Тема: «Исследование свойств фигур при их растяжении»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Сычкова Елена Владимировна

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Исследование свойств фигур при их растяжении»

Цель занятия: 1. Формировать понятия «перед», «после», «между». Закреплять умение выделять противоположные признаки предметов: большой — маленький, высокий — низкий, широкий — узкий, толстый — тонкий.

2. Закреплять навык соотнесения моделей чисел 1, 2, 3 с пальцами рук. Формировать навыки присчитывания до 5, счёта объектов с обобщающим жестом.

3. Закреплять умение выполнять действия по заданной схеме (работа по карточкам).

4. Знакомить со свойствами основных геометрических фигур (при растяжении квадрат становится прямоугольником, круг  — овалом, треугольник остаётся треугольником).

5. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять два признака одновременно.

6. Развивать моторику рук, внимание.

Наглядный материал к занятию (игре, упражнению):

1. Игра «Ходят ножки по дорожке»

2. Игра «Число».

3. Стихотворение с движениями «Счёт до 5»

4. Сказка на экране  “Как волшебник  Путалка  геометрические  фигуры  изменял”.

5. Игра «Зарядка по карточкам»

6. Работа за столами по картинке «Поросята и воздушные шарики».

7. Домино «Черепашки».

Ход занятия

Вводная часть. 

( Дети заходят в группу, останавливаются на ковре образуя круг).

Приветствие:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.

Отлично! Молодцы!

Мотивация

Тогда я приглашаю вас в путешествие, а путешествовать мы будем по тропинкам математики, а нашим спутником станет Волшебник Путалка из математического королевства.

Наше путешествие начинается:

На носочки поднимитесь

И два раза повернитесь,

В сказке нашей очутитесь.

- Вот мы и в сказочном королевстве Математика. Ребята, волшебник Путалка побежал по математической тропинке и везде, где он останавливался оставлял свою игру-задание.

- Давайте пойдем по его следам. Играя, мы сможем выйти из королевства. Согласны? Тогда в путь!

Следы ведут к первому заданию – это игра «Ходят ножки по дорожке».

1. Игра «Ходят ножки по дорожке».

Дети кладут перед собой шнурок из игры «Число». Затем идут по шнурку к проговаривая: «Идут наши ножки по ровненькой дорожке». Кладут шнурок неровно, выполняют то же упражнение по неровной верёвочке, проговаривая: «Идут наши ножки по кривой дорожке». 

- Давайте сядем за столы.

2. Игра «Число»

Педагог просит детей выполнить следующие задания:

— найди и покажи число 1, назови цвет, убери на место;

— найди и покажи число 2, назови цвет, убери на место;

— найди и покажи число 3, назови цвет, убери на место;

— надень на шнур столько «единиц», сколько раз я хлопну (дети при каждом хлопке нанизывают по «единице», педагог проверяет, добиваясь, чтобы при каждом хлопке было нанизано нужное количество «единиц»);

— пересчитай «единицы» слева направо;

— обведи все «единицы» пальцем, назови получившееся число;

— подними шнур с «единицами» вверх и назови число;

— убери материал на место.

3.  Стихотворение с движениями «Счёт до 5»

Шёл один я по дорожке,  (Дети маршируют, показывая один палец.)

Шли со мной мои две ножки, (Маршируют, показывая два пальца.)

Вдруг навстречу три мышонка:  (Останавливаются, показывают три пальца.)

— Ой, мы видели котёнка, (Обхватывают ладонями щёки и качают головой.)

У него четыре лапки,  (Показывают четыре пальца.)

В лапках острые царапки,  (Показывают, как котёнок царапается.)

Один, два, три, четыре, пять,  (По очереди загибают пальцы второй рукой.)

Надо быстро убегать.  (Бегут на месте.)

4. Сказка на экране “Как волшебник  Путалка  геометрические  фигуры  изменял”.

- Ребята, продолжаем наш путь. А вот и следующее задание от Путалки. Присаживайтесь на стульчики.

Однажды волшебник Путалка шел по дорожке. Вдруг ему навстречу

фигура (квадрат.)

