Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Это конспект занятия по математике для старшей группы для детей с ОНР.  Этот конспекте составлен с учётом особенностей детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ОНР

Программные задачи: формирование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 6 с участием слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?» Совершенствование навыка сравнения множеств. Совершенствовать умение узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), узнавать их форму в пределах ближайшего окружения, навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Формировать умение пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже).

Коррекционно – развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, координации речи с движением, речевого слуха.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения медвежат 6шт., один из них с бантиком, шесть изображений воздушных шаров; «Чудесный мешочек», предметы разной формы, три контейнера с наклеенными символами круга, квадрата, треугольника; 3 зелёных квадрата, 1 жёлтый треугольник, 2 красных круга демонстрационных у воспитателя, контейнер на каждого ребёнка с набором геометрических фигур, как у взрослого; картинка с изображением деревьев разной высоты с кронами разной формы.

Предварительная работа: знакомство со счётом от 1 до 5, знакомство с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, игра «Волшебный мешочек», сравнение предметов по высоте.

Ход занятия:

1 Организационный момент. Упражнение «Сосчитай друзей» (педагог сообщает о начале занятия и приглашает детей занять свои места перед магнитной доской, на которой прикреплены плоскостные  изображения мишек. Дети садятся на свои места).

Педагог:

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
(Юрий Энтин)

О чём же это стихотворение?

Дети: это стихотворение о дружбе.

Педагог: я хочу познакомить вас с неразлучными друзьями медвежатами (на доске выставляются плоскостные изображения медвежат). Сосчитайте этих друзей. (Один из детей выходит к доске и показывает изображения указкой. Дети считают хором.)

Дети: 1,2, 3, 4, 5,6. Всего шесть медвежат.

Педагог: теперь сосчитайте воздушные шары.  (Педагог помещает на магнитной доске  в верхний ряд пять изображений воздушных шаров).

Дети: 1,2,3,4,5. Всего пять шаров.

Педагог: мишек или шариков больше?

Дети: мишек больше, а шариков меньше.

Педагог: на сколько мишек больше чем шариков?

Дети: на один.

Педагог: на сколько шариков меньше, чем мишек?

Дети: на один.

Педагог: как сделать так, чтобы мишек и шариков стало поровну, одинаково?

Дети: надо добавить  ещё один шарик. (Педагог выставляет на магнитную доску ещё одно изображение шарика.)

Педагог: сосчитайте, сколько теперь шариков.

Дети: 1, 2,3,4,5,6. Всего шесть шариков.

Педагог: правильно. (Педагог показывает рукой, как получилось множество из шести шариков.)

Педагог: один шарик, ещё один шарик, ещё один шарик, ещё один шарик, ещё один шарик, и ещё один шарик. Всего шесть шариков. Что можно сказать о количестве мишек и шариков?

Дети: мишек и шариков поровну, одинаково.

(Педагог убирает одно изображение шарика)

Педагог: как по – другому можно сделать поровну игрушек?

Дети: убрать одного мишку.

(Педагог убирает одного мишку)

Педагог: сколько теперь стало мишек?

Дети: 1,2,3,4,5. Всего пять мишек.

Педагог: что можно сказать о количестве мишек и шариков?

Дети: их поровну, одинаково.

Педагог: верно. Молодцы! Похлопайте себе.

(Педагог убирает изображения шариков)

2. Упражнение «Кто внимательный?»

(Педагог вновь привлекает внимание детей к мишкам)

Педагог: теперь давайте пересчитаем мишек по порядку.

Дети: первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой.

Педагог: посмотрите на мишек. Все ли медвежата одинаковы?

Дети: нет, не все. У одного медвежонка на шее бант, а другие медвежата без банта.

Педагог: который по счёту мишка с бантом? Давайте сосчитаем.

Дети: первый, второй, третий, четвёртый. Четвёртый мишка с бантом.

Педагог: правильно. Молодцы!

3. Игра «Чудесный мешочек»

 Педагог: игра «Чудесный мешочек»  вам знакома. Сейчас по очереди вы будете опускать руку в мешочек, нащупывать и узнавать разные предметы. Вы будете не просто называть предметы, но и говорить какой они формы.

(Дети выполнят задание)

1 – й ребёнок. Это круглый мячик.

2 – й ребёнок. Это треугольная гроздь винограда.

3 – й ребёнок. Это квадратная картина.

(Когда все дети достанут из мешочка по одному предмету, педагог ставит на стол три контейнера, на которые наклеены круг, квадрат, треугольник)

Педагог: теперь разложите свои предметы в один из контейнеров в соответствии с обозначениями на них.

(Дети раскладывают предметы.)

Педагог: какие по форме предметы лежат в первом контейнере?

Дети: круглые.

Педагог: какие по форме предметы лежат во втором контейнере?

Дети: квадратные.

Педагог: какие по форме предметы лежат в третьем контейнере?

Дети: треугольные.

Педагог: молодцы вы всё сделали верно.

4. Двигательное упражнение  «Медвежонок»

Медвежонок Жак простужен,            Дети идут по кругу, взявшись за руки, в                                 центре один ребёнок.

Мёд ему сегодня нужен.                        Останавливатся , протягивают

Мёд дадим ему на ужин                        к ребёнку руки «ковшиком».

Потому, что мы с ним дружим.              Берут ребёнка в круг, идут все вместе.        

                                           (Н. Нищева)

5. Упражнение «Разноцветные таблетки»

(педагог выкладывает на магнитной доске или фланелеграфе изображение геометрических фигур: 3 зелёных квадрата, 1 жёлтый треугольник, 2 красных круга).

Вот такие таблетки доктор прописал мишутке. Какие они по цвету?

Дети: разноцветные. Три зелёные квадратные, одна жёлтая

треугольная, две красные круглые.

Педагог:  выкладывайте таблетки из контейнеров в такой же последовательности, пока они не закончатся.

(дети выкладывают плоскостные изображения «таблеток» в ряд, педагог оценивает их работу. Дети собирают материал в контейнер.)

6. Упражнение  «Сравни деревья»

(на доске картинка с изображением деревьев разной высоты с кронами разной формы)

Педагог: сколько деревьев на полянке?

Дети: три дерева.

Педагог: сравните деревья по высоте. Какое из деревьев самое высокое? Какой формы крона у самого высокого дерева?

Дети: самое высокое дерево с овальной кроной.

Педагог: где оно растёт по отношению к озеру?

Дети: оно растёт слева от озера.

Педагог: Какое дерево самое низкое? Какой формы крона у этого дерева? Где оно изображено?

Дети: самое низкое дерево с круглой кроной, оно изображено справа от озера.

Педагог: где изображено дерево, которое ниже дерева с овальной кроной, но выше дерева с круглой кроной? Какой формы его крона?

Дети: дерево, которое ниже дерева с овальной кроной, но выше дерева с круглой кроной изображено в центре картины и имеет треугольную форму.

Педагог: вы молодцы, вы меня порадовали.

7. Организация окончания занятия. Оценка работы детей (педагог предлагает вспомнить и рассказать чему они научились на занятии. Оценивает деятельность каждого ребёнка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе

Тема: «Научно-исследовательская экспедиция на морское дно»Цель:  закрепление математических знаний и умений в игре-путешествии.Образовательные задачи: закреплять  знание порядков...

Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию в старшей группе.

закреплять  знание порядкового и количественного счёта, представление детей о знакомых геометрических фигурах и телах, умение их штриховать, знание знаков < , >, =; умение составлять задачу...