Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста.
статья по математике (младшая группа)

Иванова Александра Николаевна

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения.  Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра.  Условия, способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений

у детей раннего возраста.

                                                             "Математику уже затем учить следует,

                                                              что она  ум в порядок приводит"                        

                                                                                                  М.В. Ломоносов.  

                       

        Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства.

Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека.

Это период, когда у ребёнка закладываются основы интеллекта и мышления,

высокой умственной активности во взрослом состоянии. Математика должна

занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень

которого определяется качественными особенностями усвоения детьми

таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что обучение в процессе

образовательной деятельности и в повседневной жизни, должно быть

направленно на формирование у детей раннего возраста основных

математических представлений и развитие математического мышления.

        У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные

представления о количественных и качественных различиях предметов

ближайшего окружения. В этот период нужно научить детей разнообразно

действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки

одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях.

А. В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребёнка связан

с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому

формирование математических представлений в раннем возрасте должно

быть  связано с развитием сенсорного опыта ребёнка. Сенсорное

развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного

развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст

наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств,

накопления представлений об окружающем мире. Известные представители

отечественной дошкольной психологии и педагогики справедливо считали,

что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного

воспитания. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного

развития ребёнка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в  школе  и для многих других видов деятельности.

        С детьми второго, третьего года жизни в детском саду не проводятся

специальные игровые занятия по развитию математических представлений.

Условия, способствующие развитию математических представлений,

создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе.

        При организации игр учитываются доступность и привлекательность,

строгую дозировку содержания, их игровой характер, используются

различные сюрпризные моменты. Успешности обучения способствуют резкие контрасты  форм: шар - куб, цвета: красный - желтый, величины:

большой - маленький. Для игр подбираются знакомые игрушки, чтобы детям

было знакомо не только их название, но и возможность использования в играх. Используются принципы личностно  ориентированного подхода,

подбираются содержание, формы и методы работы, с учётом уровня развития

ребёнка. В начале обучения каждому ребёнку предоставляется возможность

работать в присущем ему темпе, постепенно увеличивая его. Задача воспитателя - положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка,

попытку самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, тем самым

содействуя развитию его и  самостоятельности и активности.

        Для ознакомления с простейшими знаниями о величине и форме предметов окружающего мира, нужно обращать внимание на размер предмета. Например, показать большую матрёшку, и передав её в руки

ребёнка сказать: "Матрёшка большая". После того, как ребёнок исследовал

большую матрёшку, передать ему маленькую матрёшку и сказать: "А это

маленькая матрёшка".  Можно поставить две матрёшки на стол и сравнить,

а затем попросить ребёнка показать, где большая или маленькая матрёшка.

        Для знакомства с формой предметов лучше использовать игрушки,

имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов. Чтобы дети

научились различать и называть предметы по форме, например, шарик и

кубик, учить их сравнивать. Показать, что шарик катится с горки, а кубик

нет, потому что мешают уголки. Из шариков нельзя построить башенку,

положить шарик на шарик, а из кубиков можно. Дать ребёнку самому

попытаться построить башню, вначале из шариков, а потом из кубиков.

        Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная

особенность дидактической игры, состоит в том, что задания даются в

игровой форме. Ребёнок играя, не подозревает, что осваивает знания,

овладевает навыками действий с определёнными предметами. Ребёнок

играя, сразу видит результат своей деятельности, достижения результата

вызывает чувство радости. С целью развития представлений о величине

и форме предметов, с детьми можно проводить разнообразные действия

с предметами: собирание шариков и кубиков, собирание матрёшек, пирамидок, грибочков, соотнесение предметов с фигурными отверстиями

дидактических столиков, составление разрезных картинок из двух частей,

а во втором полугодии, из четырёх, собирание геометрической и магнитной

мозаики. Такие дидактические игры,    способствуют развитию мелкой

моторики рук, координации движений глаз и рук, расширению словарного

запаса. Элементарные знания о величине, форме, количестве, уточняются,

закрепляются и в повседневной жизни детей. Например, во время

одевания на прогулку, можно сравнить обувь и одежду малыша.

           Организация  игровых упражнений на различение количества,

величины, формы предметов и развитие пространственных ориентировок,

создают необходимую основу для успешного формирования познавательных

действий и умений на следующих возрастных этапах развития ребёнка.

