Конспекты «Развитие элементов логического мышления»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Слепцова Июлия Петровна

Конспекты «Развитие элементов логического мышления»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспекты занятий72.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект № 1

Цель: учить детей подбирать родовые понятия к видовым и
наоборот, познакомить детей с системой графического отображения
классификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить с
возможностью сравнения объемов понятий.

Материал: мяч, доска, мел, карточки с изображением посуды (по 2-З
предмета чайной, столовой и кухонной посуды) с изображением мышки,
фартука.

Ход занятия:

-Ребята, давайте с вами поиграем сегодня в необычную, очень интересную игру.
.

(да!)

-Слушайте, как будем играть. Я называю любой предмет, например, вилка,
нож, ложка, а вы должны мне дать общее название всего перечисленного.
-Каким можно назвать одним словом эти предметы?

(ответы детей)

-Правильно, посуда.

-Говорит тот, кому бросаю мяч.

-Аня, - платье, кофта

(вещи).

-Артем, - шляпа, шапка.

Это что? (головные уборы)

-Ваня, - туфли, сапоги это ...? (обувь)

-Ромашка, василек это ... (цветы)

-Кукла, мяч, матрешка это ..(игрушки)

-Молодцы! А сейчас будет игра наоборот. Я говорю общее название, а вы должны назвать, что относится к нему.
- Приготовились!

-Саша, посуда это .... (ответы)

-Ира, верхняя одежда это .... (пальто, шуба)

-Головные уборы это .... (ответы)

(Игра продолжается до тех пор, пока у детей не начнет пропадать к ней интерес).

-Ребята, понравилось вам играть?
(да!)

-Посмотрите, кто это там сидит у нас на ковре, разложил вокруг себя какие-то картинки? Давайте подойдем, посмотрим, может поможем, если помощь нужна. (дети подходят к кукле-мальчику Антошке).

Дети здороваются:

дравствуй, Антошка!

-Здравствуйте, ребята!

-Зачем тебе столько картинок?

-Да вот ... видите, я нарисовал три волшебных круга для картинок, а сам не

знаю, как правильно разложить их по этим кругам.
-Антошка, а как ты их делил?

-Да взял, посчитал и поровну разложил на три кучки. Оказывается,

неправильно.

-Ребята, может вы поможете?

-Давайте, ребята, сначала посмотрим, что на них изображено.

(дети рассматривают)

-Что на них изображено? (ответы детей)

-Догадались, как надо выполнить задание? (ответы детей).

-Конечно, карточки с изображением посуды в один круг, мышку в другой, а

фартук в третий круг.

-Ребята, может фартук поместим вместе с посудой? (нет).

-Конечно, фартук относится к вещам, одежде.

-Справились, Антошка, мы с заданием?

-Справиться, то справились, а вот в круге, где посуда находится, идет спор,

выясняют, кто важней и кто нужней.

-Ребята, разделите их, пожалуйста, пока они не поссорились совсем.
(дети рассматривают картинку и предлагают свои варианты)
-Ребята, для чего чашка, блюдце?

(Чтобы чай пить).

-Значит, это какая посуда?

-Правильно, чайная.

Давайте начертим ей маленький круг внутри большого.
Вот так.

-А эта посуда для чего?
(Чтобы суп есть, макароны)

- Каким одним словом можно ее назвать?

-Конечно, это столовая.

-А эта для чего нужна посуда?

(ответы детей).

-Конечно, чтобы обеды готовить.

-Это кухонная посуда.

-Смотрите, внутри большого круга у нас получилось еще три маленьких

круга для посуды и спор сразу утих.

-Ну, что, Антошка, все твои задания мы выполнили?

-Спасибо, ребята, очень вы мне помогли.

-Ребята, а мы с вами познакомились с волшебными кругами. Оказывается, в

них можно поместить только какие картинки?
(ответы детей).

- Да, у которых есть общее название, назначение.

 

 

Конспект №2

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий, учить детей умению рассуждать,
аргументированно доказывать свое согласие или несогласие с
высказываниями.

Материал: доска, мел, карточки с изображением чашки, сапога, гриба,
животных (по одной карточке с изображением рыбы, птицы, зверя,
насекомого)

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришел наш друг Антошка, очень ему у нас нравится.

-Поздоровайтесь с ним (дети здороваются)

-Антошка, а что ты такой грустный? И что это у тебя за пакет с картинками?

-Оказывается это твое домашнее задание ...

-Ребята, Антошка не может оказывается понять, как надо разместить

картинки в волшебном круге.
- Давайте ему поможем.

-Посмотрите, что на картинках изображено? (ответы детей: животные,

посуда, обувь ... )

-Сейчас я нарисую большой волшебный круг и будем размещать в него
картинки ....

-Смотрите, Антошка уже все картинки разместил в круг.

-Правильно он сделал?

(ответы детей).

- Почему вы считаете неправильно?

-Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать?

-Правильно, это животные.

- А фартук к чему относится?

-К одежде.

-Сапог? (обувь)

-Гриб? (растение)

-Так можно их всех вместе в один круг размещать?

-Конечно нет.

-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.

–А остальных куда?

-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений.

(воспитатель рисует, дети размещают картинки).

-Ребята, посмотрите на волшебный круг, где картинки с животными.

- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)

-Ворона-это (птица).

-Бабочка-это (насекомое).

-Могут они все вместе в одном «домике»-кругу находиться? (ответы детей).

 

-Значит, я для птицы рисую круг и для насекомого.

-Подумайте, что еще не так?

-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.

-Сейчас выполним задание полностью и правильно.

-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных

или птиц? (рассуждения детей).

-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и
насекомые ...

-Понял, Антошка, как дети выполнили твое задание, справишься в
следующий раз сам?

-Спасибо, ребята, за вашу помощь.

-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?

-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.

-Давайте на мгновение представим себя бабочками:

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом,
Сколько лапок видим сразу.

-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает-не бывает».
Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу,
отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.

-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ). Съел всю сметану и
довольный залаял: ав-ав-ав
Так бывает? Почему? А как бывает?

-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так
бывает?

-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки
сидят в гнездышке и пищит: пи-пи-пи. Так бывает?

-Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька
летает еще быстрее. Так бывает?

