КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Наталья Александровна Нарыгина

Тема: «Хрюшка и Степашка собираются на гастроли»                                                                                                                                                      Программные задачи:

  1. Продолжать учить действию построения из заместителей сериационного ряда величин; умению использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами.
  2. Развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по заданному признаку; использовать разрешающие и запрещающие знаки.
  3. Активизировать словарь детей словами - транспорт, музыкальные инструменты, быстрее, медленнее.
  4. Воспитывать у дошкольников чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ

ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ

Тема: «Хрюшка и Степашка собираются на гастроли»                                                                                                                                                      Программные задачи:

  1. Продолжать учить действию построения из заместителей сериационного ряда величин; умению использовать сериационный ряд в качестве модели сериационных отношений между наглядно представленными объектами.
  2. Развивать умение детей сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по заданному признаку; использовать разрешающие и запрещающие знаки.
  3. Активизировать словарь детей словами - транспорт, музыкальные инструменты, быстрее, медленнее.
  4. Воспитывать у дошкольников чувство сопереживания, желание прийти на помощь.

Оборудование:

  1. Полоски из бумаги разной длины по 7 штук на каждого ребенка.
  2. Карточки с изображениями музыкальных и строительных инструментов, обуви, одежды, посуды, цветов; карточки со схематичным изображением обуви, посуды, одежды, цветов; карточки с разрешающими и запрещающими знаками.
  3. Фланелеграфы на каждого ребенка.
  4. Указка
  5. Компьютер, мультимедийный проектор, экран для показа слайдов.

Ход занятия:

     У окна стоят столы, на которых лежат фланелеграфы, полоски разной длины. Перед столами экран. С правой стороны экрана - стол с карточками, на которых изображены инструменты.

     Дети входят в группу.

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к вам. Проходите, садитесь за столы.

     Дети садятся за столы. На экране появляется картинка, на которой изображены Хрюша и Степашка.

- Хрюша и Степашка собрались на гастроли в другой город. Им нужна ваша помощь, поможем им? (Ответы детей) дело в том, что они не могут решить, на чем им можно быстрее добраться до другого города.      

- Сейчас на экране будут появляться картинки, а вы хором их называйте.

     На экране друг за другом появляются картинки транспорта, дети их называют.

- Как одним словом сказать, что это?

- Правильно, это транспорт.

- Чем отличаются эти предметы друг от друга?

- Эти предметы отличаются скоростью движения.

- Правильно, надо отвечать полным ответом. Повтори, Коля.

     Если дети не говорят о скорости движения транспорта, воспитатель может задать вопрос:  Что делает транспорт? А как он движется? (Ответы детей).

     На экране появляются полоски разной длины.

- А чем отличаются полоски друг от друга?

- Эти полоски разной длины.

- Из этого транспорта, что движется быстрее всего?

- Быстрее всех движется ракета.

- Полоской, какой длины можно обозначить ракету?

- Ракету нужно обозначить самой длинной полоской.

- Почему?

- Потому что ракета движется быстро и полоска самая длинная.

- Из этого транспорта, что движется быстрее?

-  Из этого транспорта быстрее всех движется самолет.

- Из этих полосок, какую надо выбрать?

- Полоску, которая короче первой.

- Почему?

- Потому что самолет движется медленнее ракеты, и полоску надо взять покороче.

- У вас на фланелеграфе тоже есть транспорт. Разложите его по скорости передвижения, от самого быстрого до самого медленного, начиная с верхнего левого угла фланелеграфа, а Хрюша и Степашка у себя.

     Воспитатель указкой показывает на экране, как надо раскладывать полоски. Дети работают, воспитатель оказывает индивидуальную помощь наводящими вопросами.

- Посмотрите, друг у друга, все правильно разложили транспорт?

- Да, все правильно разложили транспорт.

- А теперь надо проверить у Хрюши и Степашки.

     На экране появляются, с правой стороны экрана сверху вниз, картинки с изображением транспорта, а с левой стороны экрана – сериационный ряд из полосок, где есть одна ошибка.

- Они правильно разложили транспорт?

- Нет, надо поменять полоски.

     Дети находят ошибку, и на экране появляется правильный сериационный ряд из полосок.

- Какие вы внимательные, молодцы!

- Ребятки, давайте хором расскажем Хрюше и Степашке, как мы расставили транспорт по скорости движения, чтобы они запомнили. Я начну, а вы помогайте.

- Ракета самый быстрый транспорт, самолет движется медленнее ракеты, машина движется медленнее …

     Дети продолжают рассказ.

- А теперь загадка. Слушайте внимательно, скажите, чем отличаются скорость движения ракеты от самолета?

- Ракета движется быстрее, а самолет медленнее.

- Умница, правильно отгадала загадку!

- Чем отличаются скорость движения автобуса от лодки?

- Автобус движется быстрее, а лодка медленнее.

- Молодец, правильно!

- Назовите транспорт, который движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты?