Обучение математике  детей раннего возраста немыслимо без использования

дидактических и пальчиковых игр, стихов и сказок. Особая роль в создании

предметно - пространственной развевающей среды, отводится предметам,

пособие и играм, которые подталкивают ребёнка к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать. В свободном

доступе для детей должны находиться: разнообразные наборы однородных

и неоднородных предметов, игрушек, различный природный материал:

ленты разного цвета и размера, разнообразные шнурки, шишки, жёлуди,

т. е. разнообразный бросовый материал, карточки для наложения и

приложения и т. д.  По ходу игры детям необходимо предоставлять

возможность свободно перемещаться по всей групповой комнате. Дети

могут располагаться на коврике, за столом, в разных зонах группы.

Положение может быть разнообразным: они могут сидеть, или лежать

на коврике, сидеть на коленках. Но самым важным моментом формирования

у детей элементарных математических представлений является, обеспечение

эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления)

и обогащение их новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

        Целевые ориентиры формирования элементарных математических преставлений у детей раннего возраста:

- ребёнок раннего возраста может образовывать группы из однородных предметов;

- различает один и много предметов;

-различает большие и маленькие предметы, называет их размер;

-различает форму предметов, называет круг, квадрат, треугольник,

(крыша), прямоугольник (кирпичик);

-умеет по словесному указанию находить предметы по названию,

по цвету, по размеру;

-ориентируется в помещениях группы и на участке детского сада;

-ориентируется в частях собственного тела (голова, руки, ноги, уши) и называет их.

Для успешной работы по математике рекомендуется на протяжении

всего года возвращаться к повторению пройденного материала.

 

       

Примерные конспекты занятий по развитию элементарных

математических представлений.

ЗАНЯТИЕ №1

Задача:  закреплять   умение выделять отдельные предметы из группы

 и составлять группу из отдельных предметов; различать понятие "один" и

"много".

Материал: у детей по одному фонарику (зеленого или синего цвета).

Ход занятия. Дети сидят на стульчиках, у них в руках разноцветные

фонарики. Воспитатель предлагает  поиграть в игру  "Разноцветные фонарики". Спрашивает у детей: "Сколько фонариков у Саши? (Один фонарик). Сколько фонариков у Киры? (Один фонарик).  Сколько фонариков у других детей? (Много фонариков).  Далее воспитатель говорит: Наступил вечер, в комнате стало темно, пора зажигаться фонарикам. Сначала зажглись синие фонарики. Дети с синими фонариками бегают по комнате и "освещают" все уголки. Потом зажглись зеленые фонарики. Аналогичные движения выполняют дети с зелёными фонариками. В комнате стало светло. Наступило утро. Сначала погасли зелёные фонарики. Дети с зелёными фонариками присаживаются на корточки. Потом погасли синие фонарики. Дети с синими фонариками присаживаются на корточки. Сколько фонариков

погасло? (Много фонариков). Игра повторяется 2-3 раза.

ЗАНЯТИЕ №2

Задача: Учить детей составлять группу из отдельных предметов, пользоваться словами " много" и "один".

Ход занятия: Проводится игра "Медведь и пчёлы". Дети садятся на стульчики - это пчёлки в домиках, в противоположной стороне сидит воспитатель, изображающий медведя.

Воспитатель говорит: "Вы все пчёлки, сколько пчёлок? - Много пчёлок.

Правильно, у нас пчёлок много. А я медведь. Сколько медведей?

Правильно - один медведь". После слов "Полетели пчёлки мёд собирать". Дети начинают бегать, размахивая руками- крылышками. Медведь просыпается и начинает  ловить пчёлок. Он двигается медленно, давая возможность всем детям сесть на стульчики.  ("Улетели пчёлки!  Не поймал  медведь пчёлок, пошел спать"). Сколько пчёлок у нас? Много пчёлок. А сколько  медведей? Один медведь.  Игра повторяется 2-3 раза.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст – важнейший стартовый период жизни человека. Это период, когда у ребенка закладываются основы интеллекта и мышления, высо...

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Предлагаемый материал представляет методическую разработку по развитию математических представлений у детей раннего возраста....

Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста

Формирование первоначальных представлений о множествах, отношениях, геометрических фигурах, пространственных  и временных отношениях -  неотъемлемая часть познания ребёнком окружающего мира,...