-Ребята, когда выйдете гулять, посмотрите внимательно вокруг, может у нас
тоже окуньки летают с котом наперегонки?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 3

 

Цель: закреплять представление о системе графического
отображения классификации понятий. Познакомить детей с возможностью
графического отображения классификационных отношений разных групп
понятий с помощью одного и того же типа модели, развивать внимание,
умение сравнивать и обобщать.

Материал: 2 группы карточек:

  • с изображением розы, гвоздики, ромашки, одуванчика, игрушечного
    барабана, игрушечного медведя
  • с изображением дивана, шкафа, собаки, кошки, волка, лисы;
    доска, мел, игра «Чей силуэт?»

Ход занятия:

-Ребята, смотрите к нам в группу прикатился колобок, да колобок не такой,
как в сказке, а волшебный, слышите, он песню поет:

Почему на голове не растут цветочки,

А растут они в траве и на всякой кочке?

Если волосы растут, значит их сажают.

Почему сажать цветы мне не разрешают?

Хорошо бы сделать так-

Срезать все кудряшки,

На макушке красный мак,

А вокруг ромашки.

А сестренке бы своей посадил я розу -
Нет цветов прекрасней роз ...

-Ребята, что это он такое придумал? Где цветы должны расти? (ответы детей)

-Конечно, в лесу, на лугу.

-Как называют цветы, которые растут в поле?

-Какие вы знаете? (василек, ромашка, ландыш)

-Где еще растут цветы?

-Правильно, в саду, в огороде.

-Какие цветы сажают ваши мамы, бабушки на даче? (роза, тюльпан, нарцисс)

-Вот, оказывается, где должны расти цветы, колобок, - в лесу или в саду, а не

на голове.

-Ребята, давайте познакомим колобка с «волшебным» кругом.

-Смотрите, вот картинки, а вот нарисован круг.

-Я размещаю в круг все картинки, на которых изображены что? (цветы,

барабан, медведь)

-Почему нельзя в один круг разместить?

-Конечно, цветы разместим в один круг, а для игрушек я нарисую еще один

круг.

-Ребята, вспомните, цветы где растут?

-Значит, что еще надо?

-Правильно, разделить цветы на лесные и садовые, и для них, что еще

нарисовать?

- Да, два небольших круга: вот так.
(дети размещают картинки).

-Смотрите, колобку очень понравились наши «волшебные» круги. Он еще
хочет поупражняться
.

-Вот рядом с колобком еще лежат картинки. Что на них изображено? (диван,
шкаф, собака).

-Как мы их будем размещать?

-Все картинки в один круг разместим или нет? (рассуждения детей).

-Правильно, диваншкаф- это же ... мебель, и для них я рисую один круг. А

для зверей второй круг.

-Ребята, посмотрите внимательно, правильно мы выполнили задания?

-На картинках какие звери изображены? (дикие и домашние).

-Могут они все вместе находиться?

-Нет. Значит, что еще надо сделать?

-Конечно, нарисовать еще два небольших круга для диких и домашних

зверей (дети размещают картинки)
-Понятно, колобок?

-А сейчас ребята приглашают тебя поиграть в игру «Чей силуэт?» (дети к

силуэту находят его изображение предмета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 4.

Цель: познакомить детей с возможностью классификации
понятий по разным основаниям, развивать внимание, логическое мышление.

Материал: доска, мел, карточки с изображением животных (по 2 карточки с
изображением домашних и диких животных, животных «южных» и «наших
мест»), игра «Собери квадрат».

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли Антошка и наш любимый
колобок.

-Что это они так внимательно рассматривают? (картинки)

-Ребята, что на картинках изображено? (дети перечисляют).

-Каким одним словом их можно назвать? (животные).

-Ребята, смотрите Антошке с колобком очень понравилось размещать

картинки в «волшебном» кругу.

-Они разместили их все вместе в одном кругу.

- Правильно сделали?

-Правильно-то правильно, но что здесь не так?

-На картинках изображены какие животные?

-Правильно, дикие и домашние.

-Значит, что надо сделать?

-Внутри большого круга нарисовать еще ... два средних круга (дети

размещают картинки).

-Ребята, колобок говорит, что животных и диких, и домашних можно еще
разделить на две группы.

- Давайте вместе подумаем ...

-Вот дикие животные.

-Они все в одном месте живут? (ответы детей).

-Конечно, нет. Слон, обезьяна живут там, где тепло, т.е. в южных местах.

- А волк, лиса, заяц живут в наших краях.

-Значит, в среднем круге надо нарисовать еще сколько кругов?

-Правильно, два. В них мы разместим карточки с животными «наших мест» и

«южных».

- Давайте рассмотрим карточки с изображениями домашних животных.

-Их также поделим на животных «наших мест» и «южных».

-Видите, оказывается, как можно разместить карточки с изображениями

животных.

-Антошке и колобку очень понравилось, как вы работали, и они дарят вам по
картинке.

-Ребята, хотите поиграть в игру «Собери квадрат»?

-А колобок и Антошка посмотрят, как вы умеете из частей составлять целый

квадрат (дети собирают квадраты из частей. Для затрудняющихся в
выполнении задания дается образец квадрата).

 

 

 

 

 

 

Конспект № 5

Цель: учить детей самостоятельному установлению
родовидовых отношений между понятиями и их графическому изображению,
развивать критичность мышления, умение соотносить усвоенные знания с
воспринимаемым материалом
связную речь.

Материал: доска, мел, карточки с изображением игрушек (по 3 предмета),
одежды (3 предмета), транспорта (по 3 предмета) 
наборы карточек для
работы у доски и на каждого ребенка, бумага и простой карандаш для
каждого ребенка, стихи-небылицы.

Ход занятия:

-Ребята, к нам снова пришел Антошка.

-Посмотрите, какой он серьезный. Он хочет устроить нам проверку. Он

сомневается, что вы сами можете нарисовать «волшебные» круги и
разместить в них картинки.

-Ну, что, ребята, покажем Антошке, как мы можем работать самостоятельно?

-Давайте посмотрим, что на картинках изображено? (дети перечисляют).

-Как можно назвать машины, самолеты одним словом?

- Транспорт.

-Платья, кофты? (одежда).

-Мяч, пирамидка, матрешка?

-Это игрушки.

-Мы все это разместим в одном круге?

