Проект по ФЭМП "Все дело в кейсе"
проект по математике (подготовительная группа)

Криворучко Алёна Станиславовна

Данный проект нацелен на  формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади, имеет социальную и практическую значимость, способствует повышению качества математической подготовленности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект_по_ФЭМП2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВСЁ ДЕЛО В КЕЙСЕ» д олгосрочный проект Воспитатель: А.С. Криворучко МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Криворучко А.С

Слайд 2

1. Полное название проекта «Все дело в кейсе» 2. Автор проекта Алена Станиславовна Криворучко, воспитатель МБДОУ « Новоаганского ДСКВ «Снежинка» 3. Тип проекта Познавательный, игровой ; долгосрочный 4. Срок реализации Сентябрь - май 5. Участники проекта Воспитанники группы общеобразовательной направленности 7-го года жизни, педагоги 6. Цель проекта Создать благоприятные условия для формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади 7. Предполагаемый результат Данный проект позволит повысить качество математической подготовленности ребенка к школе, уровень сформированности количественных представлений детей 7-го года жизни; способствует развитию навыков анализа и критического мышления; дети активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении проблемных ситуаций; умеют самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, соединяют теоретических знания на практике. 8. Результат Комплект кейс-стади «все дело в кейсе» по формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни 9. Место проведения МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Паспорт проекта: Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»

Слайд 3

Краткая аннотация проекта Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Данный проект нацелен на формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади. В Концепции развития математического образования в Российской Федерации основной целью является - «вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом» [18]. Поэтому, Правительство Российской Федерации нацеливает учебные программы математического образования для детских садов, на обеспечение: условия для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни, через различные образовательные ситуации. Самой новой формой активных методов обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием метода case-study, позволяющего осмыслить реальную жизненную ситуацию и актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы . Все это и послужило основой для создания данного проекта. Проект имеет социальную и практическую значимость и способствует повышению качества математической подготовленности ребенка к школе.

Слайд 4

Обоснование необходимости проекта Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» В период от дошкольного к школьному обучению ребенок должен уметь: проявлять особый интерес к цифрам как знакам чисел, к их написанию; освоить состав чисел в пределах первого десятка; уметь составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Все вышеописанные задачи решаются в основном разделе математики «Количество и счет», при формировании у воспитанников старшего возраста количественных представлений. Формирование количественных представлений - это процесс сложный, вызывающий у большинства детей значительные трудности. Перед нами всегда встает вопрос? Как сделать изучение материала более привлекательным и доступным, Как сделать так, чтобы у детей знания о количественных представлениях, использовались и в повседневной жизни? В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг и требований эпохи интерактивных технологий обучение должно сочетать в себе выработанные практикой директивные и современные, носящие инновационный характер, активные методы обучения. Ведь именно активные методы обучения позволяют повысить эффективность усвоения учебного материала и выработать навыки анализа и применения полученной информации, одним из таких методов является метод кейс- study , который позволяет осмыслить реальную жизненную ситуацию и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Исходя из выше сказанного использование метода кейс- study при формировании количественных представлений у детей 7-го года жизни позволяет им проявлять инициативу, чувствовать самостоятельность в освоении теоретических и практических навыков. Не менее важно и то, что анализ реальной ситуации способствует формированию интереса и позитивной мотивации к учебной деятельности. Возникает противоречие между широкими возможностями формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни в их познавательной деятельности и недостаточной разработанностью вопроса формирования количественных представлений у воспитанников подготовительной к школе группы с помощью метода кейс- study в методической литературе. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность опыта работы и его проблему: как обеспечить формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс- study ? Решение поставленного вопроса обусловило тему представляемого опыта «Формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс- study ».

Слайд 5

Цель проекта 1 2 3 изучить и проанализировать теоретические и методические основы формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни Определить и проанализировать уровни развития количественных представлений у детей 7-го года жизни Задачи проекта Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» создать благоприятные условия для формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади Разработать и реализовать конкретные ситуации, способствующие формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни. 4 Оценить эффективность работы по формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс- стади .

