Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Морское путешествие на остров».
методическая разработка по математике (средняя группа)

Бокум Светлана Анатольевна

Аннотация: в методической разработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. для детей среднего дошкольного возраста. Подробно описаны цели, задачи и ход мероприятия. Перечислено необходимое оборудование. В методической разработке отражена практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Выполнение детьми предлагаемых заданий детей развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, а также творческие способности.

Ключевые слова: транспорт, путешествие, жильцы, фигуры, дом , путь, остров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _metodicheskaya_razrabotka.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по познавательному развитию.

Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий

«Морское путешествие на остров».

Цель: Закрепить математические представления. 

Задачи:

1. Образовательные: обобщить представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник); закрепить представления о времени суток: «утро», «день», «вечер», «ночь»; закрепить понятия «форма», «цвет»; закрепить навыки измерения длины с помощью условной мерки.

2. Развивающие задачи: способствовать развитию познавательного интереса; развивать самостоятельность и активность.

Развитие речи: обогащать словарь детей по теме «транспорт»; совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

3. Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость; формировать умение работать в парах (коммуникативные качества); продолжать формировать навыки коллективной работы.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Образовательные технологии: исследовательские, здоровьесберегающие, игровые.

Материалы и оборудование: деревянные карандаши (5-7 шт.); лента (шпагат и т.п.); емкость (таз) с водой;  геометрические фигуры (плоскостные из картона  красного, синего, желтого  цветов, круглой, квадратной и треугольной формы, одного размера),  на альбомном листе нарисованные двухэтажные дома с тремя пустыми окнами на каждом этаже: слева дом №1(в крыше перечеркнутое  накрест изображение черного круга, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша»),справа дом № 2(в крыше перечеркнутое накрест красное пятно, см. карточки-символы свойств д/и «Блоки Дьенеша») , индивидуальные  маршрутные  карты, одинаковая у каждой команды условная мерка из набора д/и  «Цветные счетные палочки Кюизенера», изображения водного  транспорта: лодки, катера, корабля, плота, маршрутный лист или карта (лист альбомного формата с изображением двух линий: короткой и длинной между островом и зданием)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением водного транспорта; индивидуальные беседы с детьми о водном транспорте; чтение художественной литературы.

Ход совместной образовательной деятельности

  1. Организационный момент

Педагог: Ребята, в каком городе мы живем?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: А вы знаете, что люди живут не только в городах, но и на островах. Вы знаете, что такое остров?

Дети: … (Ответы детей)

Педагог: Остров-это часть суши, омываемая морем со всех сторон. Давайте мы сейчас отправимся на один из таких островов. Хотите в морское путешествие?

Дети: … (Ответы детей)(Да,хотим!)

Педагог: Но, чтобы попасть на остров, нужно сначала вспомнить какие виды транспорта вы знаете?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: А сможем ли мы добраться до острова на поезде?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: Почему вы  так считаете?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: На чем же тогда мы можем добраться?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: Верно, нам нужен водный транспорт. А какие виды водного транспорта вы знаете?

Дети:… (Ответы детей)

Педагог: А вы знаете, что есть еще один вид водного транспорта –это плот. Плот-это, скрепленные в несколько рядов, бревна для сплава или переправы на них по воде. Сейчас мы с вами смастерим плот.

Конструктивная деятельность.

Педагог: Для этого мы с вами возьмем несколько деревянных карандашей  (палочки из-под суши и т.д.) и перевяжем их с каждого края поочередно между собой веревкой (лентой). Таким образом соединим их. (Изготовление плота)

Педагог: У нас получилась уменьшенная модель плота.

Исследовательская деятельность.

Педагог: Сейчас, построенный плот, мы опустим в емкость (таз) с водой и посмотрим, что произойдет. (Опускаем плот в емкость (таз) с водой)

Педагог: Ребята, что вы видите?

Дети: … (Ответы детей)(Мы видим, что плот не тонет, а плавает на поверхности воды)

Педагог: Это происходит от того, что дерево в воде не тонет и этот материал используют при строительстве некоторого водного транспорта. Например: лодок , плота и др. Так какой же вид водного транспорта нам подойдет?

