Проект Юные математики
проект по математике (младшая группа)

Ситдикова Зульфия Наиловна

Проект по ФЭМП в младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Юные математики52.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад  «Березка»

Педагогический проект, направленный на развитие у младших дошкольников познавательных способностей

«Юные математики»

(Срок реализации 8 месяцев)

Составитель проекта:

   Ситдикова З.Н.,

воспитатель

                                                                           МБДОУ детский сад «Березка»

пгт. Игрим, 2016 г.

Паспорт проекта

Полное наименование учреждения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

Телефон МБДОУ детского сада «Березка»:

т. (34674) 3 10 15  

Факс МКДОУ детского сада «Оленёнок»:

тел./факс:8 (34940) 2-00-15

Полное название проекта

Педагогический проект «Юные математики» (направленный на развитие у младших дошкольников познавательных способностей)

Составитель проекта

Ситдикова Зульфия Наиловна

Тип проекта

Познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный

Срок реализации

8 месяцев

Исполнители и участники проекта

  • воспитатель МБДОУ детский сад «Березка»;
  • воспитанники МБДОУ детский сад «Березка» второй младшей группы;
  • родители (законные представители) воспитанников.

 Компьютерные информационные технологии

При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, авторская презентация

Сроки  и этапы реализации проекта

Октябрь 2016 г. – май 2017 г., долгосрочный

I этап. Организационно-подготовительный (октябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.)

На этом этапе предполагается изучить теоретические аспекты проблемы; подвергнуть уточнению цель, предмет, объект исследования; будет конкретизирована программа исследования. С целью выяснения состояния проблемы исследования будет уточнен понятийный аппарат и окончательно определена гипотеза.

Будет разработана программа мониторинга, позволяющая получать целостную информацию об особенностях готовности ДОУ к реализации   проекта

II этап. Реализация проекта

             (ноябрь 2016 г. – май 2017 г.)

На этом этапе предполагается регулярно отслеживать качество реализации проекта, выявлять возможные риски и трудности, гибко адаптировать программу проекта.

Будет осуществляться апробация разработанной системы деятельности с детьми, родителями.

Работа будет организовываться через совместно-образовательную деятельность (1 раз в  неделю).

III этап. Заключительный

               (май 2017 г.)

На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации проекта, оформление созданных методических и информационных продуктов.

Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

Проектный продукт

1.Разработаны  методические пособия для второй младшей группы.

2.Математический досуг «Слушай, смотри, считай».

3.Выставка «Дидактические игры своими руками», изготовленных родителями.

Контроль за исполнением

Результаты контроля проявляются в публичных выступлениях на МО;   публикация методических разработок в электронных изданиях.

Введение

В своей работе с детьми, я заметила, что многие воспитанники испытывают затруднения при усвоении математических знаний и при проведении непосредственно-образовательной деятельности часто отвлекаются, не запоминают учебный материал. Познание дошколятами окружающего мира строится на активном участии различных анализаторов – зрительных, слуховых, осязательных и двигательных.

Знакомство ребёнка с величиной, формой, пространственными ориентировками является одной из сторон чувственного познания. От уровня сформированности восприятия наглядно - образного и наглядно-действенного мышления зависит дальнейшее развитие познавательных возможностей и логических форм мышления. Так восприятие предметов, их свойств – цвета, формы, величины, всегда включает в себя обследование и сравнение (т. е. рассматривание, ощупывание, выслушивание и усвоение системы сенсорных эталонов – цветов спектра, геометрических форм, мер веса и величин и т. д.). И поэтому, зная, что ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра, я стала чаще прибегать к помощи разнообразных дидактических игр. Игра позволяет детям легко и быстро овладеть знаниями и таким образом готовит их к началу обучения. Именно в процессе игры формируются навыки познавательной деятельности дошкольников, упражняется воля, раскрываются природные способности. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования занимательных игровых заданий, математических игр, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности.

 Актуальность

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занятий, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в данной ситуации, в повседневной жизни. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Для этого создаются специальные условия, подключаются родители. Важно привить детям любовь к математике. Показать ее значимость вокруг нас. Ее важное участие во всех видах деятельности. Проводя занятия по другим видам деятельности доказать детям, что и здесь необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.

