Дидактические игры - средство формирования познавательного интереса к математике
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Лагуткина Наталья Владимировна

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры – средство формирования познавательного интереса к математике.

«Математику только зачем учить надо, что она ум в порядок приводит», сказал Михаил Васильевич Ломоносов.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития детей. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью общего образования, а детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того насколько своевременно и качественно будет проводиться подготовка детей к школе, во многом зависит их успешность в будущем. 

 Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений. Реализации этой задачи способствует использование разнообразных дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста. Дидактическая игра требует от ребенка внимательности, усидчивости, серьезного настроя. Развивается  память, речь, воображение, эмоции, формируется настойчивость, терпение.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарища.

Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для меня, есть и другая - это

Цель: организовать работу с детьми по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.

 Для реализации поставленной цели были поставлены следующие   задачи:

-Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического  развития.

- Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности.

-Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании, овладении математической терминологией.

- Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребёнка.

- Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации

- Формирование и развитие общих приёмов в умственной деятельности

 (сравнение, классификация, обобщение и другие).

Девиз моей работы: пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!

Мною был составлен план работы:

Во-первых, это изучить методическую литературу по теме.

Во-вторых, составить картотеку дидактических игр для формирования элементарных математических представлений.

В-третьих, изготовить дидактические игры.

В-четвертых, обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы, оформив математический уголок.

В-пятых, вовлечь родителей в работу по формированию элементарных математических представлений у детей на основе использования дидактических игр.

Слайд

Свою работу я провожу в двух направлениях – это работа с детьми и работа с родителями.

 Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу. Для этого я использовала разнообразные формы работы с родителями. Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия.

Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Мною был подобран методический материал, оборудован математический уголок, где максимально разнообразила игры не только собственного, но и игры промышленного производства, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных возможностей ребёнка. Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразен. Это и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребёнка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает картотека с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, также в ней содержатся пословицы, скороговорки, крылатые выражения, считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей.

Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке.

 Мною был разработан (из личного опыта работы и методической литературы) комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников:

слайд

- авторские игры («Веселые часики», «Собери цветочки», «Угощение для белочки», «Домики для чисел»)

Для развития мелкой моторики, смекалки и сообразительности, закреплению первоначальных знаний геометрических фигур и арифметического счёта,  использую счетные палочки и нитки, которые мы совместно с детьми выкладываем на бархатной бумаге

слайд

игры Воскобовича

Сегодня методика Воскобовича включает в себя около 50 игр. Каждая из них представляет собой универсальное творческое пособие, которое делает обучение ребёнка весёлым и непринуждённым. Это достигается благодаря сказочной направленности всех игр, в которых главные герои помогают детям запомнить цифры, фигуры и буквы.
Но на данный момент в своей работе я использую самые известные

«Геоконт»  - её еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки" 

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат»

слайд

игры Никитиных Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Б.П. и Л.А Никитиными для своих детей. («Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб»)

слайд

игры Монтессори При использовании системы обучения Монтессори воспитатель должен отойти на второй план и просто контролировать использование дидактических материалов

Научиться мыслить дальновидно, быть способным к логическому мышлению и предугадывать действия соперников - всему этому учит эта интересная логическая игра шашки и китайские шашки

графические диктанты

 Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого провожу с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради. Сначала ребята учатся видеть клетки, находить стороны, углы, обводит клетки. Далее мы учимся писать графические диктанты.

блоки Дьенеша Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвет, форму, объем, размер. Развивают у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация, обобщение; логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). 

палочки Кюзинера

Цветные счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет  формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

Тико-конструктор

С прошлого учебного года мы обогатили развивающую среду новой дидактической игрой – это конструктор «Тико». Технология ТИКО-конструирования разработана с учетом требований ФГОС ДО и соответствует возрастным особенностям дошкольников от 3 до 7 лет. Практические занятия и занимательные упражнения позволяют детям формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий. Дети успешно овладевают основными приёмами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.

В результате использования дидактических игр в непосредственно-образовательной деятельности по математике и в других режимных моментах в течение дня, дети стали более активны, любознательны,  стараются ответить полным ответом, их высказывания основываются на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении разных проблемных ситуаций. У них улучшилось внимание, память, мышление, умение думать, рассуждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактической игры как средства формирования познавательного интереса детей

     В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая  игра  имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что п...

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса дошкольников к изучению основ безопасности жизнедеятельности

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и педагогов детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность жизни и здоровья ребенка, но...

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста

Игровой занимательный материал, как средство формирования познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особеннос...

«Игра как средство формирования познавательного интереса и инициативности ребенка через различные виды деятельности»

   Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра о...

Интеллектуальная игра как средство формирования познавательного интереса при подготовке детей к школьному обучению

Семинар-практикум позволяет выявить роль и место интеллектуальной игры как средства  развития познавательного интереса при подготовке детей к школьному обучению....

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста...