«Путешествие в Фиолетовый лес».
план-конспект занятия по математике

Нуриахметова Альфия Сагитовна

Математическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района

 «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности по разделу «Математическое развитие» образовательной области «Познание» по теме:

«Путешествие в Фиолетовый лес».

Подготовила:

Нуриахметова Альфия Сагитовна

г. Белоярский

2013 год

Организационная информация

Автор занятия  (ФИО, должность)

Нуриахметова Альфия Сагитовна

Образовательное учреждение

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района                             «Детский сад  комбинированного   вида  «Берёзка» г. Белоярский»

Республика/край

Тюменская область, ХМАО - Югра

Город/поселение

Белоярский

Группа/ профиль группы

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Продолжительность занятия

25 минут

Методическая информация

Тема занятия

«Дикие животные»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями/мероприятиями)

Занятие закрепление ранее приобретенных знаний.

Тип занятия

Обобщающее

Краткая характеристика группы

Дети 6 – 7 лет с задержкой психического развития. У них отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации, повышенная отвлекаемость, слабость   переключаемости. Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определёнными чертами.  В речи детей с ЗПР в основном преобладают существительные  и глаголы, причём предметный и глагольный словарный запас низкий и неточный. Отмечается недостаточно сформированный грамматический строй речи: нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, это обусловлено недостаточностью грамматического программирования. Часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, пропуски), а также ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок.

Цель

Углублять и систематизировать  представления детей о языковых явлениях.

Задачи

Обобщить:

  • знания  детей о диких животных, их детенышах и жилищах.

Систематизировать:

  • знания, умения и навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-, употребления притяжательных прилагательных; предлогов: за, из-за;

Закрепить:

  • умения детей отвечать на вопросы полными предложениями, составлять подчинительную часть сложноподчиненного предложения с союзом, потому что;

Продолжать развивать:      

  • слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторики;
  • дилогическую и объяснительную речь;
  • коммуникативные навыки;

Продолжать воспитывать:

  • доброжелательное отношение к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей

Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, музыка.

Методы и приёмы, используемые в ходе занятия

наглядные (демонстрация дидактического материала на экране, на магнитной доске, показ способов действия);

игровые (создание проблемной ситуации, внезапное появление объектов);

словесные (игровая мотивация, беседа, пояснения, использование художественного слова);

практические (дидактическая игра, «Танграм»).

Необходимое оборудование и  материалы

Мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация «Дикие животные», магнитофон, развивающая игра «Танграм».

Конспект  учебного занятия

Этапы

Время, продолжительность этапа

Содержание этапа

Описание действий участников образовательного процесса

Результаты

Подготовительная часть

Организационный момент.

Сообщение темы, задач.

  2 мин

1 мин

презентация

Включен звуковой файл «В лесу»

Воспитатель приветствует детей.

Здравствуйте!

- Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу передать его вам. Посмотрите мне в глазки и передайте уже свое хорошее настроение друг другу. Улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в увлекательное путешествие  в лес, к его обитателям.

- Ребята, посмотрите, сколько зверей собралось на поляне. У них, наверное, что-то случилось, и они ждут от нас помощи. Слайд 1 (Изображение животных на поляне)

- Может быть они перепутали свои домики? Слайд 2 (Появляется домик.) Может быть они потеряли своих мам? (Появляется картинка медведицы с медвежонком). Мы  с вами поиграем  в разные игры и отгадаем  загадки.  (Появляется знак вопроса.)

Деятельность воспитателя:

интригующе предлагает детям, взявшись за руки перейти в ту часть группы, где предполагается лесная поляна.

Деятельность детей:

выполняют указания логопеда

Дети получили положительный эмоциональный настрой, что выразилось их приподнятом настроении.

Основная часть

Дидактическая игра «Угадай чей голос?»

3 мин

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия.

На экране слайд 3. (Изображение животных на поляне)

- А вот и первая игра: животные с вами поздороваются, а вы попробуйте узнаете голос каждого из них.

Если, голос вы узнаете точно, то это животное станет к вам немного ближе. Слушаем и смотрим.

-Получилось? Очень хорошо!

Деятельность воспитателя:

сообщает цель

занятия.

Деятельность детей:

Отвечают на вопросы.

У детей активизировались познавательные интересы.

Первая подгруппа

Высокая активность детей:

4 детей активно и правильно отвечали на вопросы.  Это голос белки, лисы, медведя, лося, бобра, зайца и ежика.

Низкая активность детей:

один ребёнок   (Марк) не ответил.

Вторая подгруппа

Высокая активность детей: 3 детей активно и правильно отвечали на вопросы.

Низкая активность детей:

двое детей   (Полина, Лера) не ответили.

Гимнастика для глаз

1 мин

Экран закрыт

Наши глазки устали и им пора отдохнуть.

Цель: снятие напряжения глаз.