-Сколько надо нарисовать кругов?

-Правильно, три.

-А сейчас вы самостоятельно рисуете круги и размещаете в них картинки.

А я так же размещу картинки на доске и сравним, правильно вы выполнили
задание или нет (дети самостоятельно работают).

-Смотри, Антошка, ребята правильно выполнили задание и они, я считаю,
заработали поощрительный приз: зайчиков, вырезанных из бумаги.
-Антошка приглашает вас поиграть в игру «Что неправильно?»

-Я буду читать стихотворения, а вы должны найти ошибку и объяснить, что и

почему неправильно.

Русские народные прибаутки.
Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Спозаранку вечерком, поздно на рассвете,
Едет барышня пешком в шелковой карете.

У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, курочка в сережках,
Селезень в кафтане, утка в сарафане,

А корова в юбке, в теплом полушубке.

 

 

Конспект № 6

Цель: учить детей выделять признаки понятий и сравнивать понятия по содержанию.

Познакомить детей с возможностью условного обозначения содержания понятий. Продолжать обучать детей самостоятельно устанавливать отношения между понятиями. Развивать фантазию, умение рассуждать, развивать речь.

Материал: доска, мел, карточки с условными обозначениями всех людей взрослых, детей, мужчин, мальчиков, женщин, девочек.

Ход занятия: - Ребята, отгадайте загадку: «На земле он всех умнейпотому и всех сильней».

-Кто это? (ответы детей)

- Да, это человек.

-Рома, скажи, ты человек или нет?

-Конечно, человек.

-Вы все кто?

-Когда много, то говорят это люди.

-Подумайте и ответьте на вопрос: вы относитесь к взрослым или детям?

-Правильно, вы дети.

-Чем отличается взрослый от ребенка? (ответы детей).

- Дети это кто?

-Мальчики и девочки.

- К взрослым кто относится?

-Конечно, мужчины и женщины.

-Ребята, посмотрите, сколько у меня много картинок.

-Кто на них изображен?

-Каким одним словом можно назвать? (люди).

- Давайте попробуем разместить картинки в нашем кругу.

-Люди - это взрослые и дети.

-Я рисую два средних круга.

-К взрослым кто относится, назовите еще раз (мужчины и женщины).

-Значит, в кругу, где взрослые, я рисую еще два маленьких круга для мужчин

и женщин.

-В круге, где дети, я рисую так же два маленьких круга.

-Кого мы в них разместим? (мальчиков и девочек).

- Ребята, чтобы не размещать столько много картинок в круге, можно

пользоваться карточками с условными обозначениями.
-Смотрите, это карточка с условным изображением всех людей.

-Это, как вы думаете, кто?

-Правильноэто мужчина, это женщина, это девочка, это мальчик.

-Ребята, что можно рассказать о всех людях? (ответы детей).

-Что можно рассказать о девочке? (ответы).

-Оказывается о конкретном человеке (или это женщина, или мужчина, или

девочка, или мальчик) можно рассказать больше, чем, например, сразу про
всех детей, взрослых, ...

-Хорошо, а сейчас хотите поиграть в игру «Хорошо-плохо»? Разделимся на
две команды:

  • 1 команда дети это все вы.
  • 2 команда - взрослые, но из взрослых я только одна, женщина, поэтому

постараюсь отвечать быстро.

Итак, вы называете все хорошее про дождь, а я все плохое про него.
-Согласны?

-Тогда начинаем игру.

 

Хорошо

Плохо

Все растет

Все чистит и моет
Можно бегать по лужам
Радуга ...

Можно про студиться
От дождя одна грязь
Нельзя гулять
П
лохая видимость

-Молодцы! Вы рассказали столько много хорошего про дождь, что я его
наверное полюблю.

-Ребята, придете сегодня домой и предложите вашим сестренкам, братьям,
мамам, папам поиграть в такую игру. Я уверена, им очень понравится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 7.

 

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям, с помощью условных обозначений отражать признаки
понятий, сравнивать объемы и содержание. Развивать у ребенка умение
логически мыслить, обобщать и конкретизировать.

Материал: доска, мел, карточки с условными обозначениями рисунков:
рисунков, сделанных карандашом 
простым и цветными, и рисунков,
сделанных красками.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте загадку: Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход
.
-Конечно, это карандаш.

-Карандаш для чего нужен?

-Можно сделать рисунки.

-Найдите среди рисунков те, которые нарисованы простым карандашом (дети

выполняют задание).

- Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, чем они нарисованы?

- Да, есть рисунки, сделанные цветными карандашами, вот они.

-Есть рисунки, сделанные красками.

-Покажите мне рисунки, сделанные красками.

- Давайте сейчас с вами разместим наши рисунки в кругу.

Я рисую большой круг, а внутри него еще два средних круга.
-Для чего?

-Правильно, в один круг разместим рисунки, сделанные карандашами, а в

другой круг - красками.

-Но рисунки, сделанные карандашом, надо еще разделить на 2 группы.
Подумайте как.

-Правильно, на рисунки, сделанные простым карандашом, и на рисунки,
сделанные цветными карандашами.

-Значит, я в этом среднем круге рисую еще два маленьких круга.

-Для удобства мы рисунки заменим на карточки с условными обозначениями

рисунков.

-Вот посмотрите, как вы думаете, этой карточкой с условным обозначением
какие рисунки можно заменить? А этой? .. (разбираем все условные
обозначения ).

-Ребята, подумайте и скажите, чего больше: всех рисунков или рисунков,
сделанных красками?

-Конечно, всех рисунков больше это рисунки, сделанные и простым
карандашом, и цветными, и красками.

 

Материалкарточки с условными обозначениями: геометрических фигур-
квадратов, кругов, треугольников; синих и желтых квадратов, кругов,
треугольников; доска, мел; зеленых и коричневых квадратов, треугольников

-для каждого ребенка, лист бумаги, карандаш для каждого ребенка.

Ход занятия:

-Ребята, к нам пришел в гости колобок и принес какие-то карточки.

-Давайте посмотрим, что на них изображено.

-Как вы думаете, что это?

-Правильно, это условные обозначения чего? (дети рассуждают, отвечают).

-Правильно, геометрических фигур

- Давайте разместим карточки с условными обозначениями в нашем

«волшебном» кругу.