Слайд 6

Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Методологическую и теоретическую основу проекта составляют положения и выводы психологии и педагогики о возможности и необходимости формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста ( А.В.Грубе , Г. Фройденталя , Л.И. Ермолаева, В.В. Данилова, Е.А. Тархановой, Д.Л. Волковский , Ф.Н. Блехер , Л.А. Венгер , А.М. Леушина , А.А. Столяр, М.А. Фидлер и другие ); результаты исследований метода кейс-стади ( Лэнгделл , Уоллес Донэм , Коупленд , Г.К. Селевко , Ю.П. Сурмин , В.Я. Платов ). Практическая значимость данного проекта заключается в том, что работу по формирование количественных представлений у воспитанников 7-го года жизни , средством реальных ситуаций, можно применять во всех дошкольных образовательных учреждениях . Основное содержание проекта

Слайд 7

Этапы реализации проекта Подготовительно-диагностический сентябрь Основной октябрь - апрель Заключительный май I Этап II Этап III Этап Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»

Слайд 8

Подготовительно-диагностический этап Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Данный этап состоит из компонентов: изучение методической литературы по данному вопросу; определение целей и задач проекта; разработка концепции и анализ результатов, практического материала для формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади (набор кей -стади); подбор методики для определения уровня сформированности количественных представлений у детей 7-го года жизни; определение показателей и критериев оценки уровней сформированности количественных представлений у детей 7-го года жизни; а нализ, обобщение полученных результатов, выделение вывода для определения направлений дальнейшей работы.

Слайд 9

Критерии оценки уровня сформированности количественных представлений детей 7-го года жизни Your Text Your Text Your Text 1 2 3 4 5 Владение понятием счетом (в пределах 10) Владение понятием числа включает (знание цифр до 10, умение соотносить количество предметов с числом и соответствующей цифрой) Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах ( состав чисел из единиц) Владение вычислительной деятельностью Решать задачи на сложение и вычитание, знание цифр и знаков Криворучко А.С По диагностическим заданиям Г.А.Корнеевой , Т.А. Мусейибовой , В.П.Новиковой МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка»

Слайд 10

Основной этап Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Данный этап состоит из компонентов: изучить и применить методические основы по проблеме формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади; создать предметно-развивающую среду в группе общеразвивающей направленности для детей 7-го года жизни; р азработать конкретные экономические, социальные и бизнес-ситуации, направленные на формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни; р еализовать кейсы-стади в образовательной деятельности, направленные на формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни. При систематизации материала создания кейса-стади по формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни опирались на научные разработки А.М. Леушиновой , которая определила этапы формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста: счётная деятельность, вычислительная деятельность.

Слайд 11

Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Предметно-развивающая среда

Слайд 12

Основной этап Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Место и педагогические условия реализации проекта с применением метода кейс-стади для формирования количественных представлений у детей 7-го года жизни определены традиционной методикой работы по формированию элементарных математических представлений с детьми 7-го года жизни в разделе «Количество и счет». Основная образовательная деятельность по формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни проводилась согласно перспективному планированию в образовательной области «Познание» ФЭМП в разделе «Количество и счет», 1 (один) раз в неделю по 25-30 минут. Были определены основные требования к кейсу : проблемная ситуация должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствовать тематике изучаемого раздела «Количества и счет»; иметь достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между обучающимися. В формировании количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением метода кейс-стади были использованы следующие типы метода кейс-стади: практический, обучающий, исследовательский .

Слайд 13

Практический Типы метода кейс-стади Реализация проекта МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Криворучко А.С Обучающий Исследовательский

Слайд 14

Этапы работы с кейсом 1 этап Реализация проекта Знакомство детей с ситуацией 2 этап Выделение основной проблемы Анализ принятия решения 3 этап Оценочно рефлексивный Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» 4 этап 5 этап Р ешение кейса

Слайд 15

Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Этап счетная деятельность Владение счетом Владение понятием числа Этап вычислительная деятельность Состав числа Арифметические действия ( сложение и вычитание ) Математическая запись ( цифры, знаки) Реализация проекта ( содержание работы по формированию количественных представлений у детей 7-го года жизни с применением кейсов-стади в образовательной деятельности)

Слайд 16

Заключительный этап Криворучко А.С МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Данный этап состоит из компонентов : о ценка качества и устойчивости результатов после реализации проекта о бобщение и распространение проекта «Все дело в кейсе »

Слайд 17

Динамика уровня сформированности количественных представлений у детей 7-го года жизни (начало-конец обучения) МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Криворучко А.С Заключительный этап

Слайд 18

Результаты проекта МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Криворучко А.С

Слайд 19

Ресурсное обеспечение проекта МБДОУ «Новоаганский ДСКВ «Снежинка» Нормативно-правовой ресурс: Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Концепция развития математического образования в Российской Федерации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р Устав образовательной организации; должностные инструкции воспитателя. Научно-методический ресурс: Примерная программа дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др ; Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.:Просвещение , 1974.- 368с. Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко - М.: НИИ шк . технологий, 2006.-Т. 1.-816 с Сурмин Ю.П., Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Ю.П. Сурмин , А.И. Сидоренко- Киев: Центр инноваций и развития, 2002.-286 с. Фрейлах Н.И., Методика математического развития.-М.: ФОРУМ ИНФРА, 2006. - 208 с . Кадровый ресурс: воспитатель данной возрастной группы. Материально-технический ресурс : м атериально-технические условия группового помещения, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям: с наличием необходимого оборудования, отражающего формирование количественных представлений у детей 7-го года жизни; д идактический материал для проведения занятий, наглядные пособия, м ультимедийные модели «Количество, счет, величина», кейс-иллюстрации ситуаций; и нтерактивные игры «количество и счет», настольно-печатные и дидактические игры и т.д.