Дети: … (Ответы детей) (Нам подойдет корабль)

Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: … (Ответы детей). (Мы/я думаем/думаю, что корабль большой, все поместимся, вместе веселей путешествовать. Плот, лодка и катер маленькие, будет перегруз, пойдем ко дну).

Педагог: Транспорт выбрали. Теперь можно отправляться в путешествие. Готовы к отплытию?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: Давайте поиграем в моряков. Я буду ваш капитан, а вы мои матросы.

II. Основная часть

Педагог: Проверяю вашу готовность. Не забыли ли Вы положить себе в карман внимание, сообразительность и, конечно же, дружбу.

  1.  Педагог: Матросы должны много знать. Сейчас мы узнаем сможете вы правильно ответить на вопрос: «Когда это бывает?»

Над рекой заря встает.

На дворе петух поет.

Умываются котята

Просыпаются ребята.

Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает утром)

Педагог: А что вы утром делаете?

Дети: … (Ответы детей) (Утром мы умываемся, чистим зубы, делаем зарядку, завтракаем, идем в детский сад)

 «Солнце в небе высоко»

Педагог: Солнце в небе высоко.

                До заката далеко.

                Зерна в норку тащит мышь.

                Учит азбуку малыш.

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает днем)

Педагог: Что вы делаете днем?

Дети: … (Ответы детей) (Днем мы играем, рисуем, читаем, гуляем, обедаем, спим  в детском саду)

«Солнце красное зашло»

Педагог: Солнце красное зашло

                Белка прячется в дупло

                Дрема в гости к нам идет

                Сказку он с собой ведет.

Педагог: Ребята, а  кто такой «Дрема»?

Дети: … (Ответы детей) (Дрема-это сказочный персонаж. Дремота-это, когда хочется спать).

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей) (Это бывает вечером)

Педагог: Что Вы делаете вечером?

Дети: … (Ответы детей) (Вечером мы смотрим передачу «Спокойной ночи малыши», мама читает сказку, чистим зубки, ложимся спать).

 «В небе звездочки горят»

Педагог: В небе звездочки горят

                Птицы спят и рыбы спят

                Спят цветы в саду на грядках

                Ну, а мы в своих кроватках».

Педагог: Когда это бывает?

Дети: … (Ответы детей)(Это бывает ночью)

Воспитатель: А что ночью делаете вы?

Дети: … (Ответы детей)  (Ночью мы спим)

Педагог: Молодцы. Моя команда в полном порядке. «Выходим» в открытое море.

2. Физкультминутка

Над волнами чайки кружат         (Взмахи руками)

Полетим за ними дружно

Брызги пены, шум прибоя,

Мы теперь плывем по морю       (Движение руками перед собой)

И резвимся на просторе

Веселей загребай                         (Круговые движения руками)

И дельфинов догоняй.

3. «Рассели фигуры»

Педагог: Всем внимание, справа по борту остров. А это (показывает на картинки  с изображением геометрических фигур разного цвета ) - его жители. Поздоровайтесь с ними, называя их по имени и цвету.

Дети: … (Ответы детей) (Здравствуй, красный треугольник и т.д).

Педагог: Ребята, фигуры построили себе  дома, а расселиться в них не могут, не знают какая «квартира» у какой фигуры. Очень  нужна ваша помощь в расселении «жильцов» в «свои квартиры». Поможете?

Дети:… (Ответы детей) 

(Воспитатель раздает каждому ребёнку лист (альбомного формата), на котором изображены два дома: слева дом №1, справа дом №2).

Педагог: Расселение «жильцов» должно отвечать определенным условиям. По какому признаку предлагаете расселить «жильцов» первого дома?

Дети:…(Ответы детей) (Мы/я предлагаем/предлагаю расселить жильцов первого дома по форме).

Педагог: А по какому признаку предлагаете расселить «жильцов» второго дома?

Дети:…(Ответы детей)  (Мы/я  предлагаем/предлагаю расселить жильцов второго дома по цвету). 

Педагог: Давайте в первый домик «заселим» все фигуры, кроме круглых. А во второй дом все  фигуры, кроме красных.  (Дети выполняют задание)

Педагог: Молодцы! Геометрические фигуры вам очень благодарны.

Пальчиковая гимнастика

По реке плывет кораблик          (ладошки вместе, изображают лодочку)

Он плывет издалека

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке             (изображают руками ушки)

У них длинные хвосты               (руками изображают хвосты)

И страшны им только кошки     (изображают кошачьи коготки)

Только кошки и коты.

