Методическая разработка "Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_uprazhneniya_po_frazeologicheskim_oborotam.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 49 Пушкинского района г. Санкт-Петербург

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Сборник игровых упражнений, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами»

Разработала:

воспитатель

ГБДОУ детский сад №49

Тарасова О.А.

2022 г.

Игровые упражнения занимают важное место в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Структура и содержание приведённых ниже игровых упражнений на SMART доске – основная тема предлагаемого сборника. Данный сборник игровых упражнений может быть использован воспитателем и родителями детей старшего дошкольного возраста.

        Детский сад оснащен SMART доской, но для нее не созданы специальные игры и упражнения, которые могут использоваться в образовательных целях и в обогащении словаря детей

        В сборнике предлагаются игры, которые включают игровые упражнения для обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами

        В процессе у детей вырабатываются выдержка, сообразительность, находчивость. В игре дети получают радость от первых побед и горечь первых поражений. Учатся радоваться не только своим удачам, но и успехам своих друзей. Учатся работать в команде.

        Цель сборника: создание содержательных условий для оказания методической помощи воспитателям дошкольных учреждений в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами.

        Задачи:

  • Вызвать интерес к образовательной деятельности, с помощью игровых упражнений на SMART доске
  • Развитие сообразительности, памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции.
  • Закрепление и формирование полученных знаний о фразеологических оборотах.

        В каждой дидактической игре поставлена цель, игровые задачи, игровые действия, правила, мотивация к игре, ход игры, игровые упражнения, оценка, окончание игры. 

Практическая значимость: сборник разработан для воспитателей, сотрудников ДОУ и родителей

Практическая новизна сборника состоит в создании дидактических игр на SMART доске, направленных на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологическими оборотами.

Содержание игровых упражнений:

Каждая дидактическая игра представленная в сборнике, содержит в себе игровые упражнения, которые соответствуют возрастным особенностям детей подготовительной группы.

1 упражнение: «Волшебный сундук»

Цель: учиться определять фразеологический оборот по визуальному изображению и называть его значение

2 упражнение: «Составь пары»

Цель: учиться правильно соотносить фразеологический оборот с его значением

3 упражнение: «Игра в слова»

Цель: учиться составлять фразеологический оборот, соединяя его части

4 упражнение: «Один из трех»

Цель: учиться правильно соотносить фразеологический оборот с его значением

5 упражнение: «Что здесь произошло?»

Цель: формировать умение составлять предложения, используя фразеологический оборот в соответствии с предложенной ситуацией

6 упражнение: «Угадай на слух»

Цель: активизировать память, через определение значения фразеологического оборота

В каждой дидактической игре воспитатель может менять и добавлять предложенные выше упражнения, исходя из целей непосредственной образовательной деятельности.


Дидактическая игра-путешествие «По лесным тропинкам.»

Цель: закрепить знание образных выражений: как уж на сковороде; львиная доля; спит, как сурок; медвежья услуга; как кошка с собакой; волк в овечьей шкуре, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Выполнить все задания и добраться до финиша
  • Активизировать в речи фразеологизмы связанные с животными
  • Воспитывать умение работать в команде

Игровые действия: бросив кубик, сделать столько ходов, какое число показано на кубике и выполнить задание, если ход выпадает на задание, выполнить его.

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: обогащать словарь детей фразеологическими оборотами: как уж на сковороде; львиная доля; спит, как сурок; медвежья услуга; как кошка с собакой; волк в овечьей шкуре.

Название игровых упражнений

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1

1 станция

Волшебный сундук

Активизировать в словаре фразеологических оборотов

Отгадайте интересное предложение по картинке

Смотрят, нажимают на сундук, называют фразеологизм

Активизируют и закрепляют фразеологические обороты

2

2 станция

Игра в слова

Формирование умения составлять фразеологических оборотов

Соберите из нескольких картинок фразу

Из подходящих друг другу картинок

Учатся составлять фразеологизм

3

3 станция

Угадай на слух

Понимание содержания фразеологизмы на слух

Послушайте интересный оборот и подберите картинку

Прослушивают фразеологизм, подбирают подходящую картинку

Понимают содержание фразеологического оборота на слух


Дидактическая игра-путешествие «В некоторой сказке…»