Слайд 20

Перспективы дальнейшего развития проекта Планирую создание кейсов-стади по каждому разделу образовательной области «Познание» ФЭМП («пространственные представления», «величина», «форма», «ориентировка во времени» и т.д.) и во взаимодействии с родителями.

Слайд 21

Список используемой литературы Бим- Бад Б.М., Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2012.-528с. Блехер Ф.Н., Счет и число в детском саду. Методическое письмо.-М.: 1945 г.- 8с. Буланова-Топоркова М.В., Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед . специальностей / М.В. Буланова-Топоркова.-М.: МарТ ; Ростов н/Д.: МарТ , 2004.-336 с. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие-СПб.: «Детство-Пресс, 2015-288с. Вершинина Н.Б. Комплексная диагностика уровней освоения программы "Детство" под редакцией В. И. Логиновой: диагностический журнал. Подготовительная групп.: М: Учитель, 2011.-47с. Википедия – сводная энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2 Грузкова С.Ю., Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании [Текст]/С.Ю. Грузкова // Современные исследования социальныхпроьлем.-2013.-№6.-с.3-14 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с. Долгоруков А.М., Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. Режим доступа: https: //evolkov.net/ case /case.study.html Ерофеева Т.И., Дошкольник изучает математику: метод. Пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет.-М.: Просвещение, 2005.-143с . Жуликов П.П., Новые формы обучения экономическим дисциплинам [Текст]/П.П. Жуликов//Перспективы науки и образования.-2014.-№5.-с.83-86 Зарукина Е.В., Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е.В. Зарукина . – СПб.: СПбГИЭУ , 2010.-59с.

Слайд 22

Список используемой литературы Инновационные образовательные технологии в преподавании предмета как средство достижения нового образовательного результата [Электронный ресурс] / Режим доступа https:// www.sites.google.com/site/innovobraz/6-ispolzovanie-kejs-metoda Калиниченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2005.-224с. Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения ( casestudy ). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.casemethod.ru Колесникова Е.В., математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до десяти».-М.: ТЦ Сфера, 2018.-96с. Колесникова Е.В., математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати».-М.: ТЦ Сфера, 2017.-96с. Концепция развития математического образования в Российской Федерации Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р Лернер И.Я., Проблемное обучение / И.Я. Лернер .-М.: Знание, 1974.-71с. Леушина А.М., Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.:Просвещение , 1974.- 368с. Майер Е.И., Метод кейсов в процессе обучения математике // Молодой ученый. -2017. -№13.-С. 571-574. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса // Маркетинг. 1999. № 5. С. 113-120; № 6. С. 117-123. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study / учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород, 2014 — 208 c. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https:// pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo Селевко Г.К., Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко - М.: НИИ шк . технологий, 2006.-Т. 1.-816 с Сурмин Ю.П., Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Ю.П. Сурмин , А.И. Сидоренко- Киев: Центр инноваций и развития, 2002.-286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Тебе наше доброе дело, Земля»

Актуальность проекта Послание Земли к людям «Люди! Я прошу вас, перестаньте загрязнять реки и леса. Я уже много веков кормлю Вас вкусными плодами. Я на вас обиделась. Вы даже не поблаг...

Творческий проект дидактической игры "Спешите делать добро"

Цель проекта:способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей;воспитание таких добродетелей как: милосердие, сострадание, уме­ние прощать обиды, желание помогать нуждающимся,  быть терпимыми,...

Итоговая интегрированная НОД во 2 младшей группе по ФЭМП «Доброе дело»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «ЧХЛ», «Музыка».Задачи:-Формировать представления о свойствах величины (высокий-низкий; большой-маленький; длинны...

Проект "Человек и его дело"

Проект "Человек и его дело" даст возможность расширить и углубить знания детей о многообразии профессий, используя для этого разные формы работы. Ожидаемые результаты: 1. Понимание детьми значения с...

Конспект ОД по ФЭМП "Доброе дело делай смело".

Закрепление пройденного материала....

Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...


 

Комментарии

Лещева Ольга Анатольевна

Данный проект в дошкольном образовании используется недостаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Автор предлагает работу с кейсами по ФЭМП и тем самым обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал.Положительная сторона проекта в том, что применение метода кейс-стади позволяет развивать навыки решения проблем. самостоятельно решать эти проблемы и в тоже время способствует повышению математических знаний, что является успешной подготовкой к школе.