Консультация для воспитателей Словесные логические задачи.
консультация по математике

Тягненко Татьяна Ивановна

Консультация для воспитателей Словесные логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_logicheskie_zadachi.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 65

«ОЗОРНИЦА»

      КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ    ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Словесные игры и упражнения

(занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки)

на занятиях по формированию

элементарных математических представлений

у старших дошкольников»

         Составил:                 воспитатель

                                        подготовительной группы

                                               Тягненко

                                              Татьяна Ивановна

2007-2008 учебный год

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными для дошкольников являются загадки и задачи-шутки.

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении старших дошкольников к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут использоваться в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими-то явлениями, т.е. в том случае, если создаётся необходимая для этого ситуация.

Успех решения задач такого рода зависит от того, насколько дети понимают шутку и умеют ли выделять её в литературных произведениях, придумывать. В противном случае дети, как правило, подходят к решению задач-шуток с позиции арифметики, начинают производить действия с числами. Результат решения детьми задач-шуток зависит от их жизненного опыта, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умения видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку смысл задачи-шутки поможет создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка, доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подробные задачи.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников  задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятия в качестве небольшой умственной гимнастики. Назначение их в данной случае состоит в создании у ребят положительного состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Можно предложить детям 1-2 простые занимательные задачи, которые решаются детьми быстро. С небольшим обоснованием или без него.

Занимательные вопросы, задачи, загадки используются могут использоваться и в ходе занятия по математике с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом занимательный материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

В процессе обучения детей решению арифметических задач применяется приём сравнения  задачи-шутки, загадки математического содержания с арифметической задачей. В ходе анализа задач, нахождения сходства и различия между ними уточняется понимание детьми структуры арифметической задачи, назначения чисел, необходимости выполнения арифметических действий с числами.  Задачи-шутки подбираются согласно цели и содержанию предстоящего занятия, в зависимости от назначения приёма сравнения, уровня сформированности у детей представлений о арифметических задачах, развития у них логического мышления.

На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный игровой материал – загадки-шутки, занимательные вопросы, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим занятиям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Задачи

на транзитивность отношений между предметами.

Старшая группа.

Задача № 1.

Под ёлкой цветок не растёт, под берёзой не растёт грибок. Что растёт под ёлкой, а что растёт под берёзой?

Задача № 2.

Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой         с машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?

Задача № 3.

Рыжий и Чёрный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с шаром. С какими предметами выступали Рыжий и Чёрный клоуны?

Задача №4.

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Задача №5.

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

Задача №6.

Вика и Катя решили рисовать красками и карандашами. Вика рисовала не красками. Чем рисовала Катя? Чем рисовала Вика?

Задача №7.

Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыплёнок едет не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыплёнок?

Задача №8.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

Задача №9.

Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка?

Задача №10.

Жили были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?

Задача №11.

У Миши три тележки разного цвета: красная, жёлтая и синяя. Ещё у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезёт не юлу и не пирамидку. В жёлтой – не юлу и не неваляшку. Что повезёт Миша в каждой тележке?

Задача №13.

Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живёт не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живёт не на среднем и не на нижнем. На каком этаже живёт каждый из мальчиков?

Задача №14.

Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане – не зелёную и не красную. Юле – не зелёную и не жёлтую. Оле – не жёлтую и не красную. Какая ткань для каждой из девочек?

Задача №15.

В трёх тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины лежат не в синей и не в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы?

Задачи

на транзитивность отношений между предметами.

Подготовительная к школе группа.

Задача № 1.

У Кати волосы светлее, чем у Тани. У Тани волосы светлее, чем у Насти. У кого из девочек самые светлые волосы? (У Кати).

Задача № 2.

Саша смастерил ёлочных игрушек больше, чем Света, а Света – больше, чем Оля. Кто смастерил игрушек меньше всех? (Оля).

Задача № 3.

Сумка с продуктами тяжелее пакета, а пакет с фруктами тяжелее коробки с конфетами. Какая покупка самая лёгкая? Самая тяжёлая? (Коробка с конфетами; сумка с продуктами)

Задача № 4.

Клоуны мерялись силой. Весельчак слабее Музыканта, а Музыкант – такой же, как Гимнаст. Кто из клоунов самый сильный (Гимнаст и Музыкант).

Задача № 5.

Дети метали мяч. Ближе всех бросил мяч Костя, а дальше всех – Валера. результат Саши такой же, как у Кости. Кто бросил мяч дальше всех? (Валера)

Задача № 6

Ствол дуба толще, чем ствол берёзы, а ствол берёзы толще, чем ствол сосны. Что толще: ствол сосны или дуба?  (Ствол дуба).

