Формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста через развивающие игры.
статья по математике

Пяткина Ирина Александровна

Освоение пространственных ориентировок является одним из значимых показателей интеллектуального развития детей, критерием подготовленности к школе. Одним из средств развития пространственных ориентировок  является использование развивающих игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста через развивающие игры.

 Дошкольный возраст имеет большое значение в жизни человека, в развитии многих его психических свойств, процессов, качеств личности. Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентировок.

Освоение пространственных ориентировок  является одним из значимых показателей интеллектуального развития детей, критерием подготовленности к школе, так как   на их основе происходит ориентировка в отношениях и связях мира, освоение школьных предметов и учебных деятельностей (письма, чтения, черчения, рисования и т.п.) Понимания математических и логических величин (форма, размер, количество -напрямую связано с различением пространства); является показателем интеллектуального развития (выделяют понятие «пространственное мышление»).

Сложность освоения пространственных ориентировок обусловлена рядом факторов: не наглядностью, условностью и достаточной абстрактностью самих пространственных отношений; взаимодействием в процессе их освоения сразу нескольких познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и т.п.) и возрастными особенностями детей данного возраста;  их освоением в разных видах деятельности и на разном содержании (в движении (на физкультуре, занятиях по ритмопластике), в изодейятельности и т.п.).

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой – либо системой отсчета. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой  чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад; вверх – вниз; направо – налево. В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета – по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток. Учеными установлено, что освоение каждой следующей системой отсчета базируется на прочном знании предшествующей.

  Различаемые направления дети соотносят прежде всего с определенными частями собственного тела: вверху – голова, внизу – ноги, впереди – живот; сзади – спина, направо – правая рука, налево – левая рука и т.д. Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении детьми пространственными направлениями. Таким образом, период дошкольного детства – это освоение словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям.

Одним из средств развития  пространственных ориентировок может являться использование развивающих игр. Развивающие игры представляют собой определенный вид игр с правилами,  направленных на развитие познавательных процессов, обогащение представлений и становления качеств личности, для которых характерно: «более обобщенные»  цели,  занимательность игровой задачи, вариативность формулирования ситуации (задания).

Развивающие игры могут использоваться в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Развивающие игры характеризуются большой умственной активностью, являются своеобразным интеллектуальным тренингом и обеспечивают самостоятельность в поиске решения проблемы. Они имеют широкие потенциальные возможности для развития пространственных ориентировок.

Существуют различные классификации развивающих игр и технологии их использования в дошкольном возрасте.

Развивающие математические игры, созданные в разное время, очень разнообразны. По направленности влияния на развитие ребенка и соответственно специфике производимых играющими действий, можно выделить следующие группы игр:

  • Игры на плоскостное и объемное моделирование. Эти игры не только развивают образное мышление, но и умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку. Силуэт, постройка, картинка, моделируются как на плоскости, так и в трехмерном пространстве. К таким играм относятся – «Сложи квадрат», игры-головоломки: «Танграм», «Сфинкс», «Пентамимо», «Волшебный круг»; игры разработанные В.В.Воскобовичем: прозрачный квадрат, Цифра-конструктор.
  • Игры на трансформацию (трансфигурацию, преобразование). Эти игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умения осуществлять целесообразные действия. К ним относятся геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества спичек; разнообразные игрушки-трансформеры: «Цветок лотоса», «Кубик для путешественников» (автор И.Новичкова), «Квадрат Воскобовича».
  • Игры на комбинаторику, передвижение, замену мест. Эти игры способствуют выбору рационального пути решения, вырабатывают у играющего умение принимать правильное решение. К ним относятся «Четыре по четыре», многочисленные головоломки, «Цветное панно» (автор С.В.Ковалев).
  • Логические игры с выстраиванием алгоритмов, изменением свойств фигур по определенным правилам. К этим играм относятся: дидактическое пособие, логические блоки Дьенеша или наборы логических геометрических фигур. Игры легко конструируются при условии соблюдения основных логических правил, последовательности действий.

Преимуществами использования развивающих игр в освоении пространственных направлений являются: осуществление практических преобразований элементов в пространстве (выкладывание по образцу, преобразование в пространстве и т.п.), тем самым развивается восприятие и анализ пространственных отношений и это соответствует возрастным возможностям детей;  в ходе игр предусматривается  опора на восприятие, наглядно-образное и логическое мышление; значимо, что данный опыт является практическим, и его интериоризация  будет способствовать формированию умственных действий, обеспечивающих освоение пространства; вариативность игровой задачи и материала позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, внести элемент «занимательности».

Список литературы: 

  1. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду - М: Изд.цент «Академия», 1998
  2. Кларина Л.М., Михайлова З.А. Развитие математических представлений у дошкольников / Готовимся к аттестации. – СПб: «Детство-пресс», 2005
  3. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста – СПб: «Детство-пресс», 2008
  4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред.Венгера Л.А.-М., 1986
  5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Столяра А.А. – М: Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Презентация "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии"

Метод дихотомии основан на выявлении признаков объекта и отсечении ненужных в настоящее время-это главная техника работы с детьмидидактической игры "Да-нет"...

Презентация на тему: " Формирование логического мышления у детей среднего возраста через развивающие игры и упражнения"

Данная презентация показывает, как формируется у детей среднего возраста логическое мышление через игры и упражнения....

Консультация для педагогов "Формирование пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста"

Пространственная ориентировка включает два вида ориентировок, тесно связанных между собой:Ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей;Ориентировку в окружающем пространс...

Методический материал «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»

laquo;Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»...

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры по технологии "Плоскостное моделирование"

Данный материал может послужить для организации образовательной деятельности с детьми  дошкольного возраста по технологии "Плоскостное моделирование" для формирования математических пре...