Цель: закрепить знание образных выражений: пригреть змею на груди; у разбитого корыта; в тридевятом царстве; до царя Гороха; без царя в голове; несолоно хлебавши, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Выполнить все задания и добраться до финиша
  • Активизировать в речи фразеологизмы связанные с животными
  • Воспитывать умение работать в команде

Игровые действия: бросив кубик, сделать столько ходов, какое число показано на кубике и выполнить задание, если ход выпадает на задание, выполнить его.

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: обогащать словарь детей фразеологическими оборотами: пригреть змею на груди; у разбитого корыта; в тридевятом царстве; до царя Гороха; без царя в голове; несолоно хлебавши.

Название игровых упражнений

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1

1 станция

Составь пары

Формирование умения понимать фразеологический оборот и его значение

Посмотрите на картинки слева, определите их значение и найдите подходящую под него картинку справа

Смотрят на картинки фразеологизмов, определяют значение, затем соотносят стрелками с их визуальными значениями

Учатся понимать фразеологический оборот и его значение

2

2 станция

«Один из трех»

Формирование умения определять фразеологический оборот и его значение  

Посмотрите на картинку с ситуацией, подберите подходящую к ней  картинку с образным выражением

Смотрят на картинку с ситуацией, подбирают к ней подходящую картинку фразеологического оборота

Учатся определять фразеологический оборот и его значение

3

3 станция

«Что здесь произошло?»

Понимание содержания фразеологизмы на слух

Послушайте интересный оборот и подберите картинку

Прослушивают фразеологизм, подбирают подходящую картинку


Дидактическая игра-путешествие «Труд человека»

Цель: закрепить знание образных выражений закидывать удочку; играть первую скрипку; на всех парусах; топорная работа; мастер на все руки; палец о палец не ударит, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Выполнить все задания и добраться до финиша
  • Активизировать в речи фразеологизмы связанные с животными
  • Воспитывать умение работать в команде

Игровые действия: бросив кубик, сделать столько ходов, какое число показано на кубике и выполнить задание, если ход выпадает на задание, выполнить его.

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: обогащать словарь детей фразеологическими оборотами: закидывать удочку; играть первую скрипку; на всех парусах; топорная работа; мастер на все руки; палец о палец не ударит.

Название игровых упражнений

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1

1 станция

Составь пары

Формирование умения понимать фразеологический оборот и его значение

Посмотрите на картинки слева, определите их значение и найдите подходящую под него картинку справа

Смотрят на картинки фразеологизмов, определяют значение, затем соотносят стрелками с их визуальными значениями

Учатся понимать фразеологический оборот и его значение

2

2 станция

«Один из трех»

Формирование умения определять фразеологический оборот и его значение  

Посмотрите на картинку с ситуацией, подберите подходящую к ней  картинку с образным выражением

Смотрят на картинку с ситуацией, подбирают к ней подходящую картинку фразеологического оборота

Учатся определять фразеологический оборот и его значение

3

3 станция

«Что здесь произошло?»

Понимание содержания фразеологизмы на слух

Послушайте интересный оборот и подберите картинку

Прослушивают фразеологизм, подбирают подходящую картинку


Дидактическая игра-путешествие «У природы нет плохой погоды»

Цель: закрепить знание образных выражений ветер в голове; метать громы и молнии; как снег на голову; затишье перед бурей; витать в облаках; как гром среди ясного неба, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Выполнить все задания и добраться до финиша
  • Активизировать в речи фразеологизмы связанные с животными
  • Воспитывать умение работать в команде

Игровые действия: бросив кубик, сделать столько ходов, какое число показано на кубике и выполнить задание, если ход выпадает на задание, выполнить его.

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: обогащать словарь детей фразеологическими оборотами: ветер в голове; метать громы и молнии; как снег на голову; затишье перед бурей; витать в облаках; как гром среди ясного неба.

