Познавательный проект для детей старшей группы «Математика с ТИКО»
проект по математике (старшая группа)

Терентьева Ольга Александровна

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря  познанию формируются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт, развиваются способности дошкольника. Познавательная деятельность - это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. 

В структуре познавательной деятельности большое внимание уделяется  формированию элементарных математических представлений. Это направление имеет огромное значение для сенсорного и интеллектуального развития детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_femp_posredstvom_tiko.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «В гостях у сказки»

Познавательный проект

для детей старшей группы

«Математика с ТИКО»

                                                                 

                                                                   

Выполнила:

Терентьева Ольга Александровна

                воспитатель

г.п. Пойковский

2019 год

Познавательный проект

«Математика с ТИКО»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательный  проект «Математика с ТИКО»

Автор

Воспитатель Терентьева Ольга Александровна

Участники проекта

 Воспитатели, родители, воспитанники старшей группы

Д/с " В гостях у сказки"

Сроки

14 дней

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

7. Образовательная программа дошкольного образования НРМБ ДОУ «Детский сад  В гостях у сказки».

8. Рабочая программа воспитателя старшей группы.

Цель проекта

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО. 

Задачи проекта

Обучающие:

1. Закреплять у детей математические представления (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и математические способы познания действительности (счёт, измерение, вычисления).

2. Формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

3. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Развивающие:

1. Развивать желание производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать.

2.  Развивать интерес к логическим играм, экспериментированию и изобретательству на основе конструктора ТИКО.

3. Развивать инициативу и самостоятельность в процессе работы с конструктором ТИКО.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

2. Воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание психолого-педагогических условий и организация развивающей предметно-пространственной среды  для реализации проекта.

II этап. Обучающий

Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО.

III этап. Обобщающий

 Цель: Анализ, обобщение и представление результатов проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

- сформированы математические представления о величинах, числах, геометрических фигурах, счёте, измерении, простейших вычислениях;

-  развиты сенсорные и логические способы познания математических свойств и отношений;

- развиты экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания: воссоздание, экспериментирование, моделирование;

- развита познавательная инициатива и самостоятельность.

-  сформированы представления об элементах конструктора ТИКО и их конструктивных свойствах;

- сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

Для воспитателя:

- создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта;

- разработаны конспекты НОД с применением конструктора ТИКО, сценарии развлечения, конкурса и математической викторины, консультации для педагогов и родителей, презентации;

- проведены образовательные и досуговые мероприятия по ФЭМП;

- сформированы профессиональные компетенции по формированию у дошкольников элементарных математических представлений на основе конструктора ТИКО.

Форма итогового мероприятия

Открытое образовательное мероприятие «В городе ТИКО»

Продукты проекта

1. Фотовыставка построек из конструктора ТИКО.

2. Видео презентация о процессе работы с конструктором ТИКО и формировании у детей на его основе элементарных математических представлений.

3. Разработанный учебно-методический комплект: конспекты НОД, сценарии развлечения, конкурса и математической викторины, тексты консультаций.

Пояснительная записка

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении ориентирован на познавательные возможности ребенка и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря  познанию формируются мыслительные процессы, обогащается сенсорный опыт, развиваются способности дошкольника. Познавательная деятельность - это основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.  

В структуре познавательной деятельности большое внимание уделяется  формированию элементарных математических представлений. Это направление имеет огромное значение для сенсорного и интеллектуального развития детей.

Проблема

Однако не всегда дошкольники свободно ориентируются в математических понятиях, действиях и отношениях. Не у всех воспитанников развиты экспериментально-исследовательские способы познания математического содержания, такие как: воссоздание, экспериментирование, моделирование.

Решить эту проблему помогают различные игровые пособия, в частности – полифункциональный конструктор ТИКО (Трансформируемый Игровой  Конструктор  Объемного моделирования).