-Я рисую большой круг и размещаю в нем все карточки вместе ... или нет?
(ответы детей).

-Значит, я внутри большого круга рисую круги для квадратов, кругов,
треугольников.

-Посмотрите внимательно, квадраты все одинаковые?

-Конечно, они разные по цвету.

 кругу, где квадраты, мне сколько еще надо нарисовать кругов? (2).

-Разместите в них карточки.

-Ребята, ответьте на вопрос, чего больше всех геометрических фигур или

треугольников? Или квадратов? (рассуждения детей).

-Конечно, по объему всех геометрических фигур больше, чем, например,
квадратов, они являются частью геометрических фигур.

- Давайте немного разомнемся.

Физминутка «Зимние забавы»:

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими побросались -
Наши руки и размялись.

А теперь пора творить -
Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

-Отдохнули чуть-чуть, а сейчас занимайте места за столами и рисуйте круги
для фигур вы сами
.

-Сначала внимательно рассмотрите карточки с условными обозначениями:
какие фигуры, сколько надо кругов?

-Подумайте и начинайте работать (дети работают самостоятельно).

-Ребята, сколько кругов вы нарисовали?

-А рисунки, сделанные красками, посмотрите, находятся внутри нашего
круга, составляют небольшую часть от всех рисунков.

-Хорошо, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру.

-Вы будете называть по очереди, что бывает зеленого цвета. Кто назовет

слово последним, тот и выигралПобедитель получает картинку на выбор.
Затем будете называть то, что бывает красного цвета круглой формы
.

Конспект № 8.

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по разным основаниям, отображать признаки понятий с помощью словных
обозначений, сравнивать отношения между понятиями по содержанию и
объему
.

Материал: карточки с изображением самолета, парохода, лодки, трамвая, поезда, грузовика, легковой машины;

карточки с условными обозначениями транспорта воздушного,
водного, наземного 
наземного безрельсового и наземного рельсового
транспорта; доска, мел.

Ход занятия:

-Ребятак нам в гости пришел Антошка.

-Он принес с собой много картинок.

- Давайте посмотрим, что же на них изображено (дети перечисляют).

-Ребята, кто из вас знает, каким одним словом можно назвать то, что на картинках изображено?
-Правильно, это транспорт.

-Ребята, наш Антошка еще ни разу не пользовался услугами транспорта.

-Он думает, что и самолет, и поезд, и машина ездят по одной дороге.

-Давайте-ка разберемся.

-Самолет летает ... в воздухе. Значит, это какой транспорт?

-Воздушный.

-Корабли плавают ПО ..воде.

-Это водный транспорт.

-Машины ездят по ... дорогам.

-Это наземный транспорт.

-Но, смотрите, например, трамваю, поезду нужны рельсы, чтобы они могли

передвигаться.

-Значит, это рельсовый наземный транспорт.

-Машины относятся к наземному безрельсовому транспорту.

-А сейчас давайте разместим картинки в круги.

-Я рисую внутри большого круга еще три круга, почему?

-Потому что транспорт бывает воздушный, водный, наземный.

-Разместите картинки по кругам.

-Ребята, но мы уже знаем, что наземный бывает наземный безрельсовый и

наземный рельсовый транспорт.

-Значит, в кругу, где наземный транспорт, я рисую еще два маленьких круга.
Разместите в них картинки.

-Для удобства можно воспользоваться карточками с условными
обозначениями.

-Посмотрите и попробуйте сами догадаться, какой транспорт можно
обозначить каким условным обозначением (дети рассматривают карточки с
условными обозначениями
Рассуждают).

-Ребята, Антошка вас спрашивает, чего больше: всего транспорта или,
например, воздушного? (рассуждения детей).

-Конечно, всего транспорта по объему больше, потому что воздушный
транспорт является лишь частью всего транспорта.

-Молодцы! Антошке очень понравилось, как вы умеете думать, рассуждать.

-А сейчас давайте поиграем в игру «Чего не стало?»

(Воспитатель раскладывает картинки, рассказывает их содержание.
Предлагает запомнить изображенное, а затем закрыть глаза. По команде
«Откройте глаза!» играющие определяют, какой картинки не хватает).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 9

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по
разным основаниям. Учить самостоятельно графически отображать
отношения между понятиями с использованием условных обозначений этих
понятий. Продолжать обучать детей сравнивать отношения между понятиями
по содержанию и объему.

-Один большой и в нем еще два средних круга: для квадратов и
треугольников.

-Почему вы нарисовали в среднем кругу еще два маленьких круга?

-Правильно, потому что квадраты разного цвета.

-Ребята, колобок очень доволен вами. Ему очень приятно от того, что вы знаете все геометрические фигуры и умеете рисовать такие замечательные круги.

-Он решил подарить вам по несколько геометрических фигур.

-Выбирайте, кому какие нравятся, они вам пригодятся. С ними можно

поиграть, составить какой-нибудь предмет и Т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 10

Цель: продолжать обучение детей самостоятельно графически отображать отношения понятий, использовать условные обозначения понятий, сравнивать понятия по содержанию и объему. Развивать внимание, самоконтроль, логическое мышление.

Материал: карточки с условными обозначениями звуков: гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков; карточки с условными обозначениями всех растений; травы, деревьев лиственных и хвойных деревьев; лист бумаги, карандаш для каждого ребенка; карточки с буквами для слова СОСНА.

Ход занятия: - Ребята, отгадайте загадку:

Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. (ответы детей, их рассуждения).
-Правильно, это буквы.

-Назовите, какие буквы вы знаете?

-А сейчас послушайте, что я произношу (воспитатель произносит звуки).

-Назовите одним словом то, что я сказала.

-Конечно, это звуки.

-Ребята, а звуки все одинаковые по произношению или нет?

-Правильно, есть звуки гласные и есть звуки согласные.

-Давайте поместим карточки с условными обозначениями звуков в круг.

-Я внутри большого круга сколько еще должна нарисовать средних кругов?

(два).

-В один круг поместим карточку с условным обозначением гласных звуков, а
в другой 
согласных (предлагаю двум детям выполнить задание).

- Ребята, как вы думаете, согласные звуки все одинаково про износятся?
(рассуждения детей).

-Значит, в группе «согласных» звуков мы выделим еще 2 группы «твердые» и
«мягкие» и обозначим их вот такими условными знаками (воспитатель
показывает карточки).

