конспект совместной поисково - познавательной и игровой деятельности с детьми 4-5 лет
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ярошевич Татьяна Григорьевна

Тема конспекта: "Знакомство с объёмными и плоскими предметами и нахождение их в окружающей обстановке".   Представленный материал поможет при решении проблемно-игровых и поисковых ситуаций через ппрактическую и игровыю деятельность при ознакомлении детей с объёмными и плоскими предметами и закреплении математических  понятий "объёмный", "плоский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sovm.deyat_._po_teme_ploskiy-obyomnyy-_sayt.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

совместной  поисково-познавательной и игровой  деятельности

педагога с детьми средней группы (4-5 лет)

Тема:  Знакомство с объёмными и плоскими предметами и нахождение их в окружающей обстановке.

Воспитатель: Ярошевич Татьяна Григорьевна

Цели: решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций через практическую и игровую деятельность

Задачи:

Познавательное развитие

  • Познакомить детей с понятиями объёма (объёмный - плоский) предметов, развивать навыки сравнения объектов.
  • Учить классифицировать окружающие предметы по этому признаку.
  • Продолжать учить считать в пределах 3,соотнося число с элементом множества, правильно отвечать на вопрос «Сколько?»
  • Развивать логическое и образное мышление, восприятие, внимание,  наблюдательность.

Речевое развитие

  • Развивать диалогическую форму речи.
  • Обогащать лексический словарь новыми словами: опара, объёмное тесто Художественно-эстетическое развитие
  • Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира;
  • Закрепить умение детей лепить из теста плоскостные и объёмные фигуры.

Социально – коммуникативное развитие

- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Воспитывать навык работы в группе: выслушивать и дополнять ответы товарищей.

Физическое развитие 

- Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослым.

Методы и приёмы

 Наглядные:  ИКТ со слайд презентацией;  показ; демонстрационные картинки; изображения сказочных персонажей.

 Словесные:  пояснения, разъяснения, указания; инструкция; вопросы к детям.

 Практические: коллективные и индивидуальные упражнения; действия с демонстрационным материалом;  самостоятельной  работы с раздаточным дидактическим материалом.

 Игровые: сюрпризный момент; имитационные движения; сказочные персонажи.

Оборудование:

 ИКТ – проектор, мультимедийный экран; презентация, подготовленная педагогом

Игровое: Кастрюлька с тестом, скалка, доска для теста, 2 сковородки, тарелка.

- Игровые модули: Печь - Духовка, Стол.

- Игровые персонажи: «Колобок», «Блинок».

- Демонстрационные картинки: «сказочных» объёмных и плоских предметов: молодильное яблоко, пузырь, клубочек, скатерть самобранка, ковер-самолет, говорящее зеркальце.

  • «Волшебный мешочек»  с объёмными и плоскими предметами

Раздаточный материал: Цветное соленое тесто, дощечки для лепки, скалочки, тарелочки, формы для выдавливания.

Предшествующая  работа:

- Просмотр мультфильмов по сказкам: «Крылатый, мохнатый, да масляный»; «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»

- Инсценирование сказки «Колобок».

- Рассматривание иллюстраций русских народных сказок с волшебными предметами.

- Рекомендации родителям:  познакомить детей со сказками «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»; «Скатерть, баранчик да сума». Обсудить с малышами, какие предметы, и как помогли героям сказок

 Вводная часть  

  Сюрпризный момент - создание образовательной ситуации

(Воспитатель в роли бабушки (в фартуке и платочке) обращается к детям).

  Воспитатель: Здравствуйте ребятишки! Здравствуйте гостюшки мои дорогие! Как чувствовала, что гостей будет полон дом, тесто на пироги поставила. Опару на молочке развела, маслица, сметанки добавила, в теплое место поставила. Сейчас, погляжу, подошло ли оно! (Поднимает салфетку и показывает кастрюльку с тестом) Ох, и хорошие пироги будут. Ишь тесто, какое объёмное, пышное получилось. Спросите у меня, что значит «Объёмное»?

Все, что можно обнять называется объёмным. (Приём объяснение термина)

 

Основная часть.  Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми 

 Воспитатель:  Дай-ка, я сделаю небольшой колобок.

- Ребята, как вы думаете, на что похож  Колобок? (Вопрос, вовлекающий детей в  беседу)

Дети: Колобок похож на шарик, мячик, апельсин, яблоко, помидор...

          Воспитатель оценивает и обобщает ответы детей.

Воспитатель: Правильно вы мне подсказали! Колобок получился у меня круглым, гладким, объёмным. Я могу обнять его своими ладошками. (Показ). Смотрите мои ладошки стали круглыми и приняли форму колобка. Положу его на сковородочку.

