Консультация "Первые шаги в математику"
консультация по математике (младшая группа)

Муратова Евгения Вадимовна

Актуальность :

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

     Среди учебных предметов, вызывающих особые трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от  эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и данной презентации «Первые шаги в математику».

     В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их «угасание».

     Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Особенности развития детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

  • Развитие умения различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому), из 4-5 колпачков.
  • Формирование умения собирать двухместные игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух  частей (пирамидка, яблоко).
  • Упражнения в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
  • Знакомство со способом конструирования – прикладыванием, накладыванием.

Формирование умения пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных построек.

С детьми третьего года жизни в дошкольном учреждении не проводятся специальные игровые занятия по формированию элементарных математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Особенности развития детей от 2 лет до 3 лет.

  • Развитие умения собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины;
  • Ориентироваться в соотношении плоских фигур «Геометрической мазаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • Составлять целое из четырех частей ( разрезанных картинок, складных кубиков);
  • Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Вначале детям раннего возраста необходимо научиться различать величины и цвета, подбирая тождественные. Развивать у детей память, внимание, логическое мышление. Для этого следует использовать дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Напоим кукол чаем» и др. Как правило дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».

Особенности развития детей от 3 лет до 4 лет.

  • Закрепление умения подбирать предметы по цвету, величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку на уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
  • Формирование умения собирать картинку из 4-6 частей ( «наша посуда», «игрушки», и др.).
  • В совместных дидактических играх развитие умения выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Итоги:

Цели и задачи достигнуты. Сформированы благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений. Дети проявляют познавательную активность, сравнивают, отражают результаты в речи. Имеют представление о количестве, форме, величине, цвете.  Ориентируются в пространстве, знают части своего тела. При возникновении трудностей, с помощью взрослого, стараются преодолеть затруднительные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pervye_shagi_v_matematiku.docx112.49 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность :

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий

для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.

     В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.

     Среди учебных предметов, вызывающих особые трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Мы считаем, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от  эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже с самого раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Актуальность данного вопроса послужила основой для создания и данной презентации «Первые шаги в математику».

     В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие способностей детей необходимо начинать как можно раньше, так как с возрастом происходит их «угасание».

     Среди прочих компонентов, в структуре математических способностей В. А. Крутецкий выделяет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений. Именно этот компонент математических способностей мы считаем возможным развивать в младшем дошкольном возрасте.

В современном мире развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение в мир математики начинается с самого раннего детства. Ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных понятий, как количество, величина, форма, пространственные отношения.

В этот период необходимо обучать детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. Формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Особенности развития детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

  • Развитие умения различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4-5 колец (от большого к маленькому), из 4-5 колпачков.
  • Формирование умения собирать двухместные игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух  частей (пирамидка, яблоко).
  • Упражнения в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
  • Знакомство со способом конструирования – прикладыванием, накладыванием.

Формирование умения пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных построек.

С детьми третьего года жизни в дошкольном учреждении не проводятся специальные игровые занятия по формированию элементарных математических представлений. Условия, способствующие развитию математических представлений, создаются в ходе игр по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, конструированию, а также в свободной деятельности в группе. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. Наиболее подходящей формой обучения первоначальным математическим представлениям является дидактическая игра. Главная особенность, дидактической игры, состоит в том, что задания даются в игровой форме. Ребенок играя, не подозревает, что осваивает знания, овладевает навыками действий с определенными предметами. Ребенок, играя, сразу видит результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости.

Особенности развития детей от 2 лет до 3 лет.

  • Развитие умения собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины;
  • Ориентироваться в соотношении плоских фигур «Геометрической мазаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • Составлять целое из четырех частей ( разрезанных картинок, складных кубиков);
  • Сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина).

Вначале детям раннего возраста необходимо научиться различать величины и цвета, подбирая тождественные. Развивать у детей память, внимание, логическое мышление. Для этого следует использовать дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Напоим кукол чаем» и др. Как правило дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».

Особенности развития детей от 3 лет до 4 лет.

  • Закрепление умения подбирать предметы по цвету, величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку на уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета.
  • Формирование умения собирать картинку из 4-6 частей ( «наша посуда», «игрушки», и др.).
  • В совместных дидактических играх развитие умения выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Формирование элементарных математических представлений у детей в раннем возрасте является важным условием полноценного развития ребенка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

Итоги:

Цели и задачи достигнуты. Сформированы благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений. Дети проявляют познавательную активность, сравнивают, отражают результаты в речи. Имеют представление о количестве, форме, величине, цвете.  Ориентируются в пространстве, знают части своего тела. При возникновении трудностей, с помощью взрослого, стараются преодолеть затруднительные ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических и развивающих игр, пособий по разделу «Первые шаги в математику»

В данном методическом пособии рассматриваются дидактические игры по формированию математических представлений, которые  условно делятся на следующие группы:Игры с цифрами и числамиИгры путешестви...

Первые шаги в математику.

Материал может быть использаван педагогами в работе с родителями  дпя формирования математических представлений у детей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Первые шаги в математику» для детей старшего дошкольного возраста» «Алиса в стране чудес»

Использование занимательных игр в математике, позволяет детям в ходе  поиска, выдвижения гипотез  приходить к правильному решению; помогает овладеть простейшими фомами мышления....

проект по математике "Шаги в математику"

проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО....

Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"

Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...