-И в среднем круге, где «согласные звуки», я нарисую еще 2 маленьких круга
для «твердых» и «мягких» согласных.

-Ребята, расставьте в эти круги карточки.

-Ребята, посмотрите на наш круг и скажите: звуков много находится внутри

большого круга?

-Подумайте, прежде чем отвечать на следующий вопрос: чего больше? Всех
звуков вообще или гласных? Или согласных?

-Конечно, всех звуков больше, так как «гласные» составляют часть от всех
звуков, так же и согласные.

-Хорошо, а сейчас давайте немного отдохнем.

 

Физминутка

-Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.

Плавно руками nомашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут покажем:

Крылья сложили назад.


-Ребята, а я не зря вспомнила про деревья.

-Сейчас мы с вами о них немного поговорим.

-Занимайте места за столами и приготовьтесь работать дальше.

-Посмотрите, что обозначают эти карточки с условными обозначениями?

-Правильно, ягоды и деревья.

-Каким одним словом можно их назвать?

- Да, это растения.

-Значит, все растения можно заключить в один большой круг.

-Нарисуйте каждый у себя на листе бумаги круг.

-Растения какие бывают?

- Рисуйте еще два средних круга внутри большого и разместите в них

карточки.

-Ребята, а деревья все одинаковые или разные? Листья у всех одинаковые?
(рассуждения детей).

- У елки, сосны какие листья?

-Правильно,иголки.

-Значит, деревья делятся на ...лиственные и хвойные.

-Что надо еще сделать?

-Правильно, нарисовать еще два маленьких круга в среднем кругу, где

«деревья» и разместить в них карточки с условными обозначениями.
-Ребята, посмотрите на свой круг и скажите: чего больше: всех деревьев или
хвойных?

-Всех деревьев большепотому что хвойные деревья составляют только часть
от всех деревьев.

-Если уж мы заговорили о деревьях, то попробуйте угадатьчто это за лесное
чудо?

-Одна из букв находится в слове «диван» (дети угадывают).

-правильно, первая буква угадана это «Н».

- Вторая буква пристроилась в «ШКАФ У».

-Браво! Цель поражена! Это «А».

-Третью букву возьмем у «СТУЛА».

- Буква «С», молодцы!

-Последняя буква в «СТОЛ» забралась.

-Конечно, «О».

-Ребята, скажите слово «НАСОС» - лесное чудо? Конечно, нет.

-Что же тогда делать?

- Надо провести игру «Переставь буквы».

-Подумайте, может кто сразу ответит, как надо переставить буквы?

(дети отвечают, рассуждают).

-Великолепно! Молодцы! Это лесное чудо - «СОСНА». Потому что на сосне
мы сидим, на сосне мы едим, на сосне спим. Даже с горки катаемся на сосне!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 11.

 

Цель: продолжать обучать детей устанавливать и графически
отображать отношения между понятиями. Использовать условные
обозначения понятий, сравнивать понятия по объемам и содержаниям.
Развивать умение обобщать, самоконтроль, внимание
.

Материал: карточки с изображением домашних зверей и диких (по2-З);
Карточки с условными обозначениями животных, зверей, насекомых, птиц,
рыб, домашних зверей, диких зверей; домашних зверей 
-помощников;
домашних зверей - «для еды» (для каждого ребенка), листы бумаги,
карандаши, доска, мел. Набор картинок для игры «Найди недостающий
предмет».

Ход занятия: -Ребята, вы знаете, что:

«Всюду животные нас окружают,
Прыгают, плавают, в небе летают,

В земле притаились, снуют под ногами,
Сколько живет их всего рядом с нами?»

-Каких животных вы знаете?

-Правильно животный мир разнообразен это и насекомые, и птицы, и рыбы,

и звери, и паукообразные, и черви ...

-Ребята, посмотрите у вас у каждого на столе лежат условные обозначения и
листы с нарисованными кругами, с которыми мы уже раньше работали.
-Сейчас вам надо самостоятельно разместить карточки с условными
обозначениями в круг.

-Вы будете работать на своих листах, а я на доске.

-Что обозначает эта карточка?

- Да, на ней изображено условное обозначение всех животных.

-Куда ее поместим? (в середину круга).

-Подумайте, что обозначают остальные карточки с условными

обозначениями и разместите их по кругу. (Дети выполняют работу
самостоятельно, размещают карточки с условными обозначениями в средние
круги).

-Ребята, почему нельзя разместить все карточки, например, в одном
маленьком круге?

-Конечно, это совершенно разные животные: у них разный образ жизни,
питание.

-Почему нельзя, например, поместить насекомых с птицами в один круг?

-Правильно, птицы питаются насекомыми.

- Ребята, почему вы зверей разместили в двух маленьких кругах?

-Конечно, есть звери дикие, есть домашние.

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Кто на них изображен?

-Правильно, домашние звери.

- Давайте вместе подумаем, для чего они нам нужны?

-Оказывается они нужны нам для еды. Назовите их (коровасвинья, овца).

-А есть звери - помощники домашние.

-Как вы думаете, это кто? (собака, кошка, лошадь).

-Значитдомашних зверей можно поделить на две группы: «для еды» и

«помощники».

-Их можно обозначить вот такими карточками с условными обозначениями.

-Разместите их в кругу, где «домашние звери».

-Ребята, ответьте на вопрос: всех животных больше или меньше, чем,

например, птиц? Или рыб?

-Конечновсех животных больше, а птицы составляют часть этого мира, так
же как и рыбы, или насекомые.

-Это очень хорошо видно на схеме в кругу.

-Молодцы! Справились с таким трудным заданием.

-А сейчас давайте немного отдохнем.

В лесу-лесочке, средь зеленых дубочков
Звери гуляли,

Опасности не знали.

Ай! Зверолов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Звери, убегайте!

(Дети-звери ходят по кругув центре зверолов. В конце звери разбегаются в
разные стороны. Зверолов догоняет).

-Отдохнули, занимайте свои места.

-А я хочу еще раз убедитьсявсе ли вы знаете о животных?

-Я предлагаю сыграть в игру «Найди недостающий предмет».

