РЭМП в различных видах деятельности
консультация по математике

В научных исследованиях под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_v_razlichnyh_vidah_deyatelnosti.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Янтарик» МО Янтарный городской округ

Консультация для воспитателей:

« Развитие элементарных математических представлений у детей в различных видах деятельности»

                                                             Выполнила воспитатель:

Тростянская Ю.С.

2018г.

Развитие элементарных математических представлений в различных видах деятельности

В научных исследованиях под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлениях. Содержание психолого-педагогической работы ДОУ по формированию элементарных математических представлений включает в себя разделы:

  • количество
  • величина
  • форма
  • ориентировка в пространстве
  • ориентировка во времени
  • счет (в старшей и подготовительной группах)

Элементарные математические представления у детей дошкольного возраста развиваются не только на занятиях. Различные игры, индивидуальная работа, занятия детей на прогулке, деятельность ребёнка в математическом уголке, в изобразительной деятельности и в повседневных играх способствуют закреплению полученных знаний.  Работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников должна осуществляться систематически и последовательно включаться во все этапы жизнедеятельности детей. 

 Во время одевания и раздевания с детьми младшего возраста уточняем цвет одежды, закреплять знания о временах года, частях суток, величине предметов.

С детьми среднего и старшего возраста можно посчитать количество девочек и мальчиков, количество пуговиц, соотношение стульчиков и детей. Закрепить ориентирование верх-низ, лево-право.

На прогулке можно предложить подвижные и словесные игры («Противоположности», «Считаем парами»), игры с мячом («Отбивание мяча под счёт», «Я начну, а ты продолжи» и т. д.).    

Старшие дошкольники могут сравнить удаленность разных предметов рябина ближе – береза дальше, ориентировка: если самолет движется по небу, то куда он летит, к нам или от нас? Закрепляю

         Младшие дошкольники учатся находить круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные предметы.  Необходимо обращать внимание детей на то, что расположено близко (можно достать рукой, достаточно сделать несколько шагов, а что – далеко). Горка ближе, а домик дальше. 

На снегу или песке можно рисовать животных из геометрических фигур. 

Разноцветные постройки и украшения веранды также способствуют ФЭМП.

        Инсценирование и драматизация так же позволяют не только закрепить полученные знания, но и приобрести новые, научиться применять их в игровой деятельности и в жизненных ситуациях.  

Во многих сказках математическое начало находится над самой поверхностью («Два жадных медвежонка», «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Цветик-семицветик» и т.д.). Очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, дети легко запоминают количественный счёт до 10. 

Сформировать у детей представление о величине предметов, пространственных и количественных представлений помогают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Репка» и др. 

На примере сказки «Три медведя», можно закреплять понятия «большой», «маленький», «ещё меньше», «высокий», «низкий», а также распределить героев по возрасту, по росту.  

Содержание сказки «Гуси-лебеди» учит дошкольников ориентироваться в пространстве и усваивать понятия: «над лесом», «над рекой», «правый и левый берег», сказка Ш. Перро «Красная Шапочка» дает возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий», а «Теремок» - запомнить количественный и порядковый счёт и основы арифметических действий. 

Приобщая детей к художественной культуре в дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», Стихи С. Маршака «Весёлый счёт»).

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяют применять их при решении различных жизненных проблем. Например, «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?». 

 Сказка «Репка» помогает усвоить детям младшего дошкольного возраста понятие «перед», «между», «за».  «Теремок» помогает запомнить количественный и порядковый счёт.  

Математика отражается и в творческой продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, как закрепление полученных знаний. При рисовании частей туловища животных, птиц идёт закрепление названия геометрических фигур, также в аппликации при вырезывании круга, овала мы закрепляем названия квадрата, прямоугольника. Задание является чисто математическим, но всегда есть возможность для творческого проявления индивидуальности самого ребёнка. К четырём годам у детей резко возрастает творческая активность в самых разнообразных областях, и чтобы стимулировать этот процесс, необходимо знакомить с разнообразными играми и упражнениями на развитие воображения: «На что похоже?», «Дорисуй». 