4. «Измерь дорожку»

Педагог: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы уплыли очень далеко. Обратно ведут два пути. Какой путь  мы должны с вами выбрать, чтобы как можно быстрее вернуться? 

Дети:… (Ответы детей) (Чтобы как можно быстрее вернуться, мы должны выбрать короткий путь)

Педагог: Правильно. Вот два пути. Они изображены на карте от острова до детского сада. Каким цветом обозначены пути?

Дети:…(Ответы детей)(Пути обозначены оранжевым и зеленым цветами)

Педагог: Как узнать какой путь короче?

Дети:… (Ответы детей) (Чтобы узнать какой путь короче, нужно измерить расстояние каждого пути от острова до детского сада)

Педагог: Чем можно измерять?

Дети:… (Ответы детей) (Измерять можно меркой)

Педагог: Что возьмем за мерку?

Дети:… (Ответы детей) (За мерку возьмем счетную палочку)

Педагог: О чем нужно помнить при измерении?

Дети:…(Ответы детей) (При измерении нужно помнить о том, что ставим мерку вначале, затем определяем  конечное место(точку) измерения)

Педагог: Предлагаю вам  разделиться на команды. По два человека в каждой команде, т.е парами. Измерять вы будете командой. Т.е. с рядом сидящим. 

(Каждая команда (пара) получает маршрутный лист (карту) (альбомного формата с изображением схемы двух линий: короткой и длинной между островом и зданием. Дети выполняют задание)

Педагог: Какой путь возвращения вы выбрали?

Дети: … (Ответы детей)  (Мы выбрали короткий путь возвращения)

Педагог: Почему? 

Дети: … (Ответы детей) (Потому, что ...)

Педагог: Почему он короче?

Дети: … (Ответы детей) (Он короче потому, что…)

III. Итог занятия

Педагог: Молодцы! Давайте выполним сказочные движения.

Хлопнем в ладоши три раза,               (считая хлопки шепотом)

Хлопнем по коленочкам  пять раз,      (считая шепотом)

Вот мы и оказались в детском саду.

Педагог: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: … (Ответы детей) 

Педагог: Что больше всего понравилось?

Дети: … (Ответы детей) (Больше всего нам/ мне понравилось…)

Педагог: Куда бы Вы хотели отправиться в следующий раз?

Дети:…(Ответы детей)(В следующий раз мы бы хотели отправиться …) 

Педагог: Тогда пойдёмте готовиться к следующему путешествию.

Воспитатель и дети уходят

Список литературы: 

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое развитие детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Синтез, 1999.- 272 с.

2.Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша [Текст]: учебный курс для детей 4-5 лет/ Н.И. Захарова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2017. – 272 с.:ил.

3.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников [Текст]: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ З.А. Михайлова, Е.А. Носова.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016 г. – 128 с. 

4.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики [Текст]/ Н.В. Нищева.- Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015.- 64 с.

5.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Д. Рихтерман.- Москва: Просвещение,1991.- 47 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий

Программное содержание занятия включает в себя: повышать интерес к музыкальной деятельности, развивать эмоциональную и речевую активность детей через использоание здоровьесберегащих технологий....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области развитие речи «Ранняя весна» для детей среднего дошкольного возраста ( с использованием технологии развивающего обучения)

Конспект НОД по развитию речи поможет в совершенствовании грамматического строя речи детей, развитию творческого воображения, обогащению словарного запаса по теме "Ранняя весна"...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Методическая разработка «Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного оборудования»

Методическая разработка«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционного  оборудования»...

«Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного метода)

laquo;Как дети на луну летали» конспект совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использование ИКТ, здоровьесберегающих технологий, ТДМ( технологии деятельностного мето...

Методическая разработка по познавательному развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий «Путешествие»

Аннотация:  в методической разаработке представлена интегрированная непосредственно образовательная деятельность, разработанная с учётом задач основной общеобразовательной программы дошкольного о...

Методическая разработка по речевому развитию. Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста с использованием игровых, здоровьесберегающих и исследовательских технологий « Интересное путешествие».

В методической разработке отражена практическая деятельность, в процессе которой дети учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Выполнение детьми предлага...