Методический материал «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»
учебно-методический материал

Осипова Наталья Вениаминовна

«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material_.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель Осипова Н.В.

МАДОУ детский сад «Снегурочка»

«Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста через метод дихотомии»

Игры «Да - Нет» на освоение пространства мы подразделяем на следующие виды:

  • игры «Да - Нет» с использованием линейного пространства (предметные, числовые),
  • игры «Да - Нет» на плоскости,
  • игры «Да – Нет» в объемном пространстве.

В играх  «Да - Нет»  с использованием линейного (одномерного) пространства объекты (предметы, картинки, буквы и др.) выстраиваются  в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда  используются цифры или числа,  это дает возможность  детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т.д.

 Игры «Да – Нет»  на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном  пространстве. Объекты могут находиться  как на вертикальной, так и  на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться предметы, картинки, числа, буквы и др.

           Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в  трехмерном   пространстве.  Это может быть поиск  объектов в шкафу, коробке, комнате и т.д.

         

Игра  "Да – Нет"   в линейном ряду

Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета -  помидор – чайник – карандаш -  береза – цветок.

Игровое действие: угадать картинку  (загадана картинка – карандаш).

Вопросы, на которые ведущий отвечает «да»:

  • Это справа от чайника? (чайник - серединный объект)
  • Это слева от березы? (береза – серединный объект в оставшейся части)
  • Это карандаш?

Результат: Картинка отгадана после трех вопросов. Признак, по которому происходило сужение поля поиска, это  местонахождение объекта в линейном ряду.

Игры  "Да – Нет" на бумажной ленте с цифровым рядом от 0 до 10

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести  понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная»,  «крайняя» цифра (число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Правило игры: играющие должны задать вопросы, которые отсекали бы сразу половину цифрового ряда.

Оборудование: бумажная  лента, которая используется для наглядного сужения поля поиска.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

       

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду  (загадана цифра 1).

Вопросы:

  • Это цифра пять (выделение середины)? – Нет.
  •  Это цифры, которые находятся до пяти? – Да (Бумажная лента сгибается, и та часть, которая не участвует в поиске, убирается, в данном случае это числа от 5 до 10)
  • Это  цифра два? – Нет.
  •  Это после двух? – Нет (складываем бумажную ленту таким образом, чтобы остались видны цифры  0 и 1).
  • Эта цифра состоит из палочки (описание цифры приветствуется).
  • Эта цифра 1

  Результат: найдена цифра и обсуждено игровое действие.

Игры  "Да – Нет" с числовым  рядом от 0 до 20

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 20. Закреплять понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущее», «последующее», «серединное»,  «крайнее» число. Продолжать учить сужать поле поиска в линейном ряду.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Сначала с помощью бумажной ленты, затем без нее.

Игра  "Да – Нет"  с  игрушками, выстроенными в линейный горизонтальный  ряд

Загадана – машина. Данная  игра проводиться с детьми 3-3,5 лет.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину ряда, выполнять действие  «найти середину – закрыть  половину».

Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина –  пирамидка – погремушка – кукла –  мяч), которые  расположены слева направо  на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны  рук.

Игровое действие: предлагается найти игрушку  и рассказать про нее стишок. Маленькие дети в начале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться  крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находиться перед глазами малыша.

Возможные  вопросы:

  • На середине находится  погремушка? – Да.
  • Это про погремушку  рассказываем стишок? – Нет.
  • Эта игрушка  справа от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).
  • Это слева от погремушки? – Да.
  • Это машина? – Да. Про нее нужно рассказать стишок.

Необходимо проговорить с детьми, что сначала надо найти середину ряда и закрыть предметы, оставшиеся на другой половине. Так можно найти загаданную  игрушку быстрее.

Результат: игрушка найдена.

Игра  "Да – Нет" на горизонтальной плоскости

Цель: угадать геометрическую форму на столе

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.

Оборудование: стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы.

конус

круг

                              шар

квадрат

                       куб

цилиндр

                             призма

овал          

                                           

            треугольник

прямоугольник

                                                       

Игровое действие: отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан шар, расположенный в правом дальнем углу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  • Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма  находится в правой  дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
  • Это шар?

Результат: геометрическая форма найдена. Выявлено основное правило игры.

Правила игры «Да – Нет» в объемном пространстве

 Данный вид  игр «Да – Нет» может разворачиваться:

  • в комнате  - взгляд на объемное пространство изнутри.
  • в коробке (черный ящик»), взгляд на объемное  пространство сверху.

     Объектами для игры могут служить все  предметы,  находящиеся в комнате или коробке.