-Вы должны найти недостающий предмет для картинки верхнего ряда из

предметов, расположенных в нижнем ряду и объяснить, почему выбрали
именно этот предмет. (Дети выполняют задание
объясняя свой выбор).
-Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями. В награду вы
получаете по картинке. А дома обязательно расскажите родителям, за что вы
ее получили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 12.

Цель: продолжать обучать детей классифицировать понятия по
разным основаниям и графически отображать эти отношения. Продолжать
развивать умение обобщать, самоконтроль, логическое мышление.

Материалкарточки с условными обозначениями видов спорта, летних
видов и зимних, хоккея, тенниса, тяжелой атлетике, гребного спорта,
лыжного спорта; доска, мел.

Картинки с изображением мебели, лист бумаги, карандаши для каждого
ребенка. Карточки с буквами для игры: С, Т, О, Л. Картинки для поощрения.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Что на них изображено?

-Люди занимаются спортом.

-Какие виды спорта вы знаете?

- Для чего надо заниматься спортом?

-Какой вид спорта вам больше всего нравится? Почему?

-Спортом дети могут заниматься?

-Ребята, посмотрите на картинки и скажите: в хоккей можно играть летом?

Почему нельзя?

-Назовите мне те виды спорта, которые можно отнести к зимним видам
спорта.

-Правильно это лыжи, коньки, хоккей.

-А сейчас назовите мне, что, по-вашему мнению, относится к летним видам

спорта.

-Конечно, это футбол, велоспорт, гребной спорт.

-Ребята, мы уже с вами знаем, что все можно заключить в большой круг.

-Я рисую большой круг и вместо картинок я беру карточку с условным

обозначением всех видов спорта и кладу в круг.

-Но мы с вами поделили все виды спорта на 2 группы: зимние виды и летние.

-Значит, внутри большого круга я рисую еще два средних круга и размещаю

в них карточки с условными соответствующими обозначениями. Вот так.

-Я сейчас вам буду называть вид спорта, показывать карточку с его условным
обозначением, а вы будете размещать в круги, где находятся карточки с
обозначениями летнего и зимнего видов спорта.

-Хоккей (зимний вид спорта).

-Лыжный спорт (зимний).

-Велогонки (летний).

-Гребной спорт (летний) и Т.д.

-Молодцы! Правильно разместили карточки с условными обозначениями

данных видов спорта.

-А сейчас давайте представим себя спортсменами.

 

Физминутка.

«Сильные, ловкие, выносливые, смелые
Спортсмены на олимпиаде

В колонне идут

И песню задорную поют».

(Дети выполняют разные виды ходьбы, бега в чередовании).


-Отдохнули, размялись, пора по местам.

-Слушайте следующее задание. У вас у каждого на тарелочке лежат картинки с изображением ... чего?
-Правильно, мебели.

- Мебель для чего нам нужна?

- На кухне мебель как называется?

-Кухонная или кухонный гарнитур.

-В спальне? (спальная).

-В зале мебель для отдыха.

-Сейчас вы самостоятельно разместите мебель в нарисованном уже у вас на

листе круге.

-Будьте внимательны.

-Сколько средних кругов вы нарисовали? (три)

-Правильно, потому что у вас было три вида мебели.

-Ребята, хотите угадать, какое лесное слово есть у вас дома, здесь, в детском саду?

- Тогда начинаем «вылавливать» буквы. Первая буква в слове «ель»

-Наконец-то! Первая буква найдена это «Л».

торая буква в слове «сосна».

-Правильно, буква «О».

- Третья буква прячется в слове «осина».

-Буква «С», угадали!

-И, наконец, последняя буква. Она притаилась в слове «лиственница».

-Буква «Т». Прямо в яблочко!

-Получилось какое-то странное слово «ЛОСТ». Буквы правильные, а слово неправильное.
-Что же делать?

-Играем в игру «Переставь буквы».

-Молодцы! Слово отгадано! Оказывается, это «СТОЛ».

-Чудесное это слово стол. Поэтому охота за словами-чудесами

продолжается!

Но не за всякими, а с ручками да с ножками, спинками да с рожками,
которые в лесу родились - в доме очутились.

-Я начинаю - стол!

Дети продолжают называть мебель: шкаф, стулья, диван, вешалка.
-Молодцы! Правильно!

-Вы награждаетесь все картинками, на которых изображено лесное слово.

Это вам за хорошую работу!

Конспект № 13.

Цель: учить детей дополнять содержание отношений понятий.

Материал: доска, мел, указка, листы бумаги с лабиринтами, картинки.

Ход занятия:

-Ребята, посмотрите, я нарисовала круг, в нем еще два средних круга и
обозначила их цифрами: 1 и 2.

- У меня сегодня нет ни картинок, ни карточек с условными обозначениями
понятий.

- Такой моделью можно обозначить, например, отношения между понятиями
«звери»
дикие и домашние.

-Или обозначить деревья.

-Мы знаем, деревья какие бывают?

-Правильно, хвойные и лиственные.

-Значит, цифрой один обозначим хвойные, а цифрой два - лиственные.

-Ребята, как вы думаете, что можно еще обозначить такой схемой? (предложения детей).
-Птиц можно?

- Птицы у нас на какие 2 группы можно разделить?

-Правильно, на перелетных и наших, не перелетных птиц.

-Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в «лес» вместе с

медвежонком.

- У вас на столах лежат листы, на которых нарисованы тропинки-лабиринты и
«домики» зверей, а кто в них живет вы должны догадаться сами и, поместив
в этот домик карточку с его условным обозначением или картинку
.
Двигаться нужно в том направлении по тропинке, куда указывает стрелка-
указатель. (Дети самостоятельно выполняют задание).

-Ребята, кого повстречал в «лесу» медвежонок?

-Правильно, лису, белку, ворону, охотника даже встретил.

-Ребята, а вам не попалась такая птица на пути, послушайте, какая:

В лесу в ветвях еловых
Сидит тихо и сурово.

Видя все во тьме ночной:

Как зверье спешит домой,
Как на небо месяц входит,
Запоздалый волк как бродит.

Ничего для них не ново,
Ведь на то они и ....

-Кто это ребята?

-Правильно, совы.

-Я предлагаю вам поиграть в игру «Сова».

Проводится игра. После игры дети отправляются в игровой уголок.

 

 

 

 

Конспект № 14.

