План-конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Полет на планету «Математика»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Аверяскина Лидия Алексеевна

Цель занятия в ДОУ. учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи. Обучающие:

- закрепить состав числа 9;

- учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp.doc521 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  занятия по ФЭМП в старшей группе

на тему  «Полет на планету «Математика»

Разработала:  Аверяскина Л.А

г.Камень-на-Оби

2019г


Тема занятия в ДОУ. «Полет на планету «Математика»

Тип занятия в ДОУ. занятие-путешествие

Технология занятия в ДОУ.

Цель занятия в ДОУ. учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи. Обучающие:

- закрепить состав числа 9;

- учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

- закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Развивающие:

- способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Оборудование 

раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, набор геометрических фигур, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке ), схема дома из геометрических фигур высотой равная 9 см;

- демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

- аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

План занятия в ДОУ

Этап занятия

Содержание

Время

1

Организационная разминка. Направлена на мотивацию детей. На данном этапе была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера для сплоченности группы.

3-5 минут

2

Основная часть

Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач.

20-24 минуты

3

Рефлексия Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии.

3-5 минут

Ход занятия:

1.Организационная разминка.

Воспитатель:

(на полу лежит звезда (приложение 1)).

-Ребята, посмотрите, к нам прилетела звезда, в ней просят о помощи жители из далекой страны «Математики». Они сообщают о том, что их всех злая колдунья заперла в высокой каменной башне. Освободить жителей можно только, решив некоторые математические задания.

Ну, что, ребята готовы помочь жителям планеты «Математика»?

-Да.

-Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. (Приложение 2- ракета). Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.

2.Основная часть.

Воспитатель:

-Догадались, что нужно сделать?

(ответы детей)

-Правильно! Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.

-Соединили все цифры по порядку. Молодцы!

Что у вас получилось?

(ответы детей)

-У всех получилась ракета.

На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».

Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

( звучит композиция  «Полет на луну».)

(конверт с заданиями)

-Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и конверт с заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.

  • Задание : «Арифметические знаки»

+ ; - ; = ; > ; < .

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

  • Задание : «Пчелка»

Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.Для начала нужно решить примеры ( с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 9,соединим линью при помощи карандаша с ведерком.

(Приложение 3- пчелка).

(индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

Задание : «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Восемь румяных, наливных,

Один с кислинкой.

Сколько их?

-Какое условие в этой задаче ( о чем говорят цифры)?

(Восемь румяных, наливных и один с кислинкой).

-Какой задан вопрос?

(Сколько всего яблок?).

--Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

( Надо составить пример:8+1)

и сколько получится в ответе.(9)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

Десять веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один от них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

-Какое условие в этой задаче ( о чем говорят цифры)?

(10 мишек и 1 из них отстал).

-Какой задан вопрос?

(Сколько стало мишек впереди?).

-Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

( Надо составить пример:10-1)

и сколько получится в ответе.(9)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

***У бабушки Маши

Внучка Даша,

Кот Пушок и собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки всего?

( одна внучка, кот и собака – животные)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ) .

Задание : «Назови соседей цифры».

(устно)

-Назовите число за которым следует число 9?( 8)

- Назовите число, следующее за числом 9? (10)

- Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).


Задание : «Составь пример»

-У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.

(самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т.д.)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).


Физкультминутка: 2 раза

(показ ведущего- ребенка)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это ,

Занимай свои места.


Игра «Дни недели».

( дети встают в круг, воспитатель становится в центре круга и бросает мяч детям, задавая им вопросы, после ответа возвращают мяч воспитателю).

-Какой первый день недели?

- Какой третий день недели? и т.д.

-Четверг. Следующий какой день наступает? и т.д.

-Какой день считается выходной?

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).


Задание : «Загадки»

( о геометрических фигурах, дети отгадки вешают на доску)

1.Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я.(треугольник)

2. Не овал я и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня….(квадрат).

3. Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква о.