Основной идеей проекта является то, что именно дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Поэтому, она является наиболее характерной формой обучения и закрепления знаний с детьми младшего дошкольного возраста. Значение дидактической игры заключается в том, что она развивает мыслительную активность, самостоятельность, инициативность детей через игровую деятельность. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Играя, ребенок познаёт новое.

 Опыт показывает, что занятия дидактические  игры способствуют активному развитию у ребёнка:

  • сенсорного восприятия;
  • логического мышления;
  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, и т.п.);

Новизна проекта заключается в том, что в проекте предусмотрен системный подход в развитии познавательных способностей. На занятиях дети закрепляют полученные знания о геометрических фигурах, цвете, форме, величине, счёте. Дидактический материал используемый на занятиях, содержит познавательную задачу. Восприятие наглядного материала и действия с ним совпадают с деятельностью познания, овладение знаниями. Выбор наглядного материала ориентирован на задачи обучения.

Цель проекта: Создать условия для формирования дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей посредством дидактических игр.

Объект исследования:

Предмет исследования: процесс развития познавательных способностей воспитанников младшего дошкольного возраста.

Основные задачи проекта:

Образовательные:

  • Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;
  • Учить различать понятия «много», «один», «ни одного»;
  • Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником;
  • Формировать умение ориентироваться в расположении частей своего тела.

Развивающие:

  • расширять кругозор на базе ближайшего окружения;
  • развивать у детей умение устанавливать простейшие взаимосвязи, самостоятельно делать вывод.

Воспитательные:

воспитывать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Гипотеза исследования: формирование элементарных математических представлений у дошкольников будет осуществляться эффективнее, если будет организована целостная система мер, направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера

        Проект  разработан с учетом инновационных технологий (личностно-ориентированные; игровые; проектные).

Основная часть

Принципы, лежащие в основе проекта:

- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- Демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и воспитанника  в социуме, реализация собственных познавательных потребностей).

- Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

- «От простого к сложному» (получив элементарные знания, ребенок применяет свои знания в выполнении более сложных заданий).

Работа по проекту включает в себя следующие этапы:

I этап. Организационно-подготовительный (октябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.)

На этом этапе предполагается изучить теоретические аспекты проблемы; подвергнутся уточнению цель, предмет, объект исследования; будет конкретизирована программа исследования. С целью выяснения состояния проблемы исследования будет уточнен понятийный аппарат и окончательно определена гипотеза.

Будет разработана программа мониторинга, позволяющая получать целостную информацию об особенностях готовности ДОУ к реализации   проекта

II этап. Реализация проекта (ноябрь 2016 г. – май 2017 г.)

На этом этапе предполагается регулярно отслеживать качество реализации проекта, выявлять возможные риски и трудности, гибко адаптировать программу проекта.

Будет осуществляться апробация разработанной системы деятельности с детьми, родителями.

Работа будет организовываться через совместно-образовательную деятельность (1 раз в  неделю).

III этап. Заключительный (май 2017 г.)

На данном этапе будет проводиться подведение итогов реализации проекта, оформление созданных методических и информационных продуктов.

Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.

Учебный материал проекта «Занимательная математика» рассчитан на 8 месяцев. Занятия проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей 3-4 лет 15 минут. Занятия проходят в виде игры.

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта;
  • становление готовности детей самостоятельно применять знания в общественной жизни, применять знания в играх;
  • участие родителей группы в организации работы по проекту;
  • желание поделиться с педагогами и детьми своими знаниями;
  • размещение проекта в интернете;
  • накопление методической литературы и дидактического материала.
  • улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.

        

Формы подведения итогов:

  • Математический досуг «Слушай, смотри, считай».
  • Выставка «Дидактические игры своими руками», изготовленных родителями для пополнения предметно-развивающей среды.

Возможные риски:

- Отсутствие дидактических пособий.

- Отсутствие желания родителей участвовать в данном проекте.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Общее

 кол-во часов

Теория

Практика

1.

«Какие бывают фигуры»

1

-

1

2.

«Разложи правильно»

1

-

1

3.

«Спрячь зайца»

1

-

1

4.