Задача № 7.

Лодка находится от берега дальше парохода, а пароход – дальше пловца. Кто ближе всех к берегу?  (Пловец).

Задача № 8.

Волшебница заколдовала всех животных, поэтому заяц стал храбрее волка, а волк – храбрее льва. Кто самый трусливый в этой компании?  (Лев).

Задача № 9.

Кошка любит спать больше, чем собака, а хомячок Тишка любит спать меньше кошки, но больше собаки. Кто любит спать больше всех?  (Кошка)

Продолжи предложение.

  1. Если берёза выше кустарника, то кустарник … (ниже берёзы).
  2. Если стул ниже стола, то стол … (выше стула).
  3. Если забор выше скамейки, то скамейка  …  (ниже забора).
  4. Если ослик ниже лошади, то лошадь … (выше ослика).
  5. Если орёл летает выше ласточки, то ласточка летает … (ниже орла).
  6. Если ручей уже реки, то река … (шире ручья).
  7. Если бочка толще, чем ведро, то ведро …
  8. Если лента короче верёвки, то верёвка …
  9. Если мышиная нора уже лисьей, то лисья нора …
  10.  Если до леса дальше, чем до реки, то до реки …
  11.  Если кастрюля тяжелее тарелки, то тарелка …
  12.  Если дедушка старше своего внука, то внук …
  13.  Когда в чашку доливают воды, то …
  14.  Когда из банки отсыпают крупу, то …
  15.  Если дочь легла вечером, то проснулась …
  16.  Если суп горячее, чем каша, то каша …

«Задачи-шутки»

Старшая  группа.

  1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?  (Юра)
  2. Сидят три собаки. Напротив каждой собаки две собаки. Сколько всего собак? (Три).
  3. На столе стояло пять стаканов с ягодами. Митя съел один стакан ягод, поставил стакан на стол. Сколько стаканов на столе?  (Пять).
  4. Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется?  (Никому, петух яйца не несёт).
  5. Сколько хвостов у семи ослов? Сколько носов у двух псов? Сколько ушей у пяти малышей? Сколько лап у двух лисят? Сколько углов у двух домов? Сколько колёс у машины?
  6. У животного две левые ноги и две правые, две ноги спереди и две ноги сзади. Сколько ног у животного?  (Четыре).
  7. На ветке сидело 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьёв осталось на ветке? (Ни одного, все улетели)
  8. 3 человека ждали поезд 3 часа. Сколько времени ждал каждый? (Три часа)
  9. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у неё внуков?  (Один внук Паша)
  10.  Одна старушка шла на базар. Навстречу ей шли три старика, у каждого по два мешка, в каждом мешке по коту. Сколько всего человек шло на базар? (Одна старушка).
  11.  Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя»?  (Девять)
  12.  Из-под забора видны восемь кошачьих лап. Сколько людей стоит за забором?  (Ни одного)
  13.  Из-за забора видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев за забором?

14.  Шли семь старичков,

       У них семь посошков,

       На каждом посошке семь сучков,

       На каждом сучке семь узелков,

      На каждом узелке семь воробьев,

      У каждого воробья семь хвостов,

      Сколько было старичков?

«Задачи-шутки»

Подготовительная к школе группа.

  1. У пяти братьев по одной сестрице. Сколько всего детишек?  (Шесть)
  2. Пуд муки по сто рублей продают. Сколько стоит трёхрублёвая булочка? (Три рубля).
  3. Четвёрка лошадей пробежала четыре километра. Сколько пробежала каждая лошадь? (Четыре километра).
  4. Насте 10 лет, а Кате шесть лет. По сколько лет девочкам было в прошлом году?
  5. Из какой посуды ничего нельзя съесть? (Из пустой)
  6. Ленту разрезали в шести местах. Сколько частей получилось? (Семь).
  7. Дедка, бабка, внучка. Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело (Двенадцать).
  8. Сегодня в 12 часов ночи шёл дождь. Может ли через несколько дней в это же самое время быть солнечная погода? (Не может, в то же время – это значит в 12 часов ночи, а ночью солнце не светит).
  9. Три ослика несли поклажу: первый ослик – один килограмм сахара, второй – один килограмм железа, третий – один килограмм ваты. Переходя речку, ослики искупались с поклажей на спине. Потом выбрались на другой берег. Первый ослик побежал. Второй ослик – пошёл. Третий ослик поплёлся. Почему? (Сахар растаял,  поклажа стала лёгкой, поэтому первый ослик побежал; железо не изменилось в весе, поэтому второй ослик пошёл; вата намокла и стала тяжёлой – поэтому третий ослик поплёлся, еле передвигая ноги).
  10.  Как в решете воды принести? (Когда вода замёрзнет и превратиться в лёд).
  11.  Лестница состоит из семи ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы оказаться посередине? (На четвёртую).
  12.  У девочки живут две кошки и одна собака. Сколько лап у кошки? (Четыре).
  13.  Папа гусь купил для своих гусят восемь сапожков. Сколько детей у папы-гуся? (Четыре гусёнка).
  14.  Сколько рогов у пяти коров? (Десять рогов)
  15.  На столе лежали три яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (Три).
  16.  У какой фигуры больше углов – у квадрата или у прямоугольника? (У всех одинаковое количество – по четыре).
  17.  Чего на свете больше – яблок или фруктов? (Фруктов).
  18.  Косте 6 лет, а Мише – четыре года. Кто из мальчиков будет моложе через 3 года? (Миша будет также моложе).
  19.   На берёзе созрели 3 яблока, а на дубе – 2. сколько яблок созрело? (Ни одного, т.к. ни на берёзе, ни на дубе яблоки не растут)
  20.  Сколько в пустом стакане земляничек?  (Нисколько, потому что стакан пуст).
  21.   Шли поросята. Один впереди двух, один между двух, один позади двух. Сколько было поросят?  (Три).
  22.  Огурец разделили на 3 части. Сколько сделали надрезов?  (Два)
  23.  У стены стояли кадушки. В каждой – по лягушке. Если семь кадушек, сколько было в них лягушек? (Семь)