- Отойди! –сказал волшебник Путалка.

- Не отойду! – сказал квадрат.

- Отойди!

- Нет!

- Ах так? Я тебе сейчас покажу! – и Путалка потянул за квадрат, чтобы его сдвинуть с места. Квадрат растянулся, и получился… (прямоугольник). Прямоугольник обиделся и убежал.

Пошел дальше волшебник Путалка по дороге и вдруг видит (круг).

- Отойди! – сказал Путалка.

- Нет, не отойду! - заупрямился круг.

Тогда Путалка и его потянул… Получился вместо круга… (овал).

Обиделся овал и убежал.

Пошел Путалка дальше. Видит (треугольник)

- Отойди! - сказал Путалка.

- Нет!

Он потянул треугольник, а треугольник… Что с ним стало?

Он стал другой фигурой или остался треугольником?

Увидел Путалка, что у него ничего не получилось, и уступил дорогу треугольнику. Вот какая необыкновенная фигура ТРЕУГОЛЬНИК.

- Ребята, а что нужно было сказать, чтобы никому не было обидно? Просто вежливо попросить, правда?

Молодцы, справились с заданием.

5.  Игра «Зарядка по карточкам» 

- Ребята, а теперь прежде чем продолжить наше путешествие, давайте отдохнём. Тогда выходите на полянку.

- Давайте повторим движения как вот на этих карточках.

Педагог под музыку показывает карточки со схематичным изображением движений, дети их выполняют.

6. Работа за столами по картинке «Поросята и воздушные шарики».

- Ребята, продолжаем наш путь. А вот и следующее задание от Путалки. Присаживайтесь за столы.

Задания на листочках.

- Из каких фигур составлены картинки на шариках? (Ответы детей.)

- Как изменился рисунок на шарике, после того как поросенок надул его? (Ответы детей.)  

 - На своих листочках,  ребята, покажите  линиями с помощью  карандаша  как изменились фигуры на шарике после его надутия.(Работа на листочках)

7. Домино «Черепашки»

- Ребята, идём дальше. Посмотрите, перед нами домино «Черепашки».

Педагог раздаёт детям по одной карточке домино.

- Ребята, давайте составим такую последовательность, в которой черепашки могут стоять рядом, если у них на панцире фигуры одинаковой формы.

8. Итог.

- Спасибо вам, ребята, что нашли тропинку в детский сад. 

- По каких тропинкам вы ходили, какие задания выполняли?

- А что для Вас было самым трудным?

- Что Вам понравилось?

-  Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?

- Ребята, давайте скажем до свидания нашим гостям и отправимся в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность.Занятие для подготовительной группы "Исследование свойства янтаря"

В своей работе с детьми я применяю авторскую программу интеллектуального развития детей через организацию исследовательской деятельности дошкольников"Знания-дети удивления и любопытства". Исследовател...

Исследование свойств воды. Вода и её очистка

Познавательно-исследовательская деятельность.Экспериментирование. Цель: формировать естественнонаучные представления у дошкольников путем проведения опытов.Задачи: ¾   Развивать у...

"Исследование свойств воздуха и воды"

Конспект НОД в старшей группе...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Исследование свойств камня».

Формирование у детей представлений об основных физических свойствах камня. Развитие в детях познавательной активности путем создания условий разнообразной интеллектуальной и практической деятельностии...

Конспект занятия ФЭМП в средней группе , тема «Мы поможем кукле Маше!» свойства фигур

Развивать умение находить лишнюю фигуру из заданных, ориентируясь на одно из свойств (форму).Продолжать формировать знания детей о свойствах квадрата: 4 стороны все стороны равны, все углы равны.Форми...

Педагогический проект Тема: « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию».

Педагогический проектТема: « Исследование свойств и качеств бумаги через творческую деятельность- аппликацию»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме «Исследование свойств воздуха. Воздух – волшебник».

Описание материала: конспект открытого занятия по познавательному развитию. Материал рассчитан на воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет. В основе лежит познавательно-экспериментальная деятельность...