Главные вкладки

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Миниханова Татьяна Ивановна

    Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификационного древа, развитие логического мышления, внимания; развитие умения строить родовидовые понятийные отношения; развитие умения правильно задавать вопросы; развитие умения классифицировать предметы по заданным свойствам; развитие пространственных представлений на примере системы координат.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе с использованием интерактивной доски.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

    Цель: Закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям.

    Задачи:

    1. Освоение действий построения модели в форме классификационного древа, развитие логического мышления, внимания.
    2. Развитие умения строить родовидовые понятийные отношения.
    3. Развитие умения правильно задавать вопросы.
    4. Развитие умения классифицировать предметы по заданным свойствам.
    5. Развитие пространственных представлений на примере системы координат.

            

    Ход занятия.

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько к нам гостей пришло сегодня! Видите, как они нам улыбаются? Давайте улыбнемся в ответ и поздороваемся.

    Дети проходят, садятся на стульчики.

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо. Но чтобы прочесть его, сначала нам необходимо выяснить, кто автор этого письма. Для этого я предлагаю сыграть вам в игру «Да и нет». Вы будете задавать вопросы, на которые я могу отвечать только да или нет. Попробуем выяснить, кто же пишет нам и что он от нас хочет.

    Дети задают вопросы, пытаясь определить объект.

    Воспитатель: вы правы, ребята, это мальчик, зовут его Петя. Давайте теперь узнаем, что же у него случилось. Читает письмо: «Дорогие ребята!  Со мной произошла беда. Однажды по дороге в школу я потерял букварь. За это Королева Наук заколдовала его, и теперь я не могу ходить в школу. Чтобы расколдовать букварь, нужно пройти испытания королевы Наук. Я слышал, что вы собираетесь в этом году идти в школу и любите решать трудные задачи. Помогите мне пройти испытания!». Ну что, ребята, поможем Пете вернуться в школу? Расколдуем букварь?

    Тогда  нам нужно отправиться  во Дворец, где живёт Королева Наук. Но во Дворец пускают только дружных детей. Каждый из вас должен найти себе друга, товарища.

    Воспитатель проводит дидактическую игру «Найди себе пару».

    Раздаёт детям карточки, на которых картинки подобраны так, что их можно объединить по различным признакам. Например, обобщающим словом: машина, мотоцикл – транспорт (карточки красного цвета); сосна, берёза – деревья; юбка, кофта – одежда (карточки зеленого цвета). Дети объединяются в пары и подходят к обручу, оформленному в виде ворот во Дворец. Воспитатель выслушивает объяснения детей и пропускает их, предупреждая, чтобы карточки дети сохранили до конца испытаний.

    На интерактивной доске появляется изображение замка Королевы Наук. Воспитатель: а вот и первое задание королевы. Она спрашивает, почему ее замок называется Замок 7 чисел?

    Ответы детей.

    Воспитатель: ну что же, теперь мы знаем, что Королева приготовила нам 7 испытаний. Одно мы уже прошли, осталось 6.

    На интерактивной доске появляется изображение системы координат.

    А вот и наш заколдованный букварь. Сейчас мы его увидеть не можем, он спрятан в системе координат. Но за каждое выполненное задание Королева Наук будет давать нам подсказку – правильную координату.  Давайте не будем терять время.

    Дети встают в круг, воспитатель ведущий.

    Дидактическая словесная игра «Что это?».

    Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит слово, обозначающее предмет, а ребенок, поймавший мяч, отвечает родовым названием или соответствующим обобщающим словом:

    капуста - овощ, кукла - игрушка, стол – мебель, пальто - одежда, лиса – животное, ель – дерево, чашка – посуда, пингвин – птица, муравей – насекомое, мальчик – человек, самолет – транспорт, василек – цветок, сом – рыба, малина – ягода, тетрадь – школьная принадлежность, гитара – музыкальный инструмент, телевизор – техника, сапоги – обувь, шапка – головной убор, пистолет – оружие, яблоко – фрукт, мухомор – гриб, круг – геометрическая фигура, восемь – число (цифра).

