Методическая разработка на тему: «Сказка, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Башленкова Надежда Тимофеевна

Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, потешки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью.

          Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить: его значение или заключённый смысл.

          Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

           Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь гораздо больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

            Перевод слов из пассивного словаря в активный словарь, представляет собой специальную педагогическую задачу. Вводить слова надо в речь ребёнка планомерно, систематически. Ознакомление детей с окружающим, обогащение и расширение словаря детей дошкольного возраста (как активного, так и пассивного), происходит как в процессе обучения, так и в играх, в разных видах деятельности, а так же в повседневной жизни.

         И так, словарная работа должна осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей дошкольного возраста.

        В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно  обучаться в школе, понимать литературу и телевизионные передачи  и пр.

                Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста так же происходит и в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

       Через художественное слово - пословицы, поговорки, стихи, загадки, пестушки, рассказы, сказки, повести, баллады  дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка.

Нельзя недооценить значение сказок. Велика их педагогическая ценность, так как:

1) дети всегда на стороне добра;

2) сказка развивает оценочные суждения ребенка. Он видит, что больше всего ценится в людях, за что наказывают, а за что поощряют, почему одним природа помогает, а от других отворачивается;

З) в сказке дети слышат и осознают множество положительных нравственных поучений:

• дружба основана на доверии

• за добро платят добром

и таким образом, через сказку дети получают установки и как бы по знают «мудрость жизни».

4) мажорный конец, торжество правды очень созвучны с детским мировоззрением.

Сказки могут быть народными, (то есть автор сказки неизвестен, например «Колобок», «Теремок», и авторские (автора сказки знаем, например, Аксаков «Аленький цветочек», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

Исследователь сказок В.Аникин выделяет три основных типа сказок: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.

I тип - сказки о животных

Они появились из древних поверий и мифов, где звери наделялись человеческими свойствами, умели мыслить и говорить.

В сказках о животных есть иносказательный смысл, ироническое изображение смешных повадках животных. Образ животного стал восприниматься как иносказательное изображение человека.

Особенности сказок о животных:

1) Имеют иносказательный аллегорический смысл;

2) Неизменность характеров героев (лиса — всегда хитрая, заяц — трусливый, беззащитный, волк — жадный, глупый).

З) Фантастический вымысел (например, волк хвостом ловит рыбу)

4) Реалистическое изображение зверей (повадки, внешность)

5) Антропоморфизм (перенос человеческих свойств, отношений на животных)

б) Художественные особенности:

• просторечный язык;

• диалоги, песенки;

• динамичность (использование глаголов);

• большое количество эпитетов, прозвищ, пословиц, поговорок.

• Простая композиционно-сюжетная основа (т.е. сюжет можно сформулировать одной фразой);

• Основной способ построения сюжета — встреча животных.

• Повторение главного эпизода.

Можно выделить 2 типа сказок о животных:

1. Сказки о животных и людях.

В этих сказках главные герои — люди, а животные, их особенности, характеры не имеют такого значения, как в сказках, где животные — основные персонажи. Например, сказка «Смоляной бочок» - если мы вместо волка, медведя, зайца используем других животных, то смысл сказки не изменится.

2. Сказки, в которых все персонажи животные.

В этих сказках главные герои — животные, а люди (если они есть) — герои второстепенные. В таких сказках одного животного нельзя заменить другим или поменять животных местами. Например, героиню лису нельзя заменить волком (глупый, жестокий, злой) или зайцем (трусливый), т.к. только лису характеризуют как обманщицу, хитрую.

Сказки о животных — народная, бытовая энциклопедия, которая собрала вместе все пороки тех, чьи жизнь, быт, нравы и привычки были чужды человеку труда. Сказки выставляли их на всеобщее обозрение и смех.

Способность широко обобщать жизненные явления и передавать их в увлекательной, полной занимательных подробностей форме свойственны и волшебным сказкам.

II тип – волшебные сказки

В этих сказках все проникнуто атмосферой необъятного, фантастического.

