному предмету, дети отгадывают слово с опорой на картинки или находят нужную картинку, вращая кубики.

Речевой материал:

Добрая, нежная, ласковая, милая- мама.

Добрая, нежная, заботливая, старенькая -бабушка.

Сильный, смелый, серьезный – папа.

Веселый, добрый, маленький, игривый, послушный - ребенок

Шустрая, маленькая, красивая, рыжая, быстрая- белка.

 

Дидактическая игра « Моя семья»

Цель: Учить составлять предложения о членах семьи

Игровая задача: Выбрать нужного члена семьи в соответствии с действиями. Четко. Полным предложением отвечать на вопрос.

Ход игры. Взрослый показывает картинки на кубиках по теме «семья». Спрашивает ребенка: «Кто, что делает?»

Речевой материал: Кто гладит рубашку? (готовит еду, моет посуду)

Ответ ребенка: Мама гладит рубашку.

Кто играет в шахматы? (чинит люстру, смотрит телевизор).

Кто ходит в детский сад (играет в песочнице, строит башню из кубиков).

 

 

Дидактическая игра «Знаешь ли ты?»

Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, птиц, ягод. Цветов.

Игровая задача: Первым назвать по картинкам животное(птицу…)

Ход игры: Воспитатель составляет тематические ряды на кубиках. Играющие поочередно называют зверей, птиц, цветы, ягоды и т.д. При правильном ответе игрок получает фишку.

 

Дидактическая игра « Мебельный магазин»

Цель: Закрепить обобщающее понятие мебель, учить называть предметы мебели.

Игровая задача: Правильно назвать все предметы мебели на гранях кубиков.

Ход игры: Петрушка пришел в мебельный магазин и купил новую мебель. Назови, что купил Петрушка?

 

Дидактическая игра «Товарный поезд»

Цель: Развитие логического мышления.

Игровая задача: Поиграем в поезда. Составить из кубиков цепочку заданных предметов, которые везет поезд.

Ход игры: Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Поезд в Москву в зоопарк везет диких животных, найди эти картинки. Другой поезд везет транспорт, найди стороны кубика с этими картинками и т.д.

 

Используемая литература:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада.
  2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"

Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебный куб"

Цель: Развитие у детей познавательных способностей, творческих проявлений.Педагогика давно ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных...

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебный цветок»

Авторская разработка описывает дидактическое пособие для развития  интереса к познавательной деятельности, компенсироваия отставания в речевом развитии и подготовке ребенка к поступлению в общеоб...

Презентация многофункционального дидактического пособия "Волшебный цветок"

Данная презентация  - авторская разработка дидактического пособия по развитию всех сторон речи с детьми, имеющими различные речевые нарушения....

Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные круги"

Интеллектуальное развитие человека - одно из основных условий его саморазвития, успешности в течение всей жизни. Поэтому, развитие познавательных способностей у детей 3 - 7 лет - одно из приоритетных ...

Методическая разработка многофункционального дидактического пособия для детей 2-4 лет: “По дороге домой”

Предложенное пособие помогает формировать фразовую речь на базе материала 1 слоговой структуры...

Методическая разработка. Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи для занятий с детьми лэпбук «Осень»

Лэпбук – новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного материала, систематизация зна...