- Ой, ребятушки - касатушки, а что произойдет, с другим кусочком объёмного, пышного теста, если я раскатаю его скалочкой? (Приём проблемного обучения)

         Воспитатель раскатывает тесто и показывает результат детям.

Воспитатель: Как вы думаете, на что он стал похож?

Дети: Он стал похож на лепешку, кружочек, тарелочку, ....

- А как думает Аделина? Артем?..., (Прием, побуждающий к активизации словаря)

- Вы молодцы, ребята, дали мне много правильных ответов. Наше тесто получилось очень тонким, плоским, как - блин.  Я накрою наш «Блинок» другой ладошкой, мои ладошки совсем не изменили форму - они остались прямыми. (Показ).

- Предметы, которые нельзя обнять, называются плоскими. (Приём объяснение термина) Положу и блин на сковородочку

- Кто мне скажет, что лучше видно на сковородках колобок или блин? Почему?

Д е т и:  Лучше видно колобок, потому что он круглый. А блин получился тонким, и его не видно.

- Умница Аделина, «Колобок» - объёмный, а «Блинок»- плоский. (Приём положительной оценки)

- Посажу я их в духовку. Пусть пекутся. (Воспитатель использует игровой модуль Плита с духовкой

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

  Воспитатель:  А теперь, кто поможет мне  убрать на столе. (Приём индивидуально-подгруппового взаимодействий)

   Практическое задание  «Объёмный - плоский» - классификации предметов

Воспитатель приглашает 2 детей к столу. И просит одного ребенка убрать на поднос объёмные предметы (скалка, кастрюля), второго – плоские (тарелку, доску для теста) (Приём дифференцированного задания с целью индивидуализации ОД)

Воспитатель:  Спасибо за помощь. Но наш «Колобок» и «Блинок» уже испеклись! (вынимает из духовки)

- Ой, да какие они румяные. Положу я их остывать.

 Поисковая  деятельность - Нахождение плоских и объёмных предметов в окружающей обстановке

Воспитатель:  Пока они остывают. Помогите мне найти в нашей группе объёмные предметы.  Внимательно посмотрите  глазками  вокруг, найдите и возьмите эти предметы. (Дети выбирают предметы, разложенные по группе).

           Воспитатель проверяет, правильность выполнения задания.

 Воспитатель:  Ребята назовите свои предметы.

Дети: мяч, барабан, кубики,  матрешка, кукла….

- А что в нашей комнате плоское? (Приём, направленный на развитие мышления)

Дети: лист бумаги, осенний листочек, ленточка, линейка, стекло в окне, зеркало, ковер,……..

- Молодцы! присаживайтесь на стульчики

Воспитатель: Ребята! А где наш «Колобок» и «Блинок»? (Высказывание детей)

- Ничего! Они от нас не спрячутся. Возьму я наливное яблочко да покачу его по серебряному блюдечку. (Катает яблоко по блюдцу приговаривая ) «Яблочко наливное покатись, Колобок с Блинком  покажись»

Использование ИКТ. Демонстрация  презентации   с целью решения проблемно-игровых ситуаций, активизации внимания, мыслительной деятельности и речевой активности

1 Слайд с изображением убегающих Колобка» и «Блинка»        »

Воспитатель:  Ой, смотрите, убежали! Без нас пропадут! Где друзей себе найдут? А, как вы думаете, куда они отправились?

Дети: Они отправились путешествовать. А может, они отправились в сказку!

2 Слайд   с изображением волшебных предметов из русских народных сказок (пузырь, клубок, наливное яблочко, «говорящее зеркальце» скатерть самобранка, ковер-самолёт)

Воспитатель: Посмотрите, наши друзья пополи на сказочную поляну. Эти предметы не простые, а волшебные и живут в русских народных сказках и  помогают их героям.

- Кто из вас знает, как называются эти предметы? (Дети называют  предметы. Педагог называет правильное название сказки,  если дети затрудняются вспомнить название)

- Давайте поможем «Колобку» и «Блинку» найти среди них себе друзей!

- Как вы думаете, с кем подружится объёмный «Колобок»

Дети: Колобок может подружиться с пузырем, клубочком, наливным яблочком, потому что они похожи не него.

Воспитатель: Верно. Эти предметы объёмные.

- А кого выберет себе в друзья плоский «Блинок»?

Дети: Он выберет, говорящее зеркальце, скатерть- самобранку, ковер-самолет

Воспитатель:  Правильно, Вы у меня такие умницы и умники.

3 Слайд  с изображением непроходимого леса и анимационной картинки - книга

Воспитатель:  Вот беда! Им не выбраться оттуда никогда! Что же делать ребята? Как помочь?  (Приём, побуждающий детей к размышлениям)

       Дети высказываю свои предположения. Воспитатель обращает внимание на анимационную книгу на экране.

