Креативный подход к развитию математического мышления как условие развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования
статья по математике (подготовительная группа)

afor78

В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогами дополнительного образования встала задача пересмотра структуры, содержания и организации проведения занятий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Креативное мышление18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Креативный подход к развитию математического мышления как условие развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования

Богомолова Алевтина Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Согласно Федеральному Закону «Об образовании Российской Федерации» от 21.12.2012 г., дополнительное образование детей удовлетворяет индивидуальные потребности детей и обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе.

В связи с утверждением и введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования перед педагогами дополнительного образования встала задача пересмотра структуры, содержания и организации проведения занятий по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений по формированию математических представлений дошкольников является развитие креативных способностей детей: внимания, памяти, мышления, а также овладение надпредметными навыками.

Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает и которыми оперирует, когда он их называет.

Большое место в жизни дошкольника занимает картинка. Она является важным средством развития речи, мышления, воображения, памяти.

У детей дошкольного возраста память носит непреднамеренный характер: ребенок еще не умеет ставить перед собой цель - запомнить (вспомнить), не владеет способами и приемами, которые позволили бы ему осуществлять запоминание.

Педагогу необходимо обучать ребенка способам логического запоминания, развивать логическую память, формировать у него такие важные умения, как классификация. Например, детям предлагается запомнить определенное количество лежащих перед ними картинок. При взгляде на них воспитанники обнаруживают, что есть группы однородных картинок, на которых изображены предметы, имеющие общие признаки.

При запоминании знакомого и сравнительно небольшого по объему материала ребенок может быстро назвать все имеющиеся в данном случае группы картинок. При большом объеме материала такой процесс группировки будет происходить медленнее: найдя несколько картинок, и продолжая их рассматривать, воспитанник обнаружит ту или иную закономерность, состав которой уточняется (мебель, посуда, одежда и т.д.) Определив одну группу, например, мебель, ребенку предлагается найти все картинки, относящиеся к ней. Детям дошкольного возраста легче удерживать в памяти четыре-пять групп, чем запомнить 15-20 картинок, несвязанных между собой.

Обучение детей классификации предполагает развитие креативных способностей, формирование у них совершать операции соотнесения обобщения. Для того чтобы отнести единичное к общему, ребенок должен проделать сложную мыслительную работу. Педагогу необходимо учить детей группировать предметы, а затем относить единичные предметы к заданному общему. С этой целью можно использовать различные дидактические игры. Например, показывая ребенку картинки, изображающие лес, огород, птичий двор, педагог задает вопросы: Кто живет в лесу? Что растет в огороде? Кто обитает на птичьем Дворе?        

В общеразвивающей программе «Математические ступеньки» выделены разделы, в каждом из которых особое внимание уделяется развитию креативных способностей:

Количество и счет, где дети знакомятся с цифрами, учатся их писать и соотносить с количеством предметов, понимать отношения между числами, отгадывать загадки, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от друга и различны по величине, форме, расположению.

Величина. В этом разделе ребенок не только знакомится с понятиями величин: длина, ширина, высота, толщина, но и учится сравнивать величины предметов, выполняет такие задания, как «расставь предметы в ряд по порядку от самого высокого до самого низкого (от самого длинного до самого короткого)».

Ориентация во времени. В данном разделе осуществляется формирование понятий того, что части суток (времен года) идут друг за другом по порядку, образуя сменный цикл.

Ориентация в пространстве. Педагог знакомит ребенка с понятиями: «слева-справа, посередине», «вверху-внизу», «далеко-близко». При изучении данного раздела прививаются умения ориентироваться на листе бумаги.

Развитие личности заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления. Решение логических задач способствует, в большей степени, развитию у детей креативных способностей, влияющих на формирование внимания, памяти, мышления, вызывает интерес к самостоятельному поиску, а главное - позволяет оценить правильность выполнения задания, исправить ошибки.

Логические задачи стимулируют положительное отношение к занятиям, учат преодолевать трудности, способствуют развитию мышления и воображения, прививают умения рассуждать и делать выводы.

Формирование креативных способностей детей дает большие возможности и для формирования математических понятий, представлений, обеспечивает необходимый уровень развития для успешного усвоения математики в начальной школе.

Таким образом, при развитии креативного мышления детей дошкольного возраста формируются умения:

  • обобщать математический материал,
  • оперировать числовой и знаковой символикой,
  • абстрагировать конкретные количественные отношения,
  • сокращать процесс математических операций,
  • выполнять обратимость мыслительных процессов,
  • осуществлять последовательное, логическое рассуждение,
  • проводить элементарные действия самоконтроля и самооценки, которые являются важным этапом в развитии творческой учебной деятельности.

Литература

  1. Сидорчук, Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998.- 150 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и наутси РФ. - М.: Просвещение, 2011. - С. 8-9.
  3. Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Доклад к педагогическому совету «Эффективные средства формирования у детей элементарных математических представлений, направленных на развитие математического мышления. Использование дифференцированных технологий»

Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь дети в значительной мере отличаются друг от друга. Одним из тре...

Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования в ДОУ.

Дополнительное образование - это необходимая целенаправленно организованная досуговая деятельность ребенка, призванная создавать условия для его творческого развития, что позволяет наполнить мир детст...

Развитие инженерного мышления дошкольников через конструктивно-творческие способности

При организации развивающей предметной среды мы поставили цель: создать «среду обитания» ребёнка, позволяющую стимулировать развитие его познавательных способностей, делающую жизнь комфорт...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....