«Чудесный  мешочек»

1

-

1

5.

«Один, много, ни одного»

1

-

1

6.

 «Подбери гараж»

1

-

1

7.

«Знакомство с палочками Кюизенера»

1

-

1

8.

«Найди не такую фигуру, как у меня»

1

-

1

9.

«Подбери заплатку»

1

-

1

10.

«Угостим  кукол»

1

-

1

11.

«Веселые дорожки»

1

-

1

12.

«Строим дорожки»

1

-

1

13.

«Чудесный мешочек»

1

-

1

14.

 «Сделай, как я»

1

-

1

15.

«Собери бусы»

1

-

1

16.

«Волшебники»  (палочки Кюизенера)

1

-

1

17.

«Кто впереди, кто сзади»

1

-

1

18.

«Когда это бывает»

1

-

1

19.

«Найди  столько же»

1

-

1

20.

«Сложи фигуру»

1

-

1

21.

«Построим лесенку»

1

-

1

22.

«Коврик для кошечки». 

1

-

1

23.

«Лесенка для зайки» 

1

-

1

24.

«Поезд»

1

-

1

25.

«Построим забор»

1

-

1

26.

«Составь узор»

1

-

1

27.

«Волшебные дорожки»   

1

-

1

28.

Математический досуг «Слушай, смотри, считай».

1

-

1

29.

Общее кол-во часов

28

28

Содержание проекта

Тема 1.  «Какие бывают фигуры» (1 ч)

         Задачи. Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Тема 2. «Разложи правильно» (1 ч)

          Задачи. Развитие внимания, мышления.         

Тема 3. «Спрячь зайца» (1 ч)

         Задачи. Развитие  умения  соотносить предметы по форме 

Тема 4. «Чудесный  мешочек» (1ч)

         Задачи. Закрепление понятий  большой – маленький на основе осязательно -  двигательного  обследования

Тема 5. «Один, много, ни одного» (1 ч)

         Задачи. Развитие умения выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов

Тема 6. «Подбери гараж» (1 ч)

         Задачи. Упражнение в умении сравнивать и соотносить предметы по величине

Тема 7. «Знакомство с палочками Кюизенера» (1 ч)

         Задачи. Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Тема 8. «Найди не такую фигуру, как у меня» (1 ч)

         Задачи. Развитие внимания, мышления

Тема 9. «Подбери заплатку» (1 ч)

         Задачи. Закрепление умения определять форму предметов

Тема 10. «Угостим  кукол»  (1 ч)

         Задачи. Развитие умения устанавливать соответствия между множествами

Тема 11. «Веселые дорожки» (1 ч)

         Задачи. Развитие   умение  сравнивать предметы по длине

Тема 12. «Строим дорожки» (1 ч)

         Задачи. Учить группировать предметы по цвету и длине.

Тема 13. «Чудесный мешочек» (1 ч)

         Задачи. Закрепление умения различать и называть объемные фигуры на основе осязательно – двигательного обследования

Тема 14. «Сделай, как я» (1 ч)

         Задачи. Развитие умения ориентироваться в расположении частей собственного тела

Тема 15. «Собери бусы» (1 ч)

         Задачи. Развитие умения подбирать фигуры по размеру по цвету и форме

Тема 16. «Волшебники»  (палочки Кюизенера) (1 ч)

         Задачи. Закрепление знаний о геометрических фигурах

Тема 17. «Кто впереди, кто сзади» (1 ч)

         Задачи. Развитие умения определять пространственные направления.

Тема 18. «Когда это бывает» (1 ч)

         Задачи. развитие умения различать понятия «утро - вечер», «день - ночь»

Тема 19. «Найди  столько же» (1 ч)

         Задачи. Закрепление умения находить один и много предметов

Тема 20. «Сложи фигуру» (1 ч)

         Задачи. Развитие  внимания, мышления

Тема 21. «Построим лесенку» (1 ч)

         Задачи. Закрепление умения ранжировать предметы по высоте

Тема 22. «Коврик для кошечки».  (1 ч)

         Задачи. Закрепление знаний о цвете и длине.

