СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
материал по развитию речи на тему

Киреева Наталья Сергеевна

СЛОВЕСНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_logicheskie_zadachi.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     СЛОВЕСНЫЕ   ЛОГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ.

  1. «Звериная  семья».

Первый  вариант:

Педагог называет слово, ребёнок должен сказать, как называется детёныш животного.

               Слониха – слонёнок, кошка – котёнок, мышь – мышонок,

                Лиса – лисёнок, собака – щенок, лошадь – жеребёнок,

                Курица – цыплёнок, утка – утёнок.

Второй  вариант:

Педагог называет слово, обозначающее самца какого – нибудь животного, а ребёнок должен назвать самку этого же животного.

                Слон – слониха, кот – кошка, воробей – воробьиха, лис – лиса,

                 Волк – волчица, медведь – медведица, петух – курица,

                 Верблюд – верблюдица, осёл – ослица, козёл – коза.  

Третий вариант:

Этот вариант объединяет в себе оба предыдущих упражнения. Ребёнку нужно подобрать не одно слово, а два, достроив «семейную цепочку».

                 Слон – слониха – слонёнок.

                 Петух  - ……… - ……….

                 Пёс - ……….. - ………..

                 Кот -………… - ……….

                 Медведь -……… - ……….

                 Лис -  ………. - ………….

  1. «Дело мастера боится».

Первый вариант:

Педагог называет слово, обозначающего мастера какого-то дела. Ребёнок, ориентируясь на образец, должен назвать продукт, создаваемый этим мастером.

                   Сапожник – сапог, пирожник – пирог, булочник – булка,

                    Молочник – молоко, садовод – сад, огородник – огород.

Второй вариант:

Принцип объединения слов в группу – профессия и место работы.

                     Строитель – стройка, почтальон – почта, крановщик – кран,

                      Тракторист – трактор, милиционер – милиция.

Третий вариант:

Педагог называет слово, отвечающее на вопросы КТО?  или  ЧТО?, а ребёнок придумывает

слово, отвечающее на вопрос, КАКОЙ?

                           Море – морской, земля – земляной, песок – песчаный,

                           Стекло – стеклянный, дерево – деревянный, хлеб – хлебный,

                           Глина – глиняный, фрукт – фруктовый, город – городской.

  1. «Чей  домик».

   Педагог называет слово, а ребёнок подбирает пару, отвечающий на вопрос ЧЕЙ?

Чтобы задача была детям понятней, можно сказать так: «Это домик. Чей он? Решайте сами.

-- В домике живёт Вася. Домик чей? – Васин.

--В домике живёт  маша. Домик чей? - …(Машин).

--В домике живёт бабушка. Домик чей? -….(Бабушкин).

ИГРЫ  В  ФОРМИРОВАНИИ  ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО

                                СТРОЯ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ.

  1. « Магазин  игрушек».

     Цель:  Учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно – ласкательными  суффиксами: - к, - ок, - ечк, - еньк, - ик, - очк;

упражнять в употреблении глагола хотеть, активизировать словарь детей         

по теме «Игрушки».

Наглядный материал: 

  На ковролине пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие): пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина – машинка, самолёт – самолётик, мишка – мишенька, флаг – флажок.

Описание  игры: 

Педагог предлагает детям поиграть «в магазин». Педагог (или ребёнок) – продавец, дети – покупатели.              

Педагог предлагает детям разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.   

Примерные  ситуации: 

«Я хочу купить мяч, а для своей сестрёнки (братишки) – мячик».

«Мы хотим купить самолёт, а для малыша в другой группе – самолётик».

  1. «Накорми  великана».

Цель: Упражнять детей в образовании существительных множественного

     числа.

     Наглядный материал:

     На ковролине плоскостные фигуры Великана и Кота в  сапогах, силуэтные

     изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо – яйца, сосиска –

     сосиски, яблоко – яблоки, банан – бананы, орех – орехи.

     Описание игры:

     Кот в сапогах принёс Великану продукты. Какие – перечисляет педагог или  

     ребёнок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на ковролине.

                Педагог:  Что это?

                Дети: Конфета, яйцо, банан, сосиска и т.д.

                Педагог:  Великан не наелся, ему требуется много еды.

   

     Педагог просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана.Дети образуют

     существительные множественного числа от предложенных существительных

     единственного числа, обозначающих продукты питания.

                  Педагог:  Что принёс Кот в сапогах?

                  Дети: Конфеты, бананы, яйца, сосиски, груши, яблоки и т.д.

      (Дети прикрепляют картинки к ковролину).

  1. «Волшебный  сундучок».

Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: - чик, - ик, - ек.

                                                                                                                                                                                                   

   Наглядный материал:

  «Волшебный сундучок», на ковролине пары силуэтно изображённых картинок:

  мяч – мячик, зонт – зонтик, шар – шарик, стул – стульчик, цветок – цветочек,

  стакан – стаканчик.

  Описание игры:

 1 – й  вариант: Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к ковролину и называют пары слов.

2 – й вариант: « Кто самый внимательный?»

Цель: Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Педагог: Снимите с ковролина и возьмите себе ту картинку, которую я назову.

Педагог тихо произносит слова: бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтики т.д.

  1. «Путаница».

   Цель: Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных, составлять с ними предложения. Активизировать словарь по теме « Одежда, обувь».

Наглядный  материал: 

На ковролине две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька.

Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол. Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к ковролину. Набор одежды и обуви: шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, сапоги – сапожки, тапки – тапочки, юбка – юбочка.