    Воспитатель: молодцы, ребята! Вы справились с заданием и получаете первую подсказку от Королевы Наук.

    Воспитатель достает конверт с карточкой, на которой координата Г-4 Г-5 Д-4 Е-4.

    Воспитатель: давайте попробуем открыть первую координату.

    Дети подходят к доске, открывают нужные клетки на системе координат.

    Воспитатель: молодцы, ребята! Переходим к следующему испытанию.

    Дети подходят к доске, на которой в произвольном порядке расположены карточки: воробей, голубь, ласточка, утка, лев, волк, зебра, заяц, муравей, бабочка, жук, кузнечик.

    Воспитатель: Ребята, скажите, каким словом можно назвать всех тех, кто изображен на этих картинках? Правильно, это животные. А на какие группы их можно разделить? Птицы, звери, насекомые. Какие животные попали в группу птиц? Почему? (у них 2 лапки, тело покрыто перьями, есть клюв). Зверей? Почему? (4 лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью). Насекомых? Почему? (6 лапок). Теперь вам нужно разделиться на пары, и каждая пара возьмет себе группу. Чтобы разделиться, я предлагаю сыграть вам в игру: вы по очереди будете подходить ко мне и доставать (не глядя) из волшебного мешочка карточку с условным обозначением группы. Те ребята, у кого окажутся одинаковые карточки, станут парой. Каждая пара должна будет разделить свою группу на столько подгрупп, сколько сможет и составить модель.

    Дети делятся на пары, каждая пара обсуждает варианты классификации. Затем по очереди каждая пара подходит к доске и выкладывает свою модель.

    Воспитатель: молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. И за это Королева наук дает нам следующую подсказку.

    Воспитатель достает очередной конверт с с карточкой, на которой координата Г-6 Г-7 Д-7 Е7.

    Дети подходят к доске, открывают нужные клетки на системе координат.

    Воспитатель: продолжаем наши испытания. Достает два листа, на которых изображены модели в виде логического древа. Одна модель красного цвета, другая – зеленого.

    Воспитатель:  Ребята, в этом задании вам нужно будет подобрать к этим моделям понятия. Чтобы выполнить его быстрее, предлагаю разделиться на команды. Для этого посмотрите на ваши карточки, по которым вы делились на пары в начале занятия и разделитесь по цвету этих карточек.

    Дети объединяются в команды по цвету карточек – три красных, три зеленых. Команды обсуждают варианты понятий, подходящих к моделям, отвечают у доски, объясняя свой выбор.

    Воспитатель: это было очень сложное испытание, но вы справились с ним. Молодцы! И мы получаем следующую подсказку.

    Воспитатель достает очередной конверт с  карточкой, на которой координата Д-5 Д-6 Е-5 Е.  Дети открывают координату.

    Воспитатель: а теперь предлагаю немного отдохнуть и набраться сил перед следующим испытанием.

    Физминутка.

    Пчелы в ульях сидят

    И в окошечко глядят,

    Порезвиться захотели -

    Друг за дружкой полетели.

    Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, «засыпают»). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

    Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются)

    Раз - росой они умылись (умываются)

    Два - изящно покружились (кружатся)

    Три - нагнулись и присели

    на четыре снова полетели (летают и жужжат).

    Прилетели, потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

    И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

    Воспитатель: отдохнули, пчелки? Тогда продолжим.

    Подводит детей к 2 обручам, лежащим на полу. Возле обручей на столе лежат карточки: самолет, воробей, роза, автобус, лисица, щука, пароход, песок, снег, осина, юбка, карандаш.

    Воспитатель: посмотрите, ребята, как много предметов. Можно ли их разделить на группы? (можно – живое и не живое). Давайте мы в один обруч положим карточки с изображением живого, а в другой – не живого.

    Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, кладут в обруч.