Тема 23. «Лесенка для зайки»  (1 ч)

         Задачи. Осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

Тема 24. «Поезд» (1 ч)

         Задачи. Закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Тема 25. «Построим забор» (1 ч)

         Задачи. Закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Тема 26. «Составь узор» (1 ч)

         Задачи. Развитие  внимания, мышления

Тема 27. «Волшебные дорожки» (палочки Кюизенера) (1 ч)

         Задачи. Развитие внимания, мышления

Тема 28. (1 ч) Математический досуг «Слушай, смотри, считай».

В результате работы дети должны

знать:

  • понятия «много», «один», «ни одного»;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;

уметь:

  • ориентироваться в расположении частей своего тела.
  • уметь составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы;

Управление проектом, контроль и результативность

Критерии и методика диагностики знаний и умений детей проекта  «Занимательная математика»

1. Умение сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.

2. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб.

3. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.

4. Умение различать правую и левую руки.

5. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам)

6. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

.

Вторая младшая группа

№ п/п

Ф.И ребёнка

1

2

3

4

5

6

итог

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

Оценка знаний:

  • 1 балл – ребёнок не ответил
  • 2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя
  • 3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

  • 6 – 9 баллов – низкий уровень
  • 10 – 14 – средний уровень
  • 14 – 18 – высокий уровень

Способы фиксации результатов

  • Проведение диагностики в начале и конце года.
  • Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения проекта».

Начальная диагностика знаний, умений и навыков проводится на вводном занятии, а итоговая диагностика – в конце изучения разделов программы.

        Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребёнка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижение ребёнка сравниваются не со стандартом (как в основном образовании), а с исходными возможностями.

Оценка результатов обучения

Оценка результатов обучения – это качество.

1.Изготовление изделий и их показ.

2. Участие в выставках.

Методическое обеспечение проекта

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

  • практические (игровые);
  • экспериментирование;
  •  моделирование;
  • преобразование;
  • конструирование

Способствует лучшему усвоению программного материала.

1. Наглядные пособия (схемы).

2. Литература

Дидактический материал:

  • дидактические игры;
  • палочки Кюизенера;
  • блоки Дьенеша;
  • стихи, загадки.

Техническое оснащение:

Методическая работа педагога

1. Работа над методическими пособиями.

2. Подготовка дидактических игр.

3. Планирование работы.

4. Анализ собственной деятельности.

5. Программирование деятельности.

6. Обобщение опыта своей работы и изучение результатов деятельности воспитанников.

7. Совершенствование своего педагогического и профессионального мастерства.

8. Встречи с коллегами с целью обмена опытом.

Заключение

Ожидаемые  результаты ориентированы не только на сформированность отдельных  математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.

Разнообразная  деятельность способствует воспитанию ответственности воспитанников, позволяет выйти за рамки программы, закрепить полученные знания и умения, углубить теоретические и практические навыки и приёмы.

Разработанные контролирующие задания для воспитанников, позволят выявить качество усвоения знаний по проекту.

Разработанные методические материалы будут полезны  и могут быть использованы в других детских садах.

Список литературы

1. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина

2. Чего на свете не бывает. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаева

3. Ступени творчества или развивающие игры. Б. П. Никитин

4. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З. А. Михайлова

5. Давайте поиграем. А. А. Столяр

6. Математика для дошкольников Т. И. Ерофеева

7. Развитие логического мышления детей. Л. Ф. Тихоморова, А. В. Басов

8. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юный математик"

quot;Юный математик"...

Творческо - познавательный проект "Юный математик"

Творческо - познавательный проект«Юный математик»       Разработчик проекта: воспитатель старшей группы «Сказка» Ломакина Т.В....

Проект "Юные математики"

Проектно-исследовательская деятельность "Юные математики"...

Проект "Юнный математик"

Муниципальное бюджетное  дошкольное учреждениедетский сад № 401      Проект по ФЭМП в подготовительной группе«Юный математик» Разработала:Воспитател...

математический проект "Юный математик"

математический проект "Юный математик"...

Образовательный проект «Юный математик

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»...

Проект «Юные математики» по формированию элементарных математических представлений через дидактические игры у детей среднего дошкольного возраста.

Одной из составляющих образовательной области является формирование у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.    В современном мире математике отводится от...