Актуальность данного проекта в том, что ТИКО позволяет в игровой форме легко освоить дошкольникам математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

При этом основные функции конструктора ТИКО соответствуют всем требованиям ФГОС ДО, а именно:

 1. Обучающая - предоставляется возможность использовать или применять полученные знания в процессе игры. Играя с ТИКО, ребенок реализует свои стремления получить результат (соединить, собрать, измерить), оперировать образцами (видоизменять, трансформировать).

 2. Развивающая - развивается восприятие, воображение, память, внимание, математические способности, развитие речи.

3. Воспитательная – конструктор содействует развитию активности ребенка, умению себя реализовать, развитию коммуникативных качеств, способности планировать свои действия и достигать результата.

Цель проекта: Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО.

Задачи проекта:

Обучающие:

1. Закреплять у детей математические представления (конкретные величины, числа, геометрические фигуры) и математические способы познания действительности (счёт, измерение, вычисления).

2. Формировать приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию.

3. Формировать умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Развивающие:

1. Развивать желание производить математические действия, решать логические задачи, конструировать и моделировать.

2.  Развивать интерес к логическим играм, экспериментированию и изобретательству на основе конструктора ТИКО.

3. Развивать инициативу и самостоятельность в процессе работы с конструктором ТИКО.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

2. Воспитывать доброжелательность и коммуникативные качества.

Практическая значимость проекта состоит в том, что результаты деятельности по использованию конструктора ТИКО внесут существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий у детей, повысят уровень умственной, математической и социальной подготовленности дошкольников к обучению в школе и активизации их психического развития в целом.

Использование конструктора обеспечит интеграцию различных видов детской деятельности и позволит поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности воспитанников.

Таким образом, организация проекта на основе работы с конструктором ТИКО позволяет: 

- создать условия для развития самостоятельной деятельности воспитанников;

- разработать и использовать наиболее эффективные средства и инновационные методы познавательного развития;

- расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- успешно освоить сенсорные эталоны.

Формы организации образовательной деятельности в проекте:

Совместная образовательная деятельность педагога и детей

Самостоятельная

деятельность детей

- образовательные ситуации;

-  проблемные ситуации;

- экспериментирование;

- обсуждение;

- рассматривание элементов конструктора и их обследование;

- математические игры;

- рассматривание альбомов, иллюстраций;

- конкурсы;

- викторины;

- моделирование;

- ситуативные разговоры;

- совместные постройки.

- решение проблемных

ситуаций;

- математические игры;

- рассматривание альбомов, иллюстраций;

- рассматривание элементов конструктора  и их обследование;

- экспериментирование;

- сооружение построек.

Методы обучения в проекте:

- объяснительно-иллюстративные методы: материал разъясняется, иллюстрируется примерами, возможно применение информационно-коммуникационных технологий;

- исследовательские методы: применяются при организации поисковой, познавательной деятельности детей, путём постановки познавательных и практических задач, которые требуют самостоятельного решения;

- методы стимулирования: соревнование, викторины, поощрение и др.

Механизм  оценки эффективности проекта:

  1. Анализ реализации этапов проекта.
  2. Анализ продуктов проекта.
  3. Мониторинг сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта:

- наборы ТИКО «Арифметика» и «Фантазёр»;

- методическая литература, иллюстративные материалы, Интернет-ресурсы.

Этапы реализации проекта

I этап. Организационный

Задачи:

1. Провести мониторинг с целью выявления уровня математических знаний  воспитанников.

2. Разработать комплект математических игр и упражнений на основе ТИКО.

3. Организовать взаимодействие с родителями по формированию математических представлений посредством ТИКО.

II этап. Обучающий

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах и геометрических фигурах.
  2. Формировать сенсорные способы познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировку.
  3. Формировать умение принимать дидактическую задачу, подчиняться правилам, добиваться результата в игре.
  4. Развивать познавательные действия и познавательную активность воспитанников.

III этап. Обобщающий:

Задачи:

1. Проанализировать проведённые образовательные и досуговые мероприятия в рамках проекта.

2. Провести мониторинг с целью выявления результатов.