Название игровых упражнений

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1

1 станция

Волшебный сундук

Активизировать в словаре фразеологических оборотов

Отгадайте интересное предложение по картинке

Смотрят, нажимают на сундук, называют фразеологизм

Активизируют и закрепляют фразеологические обороты

2

2 станция

Игра в слова

Формирование умения составлять фразеологических оборотов

Соберите из нескольких картинок фразу

Из подходящих друг другу картинок

Учатся составлять фразеологизм

3

3 станция

Угадай на слух

Понимание содержания фразеологизмы на слух

Послушайте интересный оборот и подберите картинку

Прослушивают фразеологизм, подбирают подходящую картинку

Понимают содержание фразеологического оборота на слух


Дидактическая игра-путешествие «Мокрые выражения»

Цель: закрепить знание образных выражений: как в воду опущенный; как с гуся вода; толочь воду в ступе; как две капли воды; как в воду глядел; вилами по воде писано, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Выполнить все задания и добраться до финиша
  • Активизировать в речи фразеологизмы связанные с животными
  • Воспитывать умение работать в команде

Игровые действия: бросив кубик, сделать столько ходов, какое число показано на кубике и выполнить задание, если ход выпадает на задание, выполнить его.

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: обогащать словарь детей фразеологическими оборотами: как в воду опущенный; как с гуся вода; толочь воду в ступе; как две капли воды; как в воду глядел; вилами по воде писано.

Название игровых упражнений

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1

1 станция

Волшебный сундук

Активизировать в словаре фразеологических оборотов

Отгадайте интересное предложение по картинке

Смотрят, нажимают на сундук, называют фразеологизм

Активизируют и закрепляют фразеологические обороты

2

2 станция

Игра в слова

Формирование умения составлять фразеологических оборотов

Соберите из нескольких картинок фразу

Из подходящих друг другу картинок

Учатся составлять фразеологизм

3

3 станция

Угадай на слух

Понимание содержания фразеологизмы на слух

Послушайте интересный оборот и подберите картинку

Прослушивают фразеологизм, подбирают подходящую картинку

Понимают содержание фразеологического оборота на слух


Дидактическая игра «Своя игра – Мир интересных выражений»

Цель: закрепить знание образных выражений, через проведение дидактической игры на SMART доске

Игровые задачи:

  • Набрать большее количество очков для своей команды, вспомнить изученные ранее фразеологические обороты.
  • Вспомнить изученные ранее фразеологические обороты

Игровые действия: выбрать тему и ячейку с количеством очков, за выполненное задание, выполнить задание имеющееся в этой ячейке, за выполнение поставить звездочку своей команде на доске

Правила:

  • По очереди выполнять задания на доске
  • Отвечая с места, поднять руку
  • Не перебивать других, слушать ответ до конца

Оборудование: ИКТ-доска, стилус

Планируемый результат: активизировать в памяти изученные ранее фразеологические обороты

Этапы

Дидактическая задача

Игровая задача

Игровые действия

Планируемый результат

1 этап

Организационный

Активизировать внимание, воспитывать умение работать в команде

Распределиться на команды, придумать эмблемы и названия команд

Капитаны команд выбирают на доске эмблему из предложенных в SMART

Активизируют внимание, учатся работать в команде

2 этап

Основной

Активизировать в памяти изученные фразеологические обороты

Набрать как можно большее количество очков для своей команды, выполняя упражнения предложенные в игре

Выбирают тему и ячейку с количеством очков, выполняют упражнение

Активизируют в памяти значение фразеологических оборотов, учатся использовать их в своей речи

3 этап

Заключительный

Формировать умение анализировать результат своей деятельности

Посчитать баллы своей команды, определить победителя

Подсчитывают баллы, записывают результат на доске

Оценивают результаты игры



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста фразеологизмами

Предложенные игровые упражнения могут быть использованы педагогами детского сада,родителями в работе с детьми по развитию образной речи и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста....

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

 Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, раз...

Народная сказка, как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей ...

«Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы»

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей старшего дошкольного возраста, является важным условием для овладения языком, совершенствования речевого общения, развития понятийного м...

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

Методическая разработка "Игра - драматизация как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"...