Это сказки: «Василиса Прекрасная», «Сивка Бурка». «Семь Симеонов» и другие.

Особенности волшебных сказок:

1) Простота и ясность изложения, живая разговорная речь;

2) Сказочные формулы (например, герой растет «не по дням, а по часам», формула пути: «долго ли, коротко ли...»);

З) Благозвучие языка, певучесть, может быть рифма, использование пословиц и поговорок, песенок, загадок;

4) Герои — обыкновенные люди (Аленушка, царь, Иван-царевич) и особенные герои (Баба-Яга, Кощей, Чудо-юдо — воплощение темных сил, которые люди не могли объяснить);

5) Волшебные вещи и предметы — помощники;

б) Герой решает непосильные для обычных людей задачи;

7) Добро побеждает зло.

III тип – социально-бытовые сказки

В отличие от волшебных, бытовые сказки немного ироничные, насмешливые. Шутка тут пронизывает всё. Эти сказки вскрывают алогизм — неразумность, ложь «обычного» в людских отношениях, указывает на несоответствие их нормам здравого смысла. Ирония и шутка, невероятные происшествия, случай сатиры.

Виды бытовых сказок:

1. Семейно-бытовые (о строптивых женах, супружеской верности и неверности, плохих и хороших хозяйках). Например: «Злая Жена», «Жена — спорщица»;

2. О дураках (герой - удачливый дурачок — не тот дурачок, который был героем волшебной сказки, а настоящий дурак). Например: «Дурак и береза»;

З. Антирелигиозные сказки (они высмеивают тех, кто не соблюдает того, чему учит других, высмеивают жадность попа, лицемерие). Например, «Похороны козла», «Попов работник»;

4. О ловких людях (сказки про воров и обманщиков) Например: «Воры и судьи»;

5. Об одураченном барине. Например; «Барин и мужик».

6. Солдатские сказки (сказки о смекалке, находчивости солдата). Например: «Каша из топора».

Нет твердой границы, которая отделяет волшебную сказку от бытовой, ровно, как и от сказок, в которых действуют животные: все сказки, в сущности, говорят об одном и том же, хотя и по-разному. Сказки являются наиболее привлекательными и доступным для детей литературным произведением.

Огромную роль играют сказки в развитии речи. Есть много приемов работы со сказкой для достижения этой цели.

Это:

• чтение сказок;

• рассказывание;

• перессказывание;

• беседа;

• умение задавать вопросы (воспитателю по сказке, героям сказки);

• конструирование:

    * слов (придумать несколько однокоренных слов);

    * словосочетаний (срифмовать 2 слова)

    * предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре        «от каждого — по словечку»)

• сочинение сказок;

• придумывание новых названий известных сказок;

• придумывание нового персонажа;

• метод «Введение частицы «не» (цель: повернуть сюжет сказки в новое русло). Например: Не репа выросла на грядке, а…

• драматизация

Сказка — прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически  на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря  детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.

 

2.Игры и упражнения для обогащения словарного запаса детей

среднего дошкольного возраста.

1)«Какой» - подбор эпитетов к предмету или сказочному герою.

Пример: «Гуси-лебеди»

- печка: большая, добрая, горячая, трудолюбивая, ласковая; 

- яблонька: красивая, нарядная, весёлая, добрая;

- речка: быстрая, печальная, прозрачная, чистая и т.д.

«Маша и медведь»

- Маша: умная, трудолюбивая, хитрая, смелая, храбрая;

- медведь: большой, сильный, глупый, невнимательный.

2) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по эпитетам.

- Рыжая, хитрая, пушистая, ласковая (лиса).

- Желтый, круглый, веселый, доверчивый (колобок).

3) «Что делает» - подбор действий к предмету или сказочному герою.

«Колобок»

- колобок: катится, лежит, поет, веселится, прыгает, улыбается, бежит;

- лиса: идет, вынюхивает, слушает, говорит, хитрит.