    Воспитатель: А как вы их разделили? Назовите признаки, по которым мы определяем живое. (дышит, питается, растет, размножается). А мне кажется, что самолет – это птица. У него тоже есть крылья, он может летать. И автобус наверно тоже живой, он же двигается. А пароход – это рыба, он плавает.

    Дети объясняют, почему самолет, пароход  и автобус нельзя отнести к живым существам.

    Воспитатель: и с этим заданием вы справились. Получите следующую подсказку.

    Воспитатель достает очередной конверт с  карточкой, на которой координата Ж-4 Ж-5 З-4 З-5.  Дети открывают координату.

    Воспитатель: молодцы, вы почти расколдовали букварь. Приступим к следующему заданию. Сейчас каждый из вас выберет себе медаль.

    Дети выбирают медали, разложенные на столе изображением внутрь (зеленый большой квадрат, красный маленький квадрат, красный большой круг, зеленый маленький круг, синий маленький круг, синий большой квадрат).

    Скажите, как можно назвать одним словом то, что на них изображено. Правильно, это геометрические фигуры. Теперь каждый из вас стал фигуркой. Пока звучит музыка, фигурки гуляют. Как только музыка остановится, фигурки должны будут объединиться друг с другом по какому-то общему признаку. Когда фигурки объединятся, вы должны будете назвать этот признак.

    Звучит музыка, дети свободно ходят по группе. Как только музыка останавливается, дети объединяются в группы. Объясняют свой выбор (объединились по цвету, форме, величине).

    Воспитатель: ну что же, вы снова справились с испытанием и получаете следующую подсказку.

    Воспитатель достает очередной конверт с  карточкой, на которой координата Ж-6 Ж-7 З-6 З-7  Дети открывают координату.

    Воспитатель: осталось последнее испытание и наша цель достигнута. Посмотрите на наш заколдованный букварь. Он почти открыт, осталась последняя координата. Если вы правильно ее назовете, мы расколдуем букварь, и Петя снова сможет пойти в школу.

    Дети называют координату, открывают ее. На доске появляется изображение школьного букваря.

    Воспитатель: ребята, вы прошли все испытания Королевы Наук. Сложные были задания? С какой целью мы их выполняли? Какое испытание было для вас самым трудным? Самым легким? Какое больше всего понравилось? Как вы думаете, почему нам удалось справиться с такими сложными заданиями? (потому что мы работали дружно, сообща). И я, и Королева Наук надеемся, что вы останетесь такими же дружными ребятами, и когда пойдете в школу, будете так же хорошо справляться со всеми испытаниями. А что мы пожелаем Пете? (хорошо учиться в школе и больше не терять школьные принадлежности). За то, что вы сегодня показали себя такими умными и дружными ребятами, Королева Наук награждает вас почетными значками – умники и умницы. Давайте попрощаемся с нашими гостями, вернемся в группу и расскажем ребятам о наших приключениях.

    Воспитатель раздает детям значки, дети прощаются, уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

    Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

    Конспект комплексного занятия по ПДД познавательного цикла в старшей группе. Тема: «История нашего транспорта».

    Конспект занятия по ознакомлению детей с  историей возникновения транспорта на примере трамвая. Занятие проводится в игровой форме с яркими картинками, с применением дидактических игр....

    Сценарий непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе тема : «Составление рассказа о собаках» с использованием ИКТ

    Сценарий  непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема. Составление описательного рассказа о собаке при помощи схемы.Задачи.1.Закреплять знания детей ...

    Конспект непосредственной образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) для 2 младшей группы. Тема: «Куличи».

    Конспект непосредственной образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) для 2 младшей группы. Тема: «Куличи». Программное содержание: Учить детей аккура...

    Конспект непосредственно образовательного мероприятия по здоровому образу жизни в старшей группе «В здоровом теле – здоровый дух»

    Цель: сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам здорового образа жизни, через самомассаж....

    Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. « Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с использованием интерактивной доски.

    Закрепление умения уменьшать и увеличивать число на единицу; закрепление состава числа 5, умения ориентироваться на листе бумаги, названий геометрических фигур, знания цифр, знаний о днях недели, врем...