 

Цель: проверить умение детей самостоятельно устанавливать
и графически отображать отношения между понятиями. Развивать
наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.

Материал: карточки овальной формы различной величины с условными
обозначениями грибов: съедобных и несъедобных; несъедобных невкусных и
ядовитых 
для каждого ребенка. Картинки для сравнения.

Ход занятия:

-Ребята, к нам в гости снова пришел колобок и принес много картинок.

-Хотите знать, что на картинках нарисовано?

-Для этого вы должны отгадать загадку:

Землю пробуравил,
Корешок оставил,

Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
-Конечно, это гриб
.

-Ребята, а вы все любите грибы?

-Вот, посмотрите, сколько разных грибов изображено на картинках у

колобка.

-Знаете, как они называются?

-Ребята, скажите, все грибы можно есть?

- Почему нельзя?

-Правильно, есть грибы съедобные и несъедобные.

-Назовите, ребята, съедобные грибы, которые вы знаете и покажите их на

картинке.

-А сейчас назовите несъедобные грибы и покажите их на картинках.

-Значит, все грибы можно поделить на съедобные и несъедобные.

-Картинки с их изображениями можно заменить вот такими карточками с

условными обозначениями.

-Ребята, оказывается несъедобные грибы бывают невкусными и еще
ядовитыми.

-Они обозначаются вот такими условными знаками.

-Так что когда будете летом собирать грибы в лесу, будьте внимательны,

если не знаете гриб, лучше его не берите.

-А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Утром гномы в лес пошли,
По дороге гриб нашли.

А за ним-то раз, два, три-
Показались еще три!

И пока грибы срывали,
Гномы в школу опоздали.

Побежали, заспешили

И грибы все уронили!

Дети выполняют сначала ходьбу на месте, затем наклоны в сторону, вперед,
бег на месте, приседания.

-Отдохнули, поиграли, надо делом вновь заняться.

-Ребята, нарисуйте каждый у себя «волшебный» круг и разместите в нем

грибы: съедобные и несъедобные. (Дети самостоятельно выполняют
задание).

-Молодцы, ребята, справились с заданием. Колобку очень понравилось, как
вы работали

-Я предлагаю вам еще одно интересное задание.

-Перед вами две картинки. Назовите, как можно больше отличий.

-И с этим заданием вы справились, молодцы!

- Каждый из вас получает в награду картинку в копилку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 15.

Цель: познакомить детей с сериационными отношениями
понятий.

Материал: 7 полосок разной длины, карточки с изображением самолета,
легковой машины, поезда, грузовика, парохода, трамвая, лодки; карточки с
условными обозначениями неба, моря, реки, шоссе, трамвайных рельсов,
железной дороги, улицы; доска, мел.

Ход занятия:

-Ребята, скажите, кто из вас на каком виде транспорта ездил?

-Посмотрите, сколько у меня картинок с изображениями видов транспорта.

-Подумайте, ребята, и скажите, какой вид транспорта «самый медленный» и

«самый быстрый».

-Правильно, «самый быстрый» - это самолет. Он развивает очень большую
скорость. А самая медленная по передвижению 
это лодка.

-Ребята, давайте с вами заменим картинки с изображением транспорта
полосками. Но полоски все разной длины, чем длиннее полоска, тем
большую скорость она будет обозначать.

 

-Итак, начнем. Самой длинной полоской мы обозначим самолет, покороче -
легковую машину
...

-Смотрите, какой у нас получился ряд из полосок, убывающих по длине.

-Ребята, постарайтесь запомнить, какая полоска заменяет вид транспорта.

-А сейчас посмотрите на эти карточки с условными обозначениями.

-Что они обозначают?

-Я называю вид транспорта, а вы должны назвать «где ходит этот транспорт».

-А сейчас наоборот. Я показываю полоску, а вы должны вспомнить и угадать

вид транспорта(Показываю несколько полосок).
-Молодцы!

-А сейчас ответьте на вопрос: у какого вида транспорта больше скорость, но

вместо картинок я показываю вот эти полоски (для сравнения 2-3 пары
полосок: самолет и поезд, трамвай и лодка).

-Настало время для игры.

Играем в игру «Путешествие в страну игрушек».

-Перед тем как выполнить упражнение на подражание, вы должны отгадать
загадку:

1. Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

 

 

2. Что за птица?

Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет.
(Самолет)

  1. Этот зверь не ест овса,
    Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)

-Ребята, а гулять я вам предлагаю отправиться на топ-топ-тобусе. Помните,
что это такое?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 16.

Цель: обучение детей использовать сериационные отношения
между понятиями. Учить детей ориентироваться на высказывания партнера,
учить рассуждать.

Материал: 5 кружков разных размеров, 5 карточек с изображением разных
бабочек, лист с условными обозначениями леса, поляны, цветка, елочки 
для
каждого ребенка.

Ход занятия:

-Ребята, отгадайте загадку:

Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.
-Конечно, это загадка про бабочку.

-Вот, посмотрите, какие изображены на картинках бабочки.

-Нравятся вам?

-Покажите, какая больше всех вам понравилась и почему?

-А сейчас давайте выложим их в ряд. Первой будет карточка с самой

красивой бабочкой, следующую давайте положим карточку с изображением
тоже красивой бабочки, но не такой, как первая.

-Смотрите, какой у нас получился ряд: от самой красивой бабочки до самой
некрасивой. Хотя они все по-своему привлекательны и мне нравятся все.
-Ребята, вы уже знаете, что картинки с изображением мы можем заменить
условными обозначениями.

- у меня есть, вот посмотрите, пять кружков разных размеров.

-Как вы думаете, каким кружком можно обозначить каждую картинку.

-Подумайте.

-Правильно. Самую красивую нарисованную бабочку мы заменим самым

большим кружком, ....а самую некрасивую маленьким кружком.
-Вот такой получился ряд из кружков в убывающем порядке.

-А сейчас давайте немного отдохнем.

 

Физминутка.

Дети выполняют движения, указанные в тексте:

Мы подпрыгнем столько раз,
Сколько бабочек у нас.

Руки вверх поднимем столько,
Крыльев разных у них сколько.

Столько раз присядем разом,

Сколько лапок видим сразу.
-Отдохнули, пора продолжать работу.

-Посмотрите, перед вами на столах листы с условным обозначением ... чего?