«Петушок и бобовое зернышко»

- петушок: кричит, кукарекает, поет, ходит, клюет, подавился, падает, лежит, не дышит.

- курочка: бежит, зовет на помощь, кричит, помогает, смазывает.

4) «Узнай по описанию» - узнавание героя сказки по действиям.

- печется, убегает, катится, поет (колобок).

- варит, убирает, печет, прячется, приговаривает, хитрит (Машенька).

5) «Скажи по-другому» - подбор синонимов.

«Три поросенка» - поросята убегают от волка.

- Как сказать по-другому? – удирают, мчатся, несутся;

«Лисичка-сестричка и серый волк» - лиса обманывает волка.

- Как сказать по-другому? – хитрит, врет.

6) «Скажи по-другому» - подбор антонимов.

Колобок: поет – молчит, катится – стоит, веселится – грустит.

7) «Скажи ласково» - подбор слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

 - Маша – Машенька,

 - Заяц – зайчонок, зайчишка,

 - Лиса – лисичка, лисонька,

 - Яблоня – яблонька.

8) «Скажи с преувеличением»

- Усы – усище,

- Хвост – хвостище,

- Зубы – зубище,

- Дом – домище.

9) «Подбери похожее слово» -  подбор однокоренных слов.

-  лес-лесок-лесочек; лед- ледок -ледяная ; снег- снежок-снегурочка…

10) «Придумай другое название сказки»

«Колобок» - «Колобок-путешественник», «Смелый колобок», «Непослушный колобок»;

 «Рукавичка» — «Дружный домик», «Как дед потерял рукавичку»;

 «Гуси- лебеди», — «Как сестра выручила братца» и т.д.

11) «Придумай смешное слово о герое сказки»

Лиса – пушистохвостая, хитрорыжая;

Колобок – кругложелтый.

12) «Вставь пропущенное слово»

13) «Продолжи предложение»

14) «Объясни слово»

15) «Отгадай сказку (героя сказки)» (Приложение 1)

16) «А что потом?»

17) « От каждого по словечку»

Один ребенок называет одно слово по тематике любой сказки, второй ребенок добавил к первому слову своё слово, и получилось предложение из двух слов и т.д. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и по сюжету сказки.

Например: сказка «Колобок» - « Колобок», « Колобок катится», «Колобок катится по дорожке», «Колобок катится по лесной, длинной дорожке».

Язык сказок ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это все позволяет ребенку обогатить свой словарный запас и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы.

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей (приложение 2).

 

 

Загадки о сказках и их героях                                                                 Приложение 1

                                                        

Сказка «Колобок»

Он мальчишка непослушный
И заносчивый порой, 
Покатился по дорожке
И проглочен был лисой.
(Колобок)

На сметане мешен, 
На окошке стужен, 
Круглый бок, румяный бок. 
Покатился… 
(Колобок) 

Румяный круглый паренёк,

Сбежал из дому на денёк.

С весёлой песенкой бродил

И все напасти обходил

До той, пока в лесу

Не встретил хитрую лису.   (Колобок)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.        

 (Колобок)

Ему надоело

Сидеть на окошке

И он покатился

В лес по дорожке.                  

(Колобок)

Без носков и без чулок,

Без ботинок и сапог

По траве катиться мог

В детской сказке ... (Колобок)

На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал.

Встретил он зверей в лесу,

На беду свою — лису.

Ей попался на зубок

Круглый, вкусный ...(Колобок)

 

Сказка «Теремок»

Был вместительный домишко,
Не вошёл в него лишь мишка.

Невелик собою дом,

Но зато вместителен.

Уместиться можно в нём

Самым разным жителям.

Но висит на нём замок.

Этот домик - …(Теремок)

                       

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

                             (Теремок)

Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик — ... (Теремок)

В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка,

И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — …(Теремок)

 

Сказка «Волк и семеро козлят»

Жили-были семь ребят -

Белых маленьких ... (козлят).