Открываем глазки – раз,

И зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире,

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Деятельность воспитателя:

произносит стихотворение, следит за правильным выполнением движений.

Деятельность детей:

выполняют движения глазами.

Снято напряжение зрительного анализатора.

Дидактическая игра «Чей домик?».

7 мин

из них 3 мин

презентация

Цель: Закрепление знаний детей о жилище лесных зверей. Согласование существительных с притяжательными прилагательными.

На экране слайд № 4. (Изображение домов животных)

- А вы знаете, о чем спорили животные? (Нет)

- А я знаю, медведь забрался к белке  в дупло и не пускает. Каждый из них решил, что это его дом.  Давайте поможем животным разрешить эту проблему!

- Если вы правильно назовете жилище зверя, то  он сразу туда попадет.

Экран закрыт

- Медведь говорит, что белка живет в логове. Это так? (Нет) 

Где живет белка?

( Белка живёт в дупле)

 Значит это чье дупло?

( Это беличье дупло)

- Заяц живет в берлоге. Это так?  (Нет)

Где живет заяц?

(Заяц живет в норе)

Значит это чья нора?

(Это заячья нора)

- Волк  живет в дупле. Это так?  (Нет) 

- Где живет волк?

(Волк живет в логове)

- Значит это чье логово?

(Волчье логово)

Если мы правильно ответили на все вопросы, то сейчас услышим пение соловья. (Звучит песня соловья)

Деятельность воспитателя:

Задает вопрос

Деятельность детей:

Отвечают на   вопросы  полным предложением.

Первая подгруппа

Высокая активность детей:

4 детей активно и верно отвечали на вопросы.

 Низкая активность детей:

один ребёнок   (Камиль) ответил

дупло бельчачье, нора лисиная.

Вторая подгруппа

Высокая активность детей: 4 детей активно и правильно отвечали на вопросы.

Низкая активность детей:

один ребенок   (Полина) не ответила.

Дидактическая игра «Где, чья мама?»

Развивающая игра «Танграм».

4 мин

Экран закрыт

 Слайд 5 – для детей невидим.  Звучит плач  (Активировать верхний звуковой значок)

Цель: закрепление умения складывать целое из частей на основе представлений.

- Кажется, что всё в порядке,

Но не всё в лесу так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка?  (Да)

- Пока звери отдыхали в своих домиках, их детеныши разыгрались и потерялись.  Сначала нам нужно вспомнить, как

называются мамы наших зверят.

В. показывает на картинку с изображением животного, прикрепленную  на магнитной доске и спрашивает:

- У лисёнка мама, кто?  - (Лисица).

- У медвежонка мама кто? – (Медведица).

- У бобренка мама кто? – (Бобриха).

- У волчонка мама кто? – (Волчица).

- У бельчонка мама кто? – (Белка).

Если мы правильно ответили на все вопросы, то сейчас услышим песню соловья

(Звучит запись песни – нижний звуковой значок)

- Слышите, запел соловей?  

— Значит вы отлично справились с заданием!

 - Ребята, давайте найдем для детенышей их мам.

- У каждого из вас на столах есть «Танграм», детеныши животных. Необходимо каждому собрать из фигур ту маму, чей детеныш у вас на столе.

(Дети из фигур по образцу выкладывают лисицу, белку).

- Какие красивые фигуры у вас получились! Мы очень  помогли нашим детенышам, сделали доброе дело: вернули их  мамам.

Деятельность воспитателя:

Задает вопросы,

даёт инструкцию по выполнению задания («Танграмы» подобраны с разной степенью сложности, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка).  При необходимости оказывает индивидуальную помощь.

Деятельность детей: Отвечают на вопросы.

Выполняют задание по образцу, изображенному на магнитной доске

берут нужное количество фигур и выкладывают на столе. Сравнивают свою фигуру животного с образцом изображенном на магнитной доске.

Первая подгруппа

Высокая активность детей: все (5) детей справились с заданиями без ошибок.

Вторая подгруппа

Высокая активность детей: 4 детей активно и правильно отвечали на вопросы.

Низкая активность детей:

один ребенок   (Полина) не ответила.

Динамическая пауза

1 мин

- Помогли мы детенышам найти их мам? (Да) Мы с вами сделали очень хорошее и трудное дело.  Давайте немного отдохнем и  поиграем в лесу на солнечной полянке. (Переход детей в другую часть группы).

Цель: Снятие статического напряжения, тренировка речедвигательной координации.

-Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, нам гулять идти пора!

Деятельность воспитателя:

следит за синхронностью движений, точностью их выполнения. Показывает образец выполнения.

Деятельность детей: выполняют движения с речью.

Высокая активность детей:

дети передавали в движениях заданный ритм, темп.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?».

7 мин из них

5 мин

презентация

Цель:  Включение детей в диалог.

Экран открыт.

Проектор закрывается после каждой фразы «А вы как думаете?»