3.  Обобщить опыт профессиональной деятельности по организации и проведению проекта.

Планирование деятельности

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Сроки

1.

Презентация для педагогов и родителей: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством конструктора ТИКО »

2.

Проведение групповых консультаций:

-  для педагогов «Развитие познавательной активности воспитанников в процессе применения ТИКО»;

- для родителей «Математическое развитие детей посредством конструктора ТИКО».  

3.

Разработка папок-передвижек: «Играем вместе с детьми в ТИКО», «Математика - занимательная игра», «Математика вокруг нас».

4.

Проведение мониторинга с целью выявления у дошкольников уровня сформированности математических представлений.

5.

Разработка математических игр, упражнений, образовательных и проблемных ситуаций на основе ТИКО.

6.

Разработка совместных с педагогами и родителями мероприятий.

II этап. Обучающий

Мероприятия этапа

Сроки

1.

Проведение образовательных ситуаций с использованием разработанных игр на основе ТИКО:

- на количество и счет: «Отгадай число», «Правильный счет», «Кто где»,  «Много-мало», «Больше-меньше», «Сколько, какой?»

- на геометрические фигуры: «Подбери по форме», «Сбор фруктов», «Разложи в коробки», «Найди такую же»;

- на пространственные и временные отношения: «Когда это бывает», «Что за чем?», «Путаница» и другие.

2.

Проведение образовательных ситуаций с использованием ТИКО на моделирование совместных построек.

3.

Проведение образовательных ситуаций «Эксперименты с ТИКО».

4.

Проведение викторины «Занимательная математика».

5.

Проведение интеллектуального развлечения «В гостях у Знайки и Незнайки».

6.

Проведение конкурса «В мире чисел».

7.

Организация фотовыставки «Решаем с ТИКО»

III этап. Обобщающий

Мероприятия этапа

Сроки

1.

Итоговое открытое образовательное мероприятие «В городе ТИКО»

2.

Проведение мониторинга с целью выявления у дошкольников уровня сформированности математических представлений.

3.

Написание аналитического отчета о  проведённых образовательных и досуговых мероприятиях в рамках проекта.

4.

Представление опыта в форме:

- презентации «Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе применения конструктора ТИКО»;

- выступления «Разработка математических игр на основе конструктора ТИКО»,  

- мастер-класса для родителей и педагогов «Конструируем и играем с ТИКО».

Литература:

  1.  Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992.
  2.  Балыкова Е. Возвращение игры // Обруч. – 2010. - №2. – С.36-37.
  3. Белошистая А. В.  Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  4.  Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991.
  5.  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  6. Габова М.А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет. сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С. 16-29.
  7.  Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-8 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
  9.  Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008.
  10.  Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М.: Айрис Пресс. 2004.
  11.  Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. Пособие для воспитателей ДОУ. – Вологда, 2007
  12.  Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада. // Ребенок в детском саду. – 2010. - №4.
  13.  Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 2006.
  14.  Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384с.
  15. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
  16. Михайлова З.А., Вербенец А.М., Полякова М.Н.: Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  17.  Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006.
  18. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
  19.   Солнецева О.В. Диагностика развития творческой игровой деятельности (старший дошкольный возраст) - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  20.  Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982.
  21.  Узорова О.В., Нефедова Е.А.: 350 упражнений для развития логики и внимания. – М.: АСТ, 2017.
  22.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие в страну Математики»

закрепить знания о составе чисел из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале...

Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»

Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»...

Информационно-познавательный проект для детей старшей группы: «На прогулку за здоровьем»

В современном обществе предъявляют все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к уровню его развития. Успешный ребенок  - это здоровый ребенок. Проект направлен на повышение...

Познавательно-игровой проект для детей старшей группы «Математику, друзья, не любить никак нельзя!»

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математ...

Творческий информационно-познавательный проект для детей старшей группы "Откуда появилась ложка?"

Проект дает детям представление о разнообразии ложек и истории их возникновения, способствует познавательному и творческому развитию детей.https://disk.yandex.ru/d/og5p_13XHhHYkg...