-Правильно, леса, цветов.

-Сейчас вы будете размещать бабочек в «лесу» под мой диктант.

-Но вместо бабочек у вас кружки, поэтому будьте внимательны.

-Самая красивая бабочка села на цветок.

-Самая некрасивая бабочка сидит в лесу.

Дети под диктант расставляют кружки в своих «лесах».
-Ребята, где сидит у вас самая красивая бабочка?

-Куда вы посадили красивую бабочку, т.е. ту, которая не такая красивая, как

первая? И т.д.

Дети рассказывают, как разместили «бабочек».

-Молодцы! Справились с заданием. И я предлагаю вам сыграть в игру
«Найди больше».

Заданиевспомнить, какой предмет живой, неживой - имеет ручки, ножки.
-За правильный ответ вы получите фишки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 17.

Цель: Продолжать учить детей самостоятельному построению модели отношений между понятиями. Знакомить детей с понятиями"
автомобиль", " легковая и грузовая машина".

Материал:

Раздаточный: листы бумаги, карандаши; разрезные картинки.

Ход занятия:

Ребята, представьте себе, что вам необходимо перевезти груз,
например, кирпичи на дачу и отправить детей на пляж.

Как вы выполните это задание? (ответы детей)

То есть для перевозок грузов есть специальные грузовые
машины:

"Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы целый день

Ты знаком, конечно, с ней."

"На резиновом ходу
Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути?"

Ребята, хорошо груз отправили, а детей на чем можно перевезти?
Конечно, на легковом автомобиле, они сейчас почти у каждого
есть.

Вам нравится ездить на легковых автомашинах? Почему?
Какие марки легковых автомашин вы знаете?

Сейчас предлагаю поиграть в игру, в которой вы должны собрать
из нескольких частей картинку, на которой изображена
автомашина. Какая, вы узнаете, когда правильно соберете картинку.

Молодцы! Справились с заданием.

Ребята, чем отличаются автомашины от других видов
транспорта?

Почему мы их называем автомашинами, а не по-другому?
Давайте построим модель для понятия автомашины ( дети
самостоятельно строят модель).

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект № 18.

 

Цель: Учить детей отображению отношений между понятиями на готовой модели.

 

Материал: Раздаточный: листы бумаги с моделью

буквы Д, Х, Л, С, Е, Б.

 

Ход занятия: Ребята, отгадайте загадку:

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.

 

Правильно, это дерево.

Ребята, кто сможет объяснить, что такое дерево? (дети отвечают,
называют признаки деревьев, строение)

Хорошо вы знаете признаки деревьев.

Про какое дерево эта загадка:

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,

Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.

 

Это, ребята, лиственница.

Ребята, вы слышали такое название" хвойные деревья?"
Да, это деревья, у которых листья 
иголки.

Назовите ещё раз хвойные деревья.

Остальные деревья называются лиственными, Т.е. у них самые
обыкновенные листья. Какие вы знаете лиственные деревья?
Что за дерево стоит-

Ветра нет, а лист дрожит? (осина).

А это про какое дерево загадка:

Весной зеленела, летом загорела,

Осенью надела красивые кораллы.

(рябина).

Ребята, не хотите ли на минутку забыть, что вы дети, и
перевоплотиться в дерево. Я предлагаю вам поиграть в "строение
дерева", а как, я вам сейчас напомню (и
гра" строение дерева" из
программы " Цветовая экология").

А сейчас вы опять дети и мне очень хочется, чтобы вы рассказали
о деревьях своим родителям, бабушкам, сестренкам, братишкам.
Но чтобы что-то не забыть, предлагаю вам нарисовать модель для
понятия дерева.

Название деревьев можно обозначить буквой (дети рисуют
модель на листочках).

Конспект № 19.

Цель:Учить детей отображению отношений между понятиями на готовой модели. Проверить уровень овладения действием моделирования.

 

 

 

Материал:

Раздаточный: листы бумаги с моделью
буквы П, В, Н, К, И, У, Г
.

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Ребята, хотите я вам загадаю загадку:

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...
Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?
Угадали? Это ... (птица)

- Я вот думаю, почему воробья называют птицей, а не зверем и не насекомым. Почему?

- Что есть у птиц, а у других животных этого нет? (дети выявляют признаки, строение тела птиц).

 

Вы, наверное, много знаете птиц?

Угадайте, что за птица:

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. (журавли)

Спит или купается,
Все не разувается:

День и ночь на ножках
Красные сапожки. (гусь).

 

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу
,

А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)

 

Весь день на воде,

А водой не насытится. (утка).

 

Ребята, а вы знаете, оказывается, птицы отличаются друг от друга, их можно разделить на группы. Давайте подумаем, как это можно сделать.

Вспомните, где птицы живут? А что любят гуси, утки?

Да, они любят плавать. Значит, птицы, которые могут плавать называются водоплавающими, а остальные - не водоплавающие.
Давайте отдохнем и поиграем.

Вы все знаете, что это за птица индюк? Тогда приготовьтесь.

 

 

Физминутка: индюк.

Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился

Сгоряча затопал,
Крыльями захлопал.

Весь раздулся словно шар -
Или медный самовар.
Затряс бородою,

Понесся стрелою.

- Очень важная птица индюк.

- Ребята, давайте нарисуем с вами модель для понятия птицы,
буквами проставим названия птиц
.

- А дома вы по своей модели можете рассказать о том, какие
бывают птицы
.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Л. А. Венгер Планы занятий по программе «Развитие» для детей старшей группы детского сада». Москва 2000г.

 

Кралина М. В. «Логика» Екатеринбург: У-Фактория 1998г.

 

Бюндаренко А. К. «Словесные игры в детском саду.» Просвещение 1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементов логического мышления по программе Л.А.Венгера "Развитие" в подготовительной группе

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»Программное содержание:Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под пр...

Конспект НОД по разделу "Развитие элементов логического мышления"

Конспект НОД по разделу "Развитие элементов логического мышления"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект занятия по ФЭМП для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности по развитию элементов логического мышления Тема: «Академия логических задач»

Образовательные цели:-выявить умение детей устанавливать родо - видовые отношения между понятиями;Развивающие цели:-развивать ассоциативное мышление, воображение, память, внимание, речь, расширять сло...