«Назови лишнее слово»

- зима, весна, среда, лето, осень;

-  утро, день, зима, ночь, вечер;  

- один, два, круг, три, четыре, пять;

- плюс, минус, пятница, равно, не равно;

- круг, квадрат, треугольник, декабрь, прямоугольник, овал;

Логические задачи  с использованием временных представлений

Подготовительная к школе группа.

  1. Через неделю наступит праздник. Через сколько дней будет праздник? (Через семь дней).

  1. Через две недели у сестры день рождения. Через сколько дней день рождения сестры? (Через четырнадцать).

  1. Сегодня вторник. Через день у моего брата каникулы. В какой день недели у моего брата начинаются каникулы? (В четверг)

  1. Бабушка меня спросила: «Сегодня среда? Я у вас в гостях уже четыре дня и не помню, когда я приехала». (В воскресенье)

  1. Письмо было послано в субботу, а получено адресатом во вторник. Сколько письмо шло по почте? (Три дня, включая субботу).

  1. Назови подряд три дня, но не дни недели. (Вчера, сегодня, завтра).

  1. Названия каких месяцев заканчиваются на  букву «Т»? (Март и август)

  1. Найди лишнее слово – сегодня, завтра, быстро.  (Быстро).

  1. День рождения Оли  в четверг. А сегодня – понедельник. Сколько дней осталось до дня рождения девочки? (Три)

  1. Женя пойдёт в театр через три дня. Сегодня воскресенье. В какой день недели состоится спектакль?  (В среду)

Загадки математического содержания.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их,

Но братья эти

Сосчитают всё на свете.

                                (Цифры)

Есть семь братьев:

Годами равные,

Именами - разные.

                       (Дни недели)

Двенадцать братьев

Одним словом называются,

Но у каждого своё имя.

                                  (Месяцы)

Братьев этих ровно семь.

Все они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

                            (Дни недели)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ.

А сестра наоборот,

Спать немедленно зовёт.

Это будет …  (день и ночь)

Что за птицы пролетают

По семёрке в каждой стае?

Вереницею летят.

Не воротятся назад.

                            (Дни недели)

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

                                 (Ножницы)

Четыре братца

Под одной крышей живут.

                                      (Стол)

Пять братцев

В одном домике живут.

                                  (Варежка)

Ног нет, а хожу.

Рта нет – а скажу:

Когда спать, а когда вставать.

                                        (Часы)

Стоит Антошка

На одной ножке.

Где солнце станет,

Туда и глянет.

                                (Подсолнух)

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

                                    (Лук)

Мы ходим ночью,

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

                                   (Часы)

То блин,

То клин.

Ночью на небе один.

                               (Месяц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

СЛОВЕСНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ....

Консультация для педагогов«Словесно-логические игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Словесно-логические игры в развитиидетей старшего дошкольного возраста» К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает...

Консультация для родителей "Речевые логические задачи"

Подбор игр для развития речи и логики у детей дошкольного возраста...

консультация для воспитателей "Словесно-логическое мышление"

Важность развития логического мышления у ребенка, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Чем лучше малыш научиться видеть закономерности, составлять последовательности логические цепочки, группиров...

Консультация для молодых специалистов «Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности детей 6–7 лет»

laquo;О чём рассказал ёжик?»«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Торопится, собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найд...