 На экране слайд № 6.  (Изображение животных, спрятавшихся в лесу).

- Ребята, посмотрите, кажется, на лесной полянке кто-то спрятался?

- Я  думаю, что это медведь спрятался за кустиком. А вы как думаете? (Заяц).

- Почему? (Потому что из-за кустика выглядывают длинные уши).

- Чьи это уши?

(Это заячьи уши).

На слайде из-за куста появляется заяц.

- Я думаю, что это волчий хвост выглядывает из-за веток дерева. А вы как думаете? (Белка) 

- Почему?  (Потому что из-за дерева виден пушистый хвост белки).

- Значит, чей это хвост?

(Это беличий хвост)

На слайде из-за веток дерева  появляется белка.

- Я думаю, что за бревном спряталась лиса. А вы как думаете? (Волк).

- Почему? (Потому что у волка серая шерсть, а лисы  - рыжая)

- Значит,  чья спина видна из-за бревна?

(Это волчья спина).

 На слайде волк появляется из-за бревна.

- Вы отлично справились с заданием!

Деятельность воспитателя:

при необходимости стимулирует детей к рассуждениям, развёрнутым высказываниям Деятельность детей:

отвечают на вопросы

Первая подгруппа

Высокая активность детей:

4 детей активно и верно отвечали на вопросы.

 Низкая активность детей:

один ребёнок   (Лиза) ответила

уши зайчачьи, спина волчачья.

Вторая подгруппа

Высокая активность детей: 4 детей активно и правильно отвечали на вопросы.

Низкая активность детей:

один ребенок   (Полина)  была не внимательна.

Динамическая пауза

1 мин.

Экран закрыт

Цель: снятие статического напряжения, тренировка речедвигательной координации.

-Дикие животные.

Водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим.)

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим.)

Зайца и медведя,

Белку и ежа.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Деятельность воспитателя:

следит за синхронностью движений, точностью их выполнения. Показывает образец выполнения.

Деятельность детей: выполняют движения с речью.

Дети передавали в движениях заданный ритм, темп.

Дидактическая игра «Догадайся, кто это?»

2 мин.

Цель: развитие воображения, зрительного восприятия.

Экран открыт

 На экране слайд №7 (Изображение силуэтов животных)

- Не только мы  с вами спрятались, но и кто-то на полянке. Посмотрите, какие загадочные тени встречают нас. Если мы с вами, верно, отгадаем загадки, то животные обязательно появятся. (Силуэты животных меняются на цветное изображение).

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.  (Медведь)

Рыжая, хитрая, кур крадет. (Лиса)

Ползун ползет,

Иголки на себе везет.  (Ежик)

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.  (Заяц)

- Получилось! Все животные  появились!

Деятельность воспитателя:

загадывает загадки

Деятельность детей: отгадывают загадки

Первая подгруппа

Высокая активность детей:

все (5) детей справились с заданиями без ошибок.

Вторая подгруппа

Высокая активность детей: 4 детей активно и правильно отвечали на вопросы.

Низкая активность детей:

один ребенок   (Полина)  была не внимательна.

Заключительная часть

Рефлексия.

Итог учебного занятия.

2 мин.

- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие!

- Ребята, где же мы с вами сегодня побывали? (В лесу)

- Зачем мы ходили в лес? (Чтобы помочь лесным жителям найти маму…).

- В какие игры мы играли с животными?

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- О чём вы расскажете дома своим родителям?

- Я думаю, в лесу теперь будет все спокойно.

Деятельность детей: Отвечают на вопросы воспитателя.

Деятельность воспитателя:

выслушивает ответы детей, подводит итог занятия.

Дети кратко формулировали ответы на заданные вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Фиолетовый лес"

Игры Воскобовича, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша...

Конспект комплексного развивающего занятия "Путешествие в Фиолетовый лес"

Занятие составлено с использованием технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".  Занятие составлено для детей подготовительной к школе группы, направлено на развитие логического мышлен...

НОД «Путешествие в Фиолетовый лес»

Познавательное развитие для детей подготовительной группы c применением технологии В.В. Воскобовича....

Путешествие в фиолетовый лес

Работа с блоками Дьениша, палочками Кюизенера, "Прозрачный квадрат Воскобовича"...

Путешествие в фиолетовый лес

Работа с блоками Дьениша, палочками Кюизенера, "Прозрачный квадрат Воскобовича"...

Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича «Фиолетовый лес» Тема: "Путешествие по Фиолетовому лесу" 2 младшая группа

Инновационный проект Методическая разработка занятия с дошкольниками по технологии В.В.Воскобовича "Фиолетовый лес"...

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Весеннее путешествие в Фиолетовый лес" с использованием РППС "Фиолетовый лес"

Данный конспект занятия обобщает и закрепляет знания детей о весне, развивает познавательную активность, упражняет в образовании названий детёнышей животных в именительном падеже....