В игре есть определенные правила:

  • В игре «Да – Нет» в объемном простанстве объекты находятся в трехмерном пространстве (комната, коробка).
  • Загадывающий предлагает отгадать предмет, находящийся в комнате (коробке).
  • Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты (коробки).
  • Загадывающий имеет право давать следующие ответы: "Да", "Нет", "И да, и нет", «Это не существенно".
  • Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и  проанализированный  ход игры.
  •  Игра  "Да  – Нет".  Угадай объект в комнате.

Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.

Правила игры: отгадывающий задает вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска

Оборудование: комната и объекты в ней.

Игровое действие: отгадать объект в комнате   с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадан цветок на подоконнике).

Вопросы, на которые загадывающий  ответил «да»:

  • -Это в передней части комнаты?
  • -Это в правой передней части комнаты?
  • -Это ближе к правому углу комнаты?
  • -Это связано с окном?
  • -Это в нижней части окна?
  • -Это цветок на подоконнике?

Результат: отгадан объект, закрепляются правила  игры.

«Угадай, где находится игрушка в комнате» 

Правило игры:  все играющие должны стоять в середине комнаты, глядя в одну сторону; задавать вопросы, которые отсекали часть комнаты.

Оборудование: кукла, спрятанная в шкафу, находящемся в комнате.

Игровое действие: отгадать, где в  комнате  спрятана игрушка  с помощь сужения поля поиска (кукла, расположена в левом углу  на верхней полке шкафа, который стоит в комнате  в правом заднем углу от играющего).

Вопросы, на которые загадывающий отвечают «да»:

  • Эта игрушка находится в комнате сзади нас?
  • Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?
  • Она спрятана в шкафу?  - Отгадав примерное местонахождение игрушки, шкаф объявляется «черным ящиком». Не открывая шкафа, ребенок должен представить стороны, углы внутри шкафа и задать соответствующие вопросы.
  • Эта игрушка находится в верхней части шкафа?
  • Она находится на верхней полке?
  • Она находится в левом углу верхней полки?  

Результат: открывается шкаф и достается кукла, проговаривается ее местонахождение. Закрепляются правила поиска объекта в объемном пространстве.

Использованная литература:

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. « Методика формирования у дошкольников классификационных навыков»  (Методическое пособие предназначено для  воспитателей детских садов, работающих по развивающим программам, а также для неравнодушных родителей.), 2009год.

страницы 7-22

Примерная последовательность освоения пространства

детьми 3 – 7 лет

Виды игр

Расположение объектов

Возраст ребенка

3 года

4 года

5 лет

6 лет

используемые объекты

и вводимые понятия

Игры «Да - Нет» с числами в линейном пространстве

горизонтальное

-

цифры

от 0 до 10

числа  

от 0 до 100

десятками

числа

от 0 до 100 единицами

-

середина, больше-меньше

середина, больше-меньше

середина, больше-меньше

Игры «Да - Нет» с предметами в линейном пространстве

горизонтальное

игрушки

картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

право-лево, середина

между, крайние

право-лево, середина между, крайние при зеркальном расположении

право-лево, середина, между, крайние при зеркальном расположении

вертикальное

игрушки

картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

выше-ниже, середина

между, крайние

чуть выше, чуть ниже середины

чуть выше, чуть ниже середины при

зеркальном расположении

удаленное

-

игрушки, картинки

игрушки, картинки

игрушки, картинки

-

дальше-ближе,

середина

дальше-ближе,

середина

дальше-ближе,

середина при зеркальном расположении

Игры

«Да - Нет» на плоскости

Горизонтальное

-

игрушки, картинки

игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок

игрушки, картинки, буквы, цифры, герои сказок, географическая карта

-

правая, левая часть поверхности,  угол, центр, дальняя ближняя части  поверхности

центры правой – левой  стороны, нижней – верхней части

при зеркальном и боковом расположение играющих по отношению к объектам.

Вертикальное расположение объектов (игры на доске)

-

игрушки, картинки,

игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д.

игрушки, картинки, буквы, цифры, названия сказок и т.д.

-

правая, левая часть поверхности, угол, выше - ниже

центры, стороны углы вертикальной поверхности

центры, стороны углы вертикальной поверхности

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве

 Взгляд сверху (коробка)

-

-

коробка с игрушками или  картинками, прикрепленными внутри

коробка с игрушками или  картинками, прикрепленными внутри

-

-

правая - левая,   ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки

правая - левая,   ближняя – дальняя, верхняя – нижняя части коробки

Взгляд изнутри (комната)

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

любые объекты, находящиеся в комнате

впереди - сзади, в середине, право - лево

выше – ниже уровня глаз, правая – левая часть комнаты, передняя – задняя, угол и сторона

привязка к объектам внутри комнаты (дальше - ближе от окна, выше – ниже стула, правее – левее шкафа)

привязка к объектам внутри комнаты в зеркальном и боковом  вариантах.