Мама их любила,

Молочком ...  (поила).

 Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый ...  (волк).

Шкуру белую надел,

Нежным голосом ...  (запел).

Как коза запел тот зверь:

- Отоприте, детки, ...  (дверь).

Ваша матушка пришла,

Молочка вам ...  (принесла).

Мы ответим без подсазки,

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки:

"...  и  ...........  ........"

("Волк и семеро козлят")

 

В жизни лишних сложностей,

Двери лучше открывать

Нужно с осторожностью.

Так нам правила велят».

Подпись:«Семеро…»   (козлят)

Теперь ещё одна подсказка:

Она – животное из сказки,

Где чуть не скушал волк-злодей

Всех семерых её детей (Коза)

Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь —

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел?  

(волк из сказки «Волк и семеро козлят»)

 

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?    

 (Семеро козлят из сказки «Волк и семеро козлят»)

Эх, ребятки – простота!
Не узнали волка!
И от запертой двери
Никакого толку.
Только матушка коза волка обхитрила
И детишечек своих всех освободила.
( «Волк и семеро козлят»)

 

Сказка  «Репка»

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.

(Мышка из сказки «Репка»)

 

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

(«Репка»)

 

Во саду ли, в огороде

сочная и крепкая
Выросла красавица

с зелёными ветками.
Из земли её тянули

дед и баба, спину гнули.
А потом все собрались

и немножко напряглись.
Вытянули ту девицу,

 огородную царицу.
(Репка)

 

Чтобы вырвать этот овощ,

Не хватило деду сил.

Но пришли ему на помощь

Все, кого он попросил.

(«Репка»)

 

Сказка «Гуси-лебеди»

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят.

(Гуси-лебеди)

 

Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут –

Озорников всегда там ждут.

(Гуси-лебеди)

 

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?

(Яблоня)

У брата с сестрою

Несчастье большое,

Но им не откажут в подмоге

Волшебная печка,

Молочная речка

И яблонька в трудной дороге.

(«Гуси-лебеди»)

 

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

 

Сказка «Маша и медведь»

Маша в коробе сидит,

Далеко она ...  (глядит).

Кто несёт её ответь,

Быстрыми шагами?

А несёт её ...  (медведь)

Вместе с ...  (пирогами).

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша ...  (отдохнуть).

На пенёк присесть

И румяный пирожок

По дороге ...  (съесть).

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас такая книжка,

Это - "...  и  ...".        

("Маша и Медведь")

 

Кто мохнатый, косолапый

По лесной тропе идет?

Что мохнатый, косолапый

В большом коробе несет?

(«Маша и медведь»)

 

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (медведь)

 

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт – 
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(«Маша и медведь»)

 

Сказка «Три медведя»

Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно ...  (три).

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить ...  (опасно).

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как ...  (птичка).

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей ...  (конец).

По слогам читает Федя:

Это сказка "...  ............".  

  ("Три медведя")

 

Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

В доме том хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трех чашек похлебала,

В трех кроватях полежала…

Кто же в домике том жил?

Подскажите – я забыл…    

(«Три медведя»)

 

Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой? (Машенька)

 

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?      

( «Три медведя»)


Что за гостья в дом пришла 
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись – 
Еле ноги унесла!
(Машенька из сказки «Три медведя»)

 

Наша Маша в лес пошла,
Там избушечку нашла,
А в избушечке девчушка
Кашу ела, чай пила.
И на стульях посидела,
На кроватку спать легла.
Но такое поведенье
Недостойно уваженья.
Тут хозяева поспели
И чуть Машеньку не съели.
(«Три медведя»)

 

Ш.Перро «Красная Шапочка»

«До свиданья!», молвив маме,

В путь пустилась с пирожками,

Знать не зная, что волчище

В это время в чаще рыщет,

Скалит острые клыки.

Вот такие пирожки…        

 («Красная Шапочка»)

 

Пирожки — в корзинке.

Мчалась по тропинке

Девочка бегом.