Описание  игры:

Педагог говорит, что в гости к детям пришли две куклы – Даша и Дашенька.

Педагог: - Как вы думаете, какую куклу зовут Даша? (большую)

- А какую куклу зовут Дашенька? (маленькую).

- Даша и Дашенька перепутали свою одежду.

- Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдет. Какие вещи будем давать Даше? (большие).

- А Дашеньке? (маленькие).

     Дети достают вещи и прикрепляют их к куклам, затем к ковролину рядом с куклами, говорят: «Даше даю платье, Дашеньке – платьице» и т.д.

  1. «Что у мальчика в чемоданах».

Цель: Учить детей практическому употреблению существительных в винитель-

ном падеже.

Наглядный материал:

Силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, носки, брюки, ботинки, кроссовки и т.д.

Описание игры:

Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы.

Педагог: - Что у мальчика в чемоданах?

    Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к ковролину.

Дети говорят: «У мальчика в чемодане рубашка (спортивный костюм, шорты, майка, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки…)

 

                                 

ИГРЫ    ДЛЯ  ОТРАБОТКИ

            ПАДЕЖНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  1. ИГРА «ЧЕЙ  ГОЛОС?»

   Педагог за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у-у, бе-е-е и т.п., затем спрашивает: «Чей это голос?». Если дети отвечают правильно, педагог показывает фигурку угаданного животного. Здесь проводится сравнение двух падежных форм: это кошка – голос кошки, это корова – голос коровы и т.д.

  1. ИГРА «ЧЕЙ ХВОСТ, ЧЬЯ ГОЛОВА?»

На большой картине изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие

     звери. Видны только части тел.

     Педагог объясняет: «К острову подплыл корабль, звери испугались и попрятались.

    Что увидели путешественники?» Дети отвечают: «Путешественники увидели голову

    обезьяны, (хобот слона, хвост тигра, и т.д.)».

   3.  ИГРА « ЗАКРЫТЫЙ СТАКАН»

       Педагог показывает детям стакан, обёрнутый салфеткой. Просит детей догадаться,

   стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко,

   вода и т.д.).

   Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, киселя и т.д.)»

4. ИГРА «Кого испугался  трусишка Коля?»

Педагог раздаёт детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насеко-

   мые (пчела, ворона, жук, крот, гусеница и т.д.), и спрашивает: «Кого испугался

   трусишка Коля?».

   Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (гуся, утки, мышки и т.д.)».

5. ИГРА «Чудесный мешочек» 

Дети называют предметы (катушка, яйцо, сушка и т.д.), которые прячутся

    педагогом в «Чудесный мешочек». Детям предлагается ощупать предмет в мешочке

    назвать его и ответить, чего не стало в мешочке. Ответы детей: «В мешочке не стало

    катушки…».

   

6. ИГРА «Около кого?  Около чего?»

Дети стоят в ряд. Педагог предлагает ответить, около кого стоит Ваня (Таня,

     Толя, Оля и т.д.). Ответы детей: «Я стою около Вани и Тани». И т.д.

          То же с предметами.

 

7. ИГРА « Посуда».

На столе предметы: чашка, стакан, тарелка, миска, чайник и т.д. Педагог предла-

      гает найти и ответить: «Из чего едят суп (пьют чай, ест собака и т.д.)».

      Ответы детей: « Суп едят из тарелки». « Чай пьют из чашки». И т.д.

    8. ИГРА  с  мячом».

        Педагог объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детёнышей.

     Педагог предлагает поймать мяч и сказать: «Кого защищает зайчиха (кошка, собака,

    Свинья, медведица и т.д.?»

    Ответы детей: « Зайчиха защищает своих зайчат». И т.д.

                             УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ОТРАБОТКИ

         ПАДЕЖНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

  1. Упр. « Чего не стало на столе».

        На столе у педагога пять – шесть предметов. Например: кубик, пирамидка, лента,

мяч, лошадка и т.д. Предметы называются детьми, затем педагог закрывает их ширмой

и убирает два предмета. Когда ширма поднята, педагог спрашивает: «Чего нет?».

Ответы детей: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т.д.)».

  1. Упр. « Предметное лото».

Педагог спрашивает: «У кого рога (длинные уши, быстрые ноги, острые когти, длинный пушистый хвост, длинная шея и т.д.)». Ребёнок отвечает: «Рога у коровы, длинные уши у зайца», и т.д.

  1. Упр. «Кого нет в ряду».

Все дети встают в один ряд. Водящему закрывают глаза. Два – три ребёнка выходят из комнаты. Водящий должен отгадать, кого нет в ряду.

Ответы детей: «Нет Тани, Вовы, Лены» и т.д.

  1. Упр. «У кого этот детёныш?».

Педагог спрашивает: «Котёнок у кого? Назови маму».

Ответы детей: «Котёнок у кошки (щенок у собаки, теленок у коровы, ягнёнок у овцы, и т.д.)».

  1. Упр. «Из чего сделаны?».

а) На столе фрагменты шерсти, стекла, дерева, меха, кожи, железа ит.д.

Педагог спрашивает из чего сделан стол (

   

   

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Развитие словесного творчества через развивающие речевые игры

Развитие словесного творчества через развивающие игры Развитой речь можно назвать лишь того человека, который чётко и полно выражает свои мысли, который может организовать понимание другого ...

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

Словесное творчество дошкольников

Творческая деятельность человека или коллектива людей характеризуется созданием качественно нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности может послужить любо...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по реализации проекта "Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР"....