( круг)

4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.(овал)

5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею. Но все же похож на квадрат, между прочим. У меня две длинные стороны и две – покороче. (прямоугольник)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

Задание : «Строим дом»

(приложение 4)

( по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)

(исправление ошибок, поощрение ).

Задание : «Графический диктант»

(приложение 5-ключ)

- У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек

Вверх 2 клеточки

Вправо 4 клеточки

Вниз 5 клеточек

Влево 4 клеточки

Вверх 2 клеточки

Влево 4 клеточки

Вниз 3 клеточки

Влево 1 клеточка

Вверх 1 клеточка

Влево 1 клеточка

Вниз 1 клеточка

Влево 1 клеточка

Вверх 3 клеточки

Влево 1 клеточка

Вверх 1 клеточка

- Что у вас получилось?(ключ)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

-Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.

Королева «Математики» (приложение 6) награждает вас за ваши старания и помощь медальками.9награждение).

Нам пора отправляться назад.Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

( звучит композиция  «Полет на луну».)

3.Рефлексия.

-Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение ).

- Где мы сегодня побывали? ( в стране «Математика» )

- Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

- Какое число нам встречалось чаще всего? (9)

- Что мы делали впервые? ( составляли и решали задачки)

- Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

Приложение 1.

(Звезда)

hello_html_6ec61ea0.jpg

Приложение 2.

(Ракета)

hello_html_4b08dfbd.jpg

Приложение 3.

(Пчелка)

hello_html_6821422e.jpg

Приложение 4. (Схема дома из геометрических фигур)












Приложение 5.

(схема ключ)

hello_html_m690581b4.jpg



Приложение 6.

(Королева Математики)


hello_html_m40ade661.jpg


Список использованной литературы

1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

2. Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.

3. http://ped-kopilka.ru/

4. https://yandex.ru/images/

 


Самоанализ занятия в ДОУ

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами по программе «Радуга» для данного возраста детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают смену деятельности. Начало занятия было направлено на то, чтобы заинтересовать детей и включить в деятельность каждого дошкольника.

Целью дидактической игры «Весёлые фигуры» является формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.

Следующая дидактическая игра, использованная в занятии «Расположи правильно». Ее целью является развитие у детей зрительно-пространственной ориентации и элементарных математических представлений о геометрических фигурах.

Цель математической разминки «Верно – неверно» научить детей различать истинные и ложные суждения.

Цель дидактической игры «Назови соседей» закрепить умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа.

Использование физкультминутки в середине занятия помогло детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение. Дети зарядились положительными эмоциями.

Дидактическая игра «Знаки просят помощи» была использована для закрепления умения сравнивать числа с помощью математических знаков.

Закрепить умение подбирать противоположные слова к математическим понятиям помогла нам игра «Скажи наоборот».

Развитие у детей интереса, фантазии, наглядно-образного мышления осуществлялось с помощью игры «Цифры спрятались».

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте занятия я старалась использовать разнообразные и интересные задания, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, стараласьподдерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде рефлексии и поощрения.

Я считаю, что поставленные мною программные задачи в ходе занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по сенсорному развитию в старшей группе .Тема "Полет к Марсу"

Знакомство с ракетой.Дается представление о космосе.Знакомство с новой фигурой-трапеция.Закрепление знании о геометрических фигурах,формах и их признаках.Развитие мышления, внимания,сообразительности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10»

Конспект  НОД  по познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) в старшей  группе. Тема: «Путешествие в страну Математику. Порядковый счет до 10».Комплексная программа «От рождени...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие в сказочную страну математики"

Закрепление порядкового счета до 10, классификация геометрических фигур....

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в город удивительной математики».

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в город удивительной математики»....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну удивительной математики».

Цель: закрепление знаний детей по теме «Прямой и обратный счёт» знаний о геометрических фигурах, о последовательности дней недели и навыков ориентировки в пространстве....

Презентация к занятию по ФЭМП в старшей группе "В гости к царице Математике"

Интерактивная презентация к занятию по ФЭМП в старшей группе детского сада...