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком.

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей,

И в кровать улёгся, плут?

Девочку-то как зовут?    

(Красная Шапочка)

 

В шапочке я красной,

Пирожки в корзинке.

Вот шагаю к бабушке

По лесной тропинке.

Если встречу Волка,

Я не зареву,

Я тогда охотников

Громко позову.

(Красная Шапочка.)

 

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее!

(«Красная Шапочка»)

 

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная Шапочка)

 

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

В этой сказке Уголёк

Через речку мостик сжёг.

Назови же поскорей

Ты ещё мне трёх друзей.

(Пузырь, Соломинка и Лапоть)

 

Три друга в лес пошли далекий,

До речки добрались широкой.

Один дружок мосточком стал,

Другой, шагнув, его сломал,

От смеха лопнул третий.

Вы их узнали, дети?

(Лапоть, соломинка и пузырь)

 

С.Михалков «Три поросенка» 

Хрю-хрю-хрю - каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный.

(Три поросёнка)

 

Волк зубастый нам не страшен,

Крепки стены в доме нашем.

В этом доме старший брат

Приютить был младших рад.

(«Три поросенка»)

 

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

 («Три поросенка»)

 

"Нам не страшен серый волк,

Серый волк - зубами щелк"

Эту песню пели звонко

Три веселых ... (поросенка) 

 

Жили братья-толстячки,

Все три носа — пятачки.

Старший братец — всех умней,

Дом построил из камней.

Отвечайте-ка, ребята,

Кто те братья? ...

(«Три поросенка»)

 

Сказка «Заюшкина избушка»

Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой —

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушёл? ...  

(«Лиса и заяц»)

 

Лисий дом был изо льда.

Солнце вышло — вмиг вода.

Из домишки лубяного

Лиска выгнала косого.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Петушок)

 

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? ... (Лиса)


Хитрая обманщица из избушки выгнала
Маленького зайчика и на печку прыгнула.
Ни собака, ни медведь не могли её прогнать,
Только Петя-петушок смог плутовку наказать.
(«Заюшкина избушка»)

 

Сказка «Курочка Ряба»

Баба била — не разбила,

Дед ударил — не разбил.

Баба очень загрустила.

Кто же бабе подсобил?

Прибежала в дом малышка.

Вмиг яйцо разбила ...(Мышка)

 

Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? …    (Яйцо)


Плачет дед и плачет баба.
Ну чего ещё им надо?!
Как хотели, так случилось:
Яйцо вдребезги разбилось.
Ну а радости-то нет.
Плачет баба, плачет дед.
(«Курочка ряба»)

Что разбила мышка -

Серая малышка?  (Яичко)

 

Сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Бит небитого везёт,
Небитый песенки поёт.
Воет битый неспроста,
Он остался без хвоста.
(Серый волк)

 

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и 
братец Иванушка»)

 

Кто это говорит,

герой какой сказки?

 

- Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

(Лиса из сказки «Кот, петух и лиса»)

 

- Сяду на пенек,

Съем пирожок!

(Медведь из сказки «Маша и медведь»)

 

-  Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам –

Стыд и срам! Стыд и срам!»

(«Мойдодыр»)

 

 - Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк,

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк?

(Поросята из сказки «Три поросенка»)

 

- Иду на ногах

В красных сапогах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи.

Поди лиса, вон!!

(Петушок из сказки

 «Заюшкина избушка»)

 

- Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков и повымету!

(Федора из «Федорино  горе»)

      

- Не плач, дед, не плач, баба:

Снесу я вам яичко, не золотое – простое!» (Курочка из сказки «Курочка Ряба»)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...

«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.Ребенок п...

«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»

laquo;Использование  сказок  К.И.Чуковского как средства обогащения словаря детей  среднего дошкольного возраста»Актуальность темы : Овладение родным языком, его словарным богатс...

Методическая разработка "Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами"

Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами....

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...

Народная сказка как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что обогащение и расширение словаря идёт одновременно ...