Зрительные, осязательные ориентиры помогают старшим детям более детально запомнить, почувствовать те или иные математические понятия. (например, «Пластилиновые цифры» - поделки из пластилина в виде той или иной цифры; «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур). 

В формировании элементарных математических представлений у ребёнка во время самостоятельной деятельности помогает специально организованная предметно-развивающая среда. Центре математики могут находиться дидактические математические игры, счетный материал, мерки, ленты для измерения. Все игры должны быть доступны детям. Ребёнок может выбрать игру, привлекающую его внимание или соответствующую его интересам. 

В процессе трудовой деятельности можно закреплять с детьми младшего возраста геометрические фигуры (во время дежурства: тарелка – круглая, салфетка - прямоугольная). Детям старшего дошкольного возраста можно предложить сосчитать детей, сидящих за столами, и подаваемые предметы (тарелки, ложки, чашки, вилки). 

При ознакомлении с социальным миром тема денег для старших дошкольников вызывает любопытство, поэтому постигать азы математики на примере денег им интересно. Ознакомление с мерами стоимости позволит не только развить у детей навыки счета, но и углубить элементарные математические представления о числе, его количественном составе, сравнении чисел и множеств, понять функциональную зависимость между величинами цена, количество, стоимость, решать задачи, логически мыслить, рассуждать. Все это будет направлено на применение математических знаний в повседневной жизни, способствовать установлению преемственности в обучении математике между детским садом и школой, подготовке к обучению в школе. 

Также можно предложить игру на ориентировку в пространстве «Поиск тайника»: сделать пять шагов от беседки вправо, семь шагов прямо и три прыжка влево повернуться кругом и посмотреть вверх.  

Младшим дошкольникам предложить задание: найти самое высокое дерево, подобрать слово (дерево высокое, а трава… (низкая). 

        Сюжетно-ролевые игры. Младшие дошкольники во время игры в сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская» и др. закрепляют знания о форме, цвете, величине, количестве, времени и ориентировки в пространстве (например, на маленький поднос поставь маленькие чашки, на большой – большие).

        В старшей группе счет до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу можно закрепить в игре «Магазин». Продавцы, кассиры и покупатели определяют количество необходимых предметов с помощью счета. Количественный состав числа из единиц осваивается в игре «Почта». Сортировщики и почтальоны раскладывают корреспонденцию по адресам, в соответствии с названными числами. Игре «Зоопарк» ребята узнают, что люди, работающие в зоопарке должны хорошо уметь считать: сколько всего зверей в зоопарке? Сколько животных одного вида? Сколько особей находится в одной клетке?  

Рекомендованая литература литература:

  1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
  2. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических  

представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1980.

  1. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.    
  2. https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/formirovanie-elementarnyih-matematicheskih-predstavleniy-u-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по познавательному развитию и художественному творчеству через интеграцию различных видов деятельности.

Способствовать развитию речевой речи ребенка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать внимание, стимулировать фантазию. Проявлять творческие способности....

Использование театрализованной деятельности в различных видах деятельности

Театр - это  игра,чудо, волшебство, сказка! Театр как один из самых  доступных и понятных  детям видов  искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формирование прави...

Презентация совместной деятельности воспитанников первой младшей группы и воспитателя по теме «Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста через различные виды деятельности »

Содержание непосредственной организованной деятельности с детьми раннего возраста по конструированию из мозаики с использованием интерактивной доски....

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»

Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....

Методические подходы к формированию зрительно-моторных функций у детей с различными отклонениями в развитии в различных видах деятельности.

Одним из основных компонентов зрительного восприятия, без которого невозможно нормальное развитие ребенка в процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной)...

Развитие творческих способностей детей среднего возраста в различных видах деятельности с использованием различных техник

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...