Воспитатель: Смотрите! Да вот же «Волшебная книга» Может она нам поможет найти ответ как помочь нашим «беглецам».

            Читает: «Колобок»? и «Блинок» пройдут волшебный лес только

                               тогда, когда правильно сосчитают своих друзей.

Воспитатель: У меня есть «фотографии» друзей. (Выкладывает на магнитной доске картинки и предлагает детям назвать, друзей  «Колобка» и сосчитать их).

- Катюша как ты узнала, что Колобок нашел 3 друга? (Сосчитала).

(Предлагает 1 ребенку посчитать картинки у доски, а затем спрашивает 2-3 детей с места) (Приём сочетания индивидуальной работы и подгрупповой)

- Сколько друзей нашел Блинок? (3) (счет проводится аналогично)        )

- У колобка 3 друга (обводит указкой)

- И у Блинка 3 друга (обводит указкой)

Воспитатель: Что можно сказать о количестве друзей? По сколько их? (Прием, мотивирующий детей к формулировке умозаключения)

Дети: По 3. Поровну. Одинаково.

Воспитатель: А еще можно сказать, что у «Колобка» друзей, столько же, сколько  у «Блинка». (Приём уточнения и дополнения ответов детей)

4 Слайд с изображением «Колобка» и «Блинка» у Бабы-Яги

Воспитатель: Посмотрите, наши беглецы попали к Бабе-Яге!

Какое же испытание придумает для них баба-Яга? Как вы думаете ребята?

(Воспитатель выслушивает предположения детей, а затем обращает внимание на волшебный мешочек)

- А вот здесь, какой то мешочек лежит. Интересно, что в нем? (Прием, активизирующий внимание и мыслительную активность детей)

(открывает мешок достаёт записку и читает)

«Колобок» и «Блинок» вернутся в детский сад, если дети правильно выполнять моё задание. Баба-Яга» (Прием игровой мотивации)

 Заключительная часть – закрепление материала, подведение итога

              Имитационная игра «Не  ошибись!»

(Прием осуществления двигательной активности, тематически обусловленный предшествующим видом деятельности и закрепления полученной информации).

Воспитатель предлагает детям встать в круг. Объясняет, что когда она будет показывать объемный предмет - дети должны соединить руки над головой в замочек (показывает движение), а если плоский предмет - надо руки вытянуть перед собой, ладоши прижаты друг к другу. Уточняет с детьми понимание выполняемого задания. Проводится игра с 6-8 предметами (лист бумаги, сосновая шишка, зеркальце, яблоко, мячик, деревянный круг, неваляшка, линейка)

Воспитатель: Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.

- А вот и наши беглецы «Колобок» с «Блинком»!

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

 Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста,  с какими предметами мы познакомились сегодня с помощью Колобка и Блинка и учились находить их в окружающей обстановке (Объёмными и плоскими предметами).

- Вам понравилось выручать наших друзей из разных сказочных ситуаций? (Да)

- Мне тоже понравилось, как Аделина, Василиса  и Артем отвечали полными предложениями, как Катя и Дима работали у доски, а Марик и Никита помогли мне разложить предметы  на столе. Почти все вы правильно нашли объёмные и плоские предметы в группе.

Плавный вывод детей из организованной  образовательной  деятельности в самостоятельную деятельность

Воспитатель: Ребята, наши друзья,  приглашают вас пройти за столы, и попробовать самим слепить пышные, объёмные пироги и тонкие, плоские блины и печенье

Практическая деятельность - Лепка из теста (Приём постепенного перехода детей к последующим видам детской деятельности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной игровой деятельности с детьми 1 младшей группы "Красавицы матрешки".

Данный конспект позволяет в ходе совместной игровой деятельности закрепить умение разбирать и собирать матрешку, закрепить понятия "большая", "маленькая", "средняя"; закрепить умение различать и назыв...

Методическая разработка. Сценарий совместной познавательно-игровой деятельности с детьми 2 младшей группы "Мишутка в городе"

Мишутка заблудился, не знает, куда он попал, что шумит , гудит. Объяснить  в игре, что такое транспорт, его назначение; что такое светофор и его знаки. Помочь Мишутке попасть обратно в лес....

Конспект совместной работы по художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Народная культура и традиции чувашского народа» «Какое разное солнце в чувашском орнаменте»

Программное содержание:Образовательные задачиОбразовательная область «Познавательное развитие»:Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа. Образовательная обла...

Конспект - сценарий совместной игровой деятельности с детьми раннего возраста «Ласковое солнышко» с использованием игровых технологий

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "Ласковое солнышко" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста. Игровой материал способствует поддержанию инте...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....