- Самолет движется быстрее автомобиля, но медленнее ракеты.

- Мне очень нравится, как вы отвечаете. Все правильно, молодцы!

- А для чего мы выстраивали транспорт по скорости передвижения?

- Мы выстраивали транспорт по скорости передвижения для того, чтобы узнать какой транспорт самый быстрый. Это ракета.

- Так на чем же поехать Хрюше и Степашке на гастроли? (Ответы детей)

     Дети высказывают свое мнение и вместе с воспитателем приходят к выводу, что удобнее всего долететь на самолете.

- Да, ракета слишком быстро летит и не сможет приземлиться в другом городе, на поезде ехать долго, лучше всего на самолете.

- Хрюше и Степашке надо ехать за билетами, а они еще не купили одежду, обувь, инструменты для выступления. Поможем им? (Ответы детей)

- Пусть Хрюша и Степашка едут за билетами, а мы съездим в магазин. Но сначала возьмите фланелеграфы с транспортом и положите вот на этот стол. Дети убирают фланелеграфы со столов.

-  Становитесь за мной друг за другом. Дружно мы в автобус сели, вместе завели мотор. На педали нажимаем, едем! Что случилось, вот беда! Спустили четыре колеса. Мы колеса накачаем, снова путь свой продолжаем. Вот направо поворот, вот налево поворот, а теперь вперед, вперед!    

  Дети идут за воспитателем, и она подводит их к столу.

- Вот мы и приехали в магазин. Посмотрите, а товар то не разложен! Давайте его разложим. Становитесь в большой круг, я раздам вам по одной картинке, а вы внимательно посмотрите на картинки и найдите себе пару. (Действия детей)

- Я очень довольна, что вы справились с заданием. Почему вы считаете себя парой?

- Мы считаем себя парой потому, что у нас одежда.

     Воспитатель спрашивает у всех детей, почему они считают себя парой.

- Молодцы, все отвечают дружно и полным ответом.

- Давайте, весь товар разложим на витрине, чтобы было удобно покупателям. Смотрите, я буду показывать отдел, а вы раскладывайте товар.

- Вот теперь уже понятно, что продается в магазине, осталось разложить еще некоторые предметы (раздает детям карточки). Ищите себе пару. (Действия детей)

     Воспитатель спрашивает у каждой пары, почему они выбрали друг друга. У двух детей не должно получиться пары.

- Почему ты остался без пары?

- Я остался без пары, потому что …

- Тогда придумай себе пару сам! (Ответ ребенка)

- Тогда и эти предметы надо разложить на витрине. (Действия детей)

- Все правильно? (Ответы детей)

- Товар мы разложили, а зачем мы сюда пришли?

- Мы пришли в магазин, чтобы купить одежду и обувь Хрюше и Степашке.

- Тогда пусть половина детей будут «продавцами», а остальные – «покупатели». Дело в том, что Степашка оставил мне записку, где он нарисовал, что нам надо купить. «Продавцы» внимательно слушают и прежде чем продать товар, могут посоветоваться друг с другом, а я с «покупателями» прочитаю записку.

     Воспитатель показывает «покупателям» записку, с нарисованными на ней знаками, и помогает им ее прочитать. «Продавцы» по описанию находят нужный товар. Так дети покупают рубашку, туфли.

 - Вы самые лучшие помощники, одежду и обувь для Хрюши и Степашки мы купили. Все это я сложу в коробку.  Нам осталось купить инструменты, для этого перейдем в следующий отдел.

     Воспитатель ведет детей к другому столу.

- В этом отделе я продавец, и разложу перед вами разные инструменты. А вы – покупатели. Посмотрите и выберите, пожалуйста, только те инструменты, которые могут пригодиться Хрюше и Степашке для выступления. (Действия детей)

- Как называются инструменты, которые вы взяли?

- Надо отвечать полным ответом. Эти инструменты называются музыкальные.

- А что осталось?

- Остались инструменты плотника.

- А почему вы эти инструменты не взяли?

- Потому что они не нужны для выступления на сцене.

- Все просьбы Хрюши и Степашки выполнили?

- Да!

- Молодцы! Пора возвращаться обратно. Садитесь в автобус. Дружно мы в автобус сели, вместе завели мотор. На педали нажимаем, едем! Что случилось, вот беда! Спустили четыре колеса. Мы колеса накачаем, снова путь свой продолжаем. Вот направо поворот, вот налево поворот, а теперь вперед, вперед!    

     Воспитатель приводит детей за столы.

     На экране картинка, где Хрюша и Степашка стоят с сумками.

- Хрюша и Степашка уже приготовили сумки. Как же нам передать вещи? У меня есть волшебный платок, я накрою коробку с вещами, мы скажем волшебные слова, абракадабра, бум-с и вещи окажутся у Хрюши и Степашки.

     Воспитатель вместе с детьми произносит слова и на экране появляются вещи.

- Хрюша и Степашка благодарят вас за помощь, им пора поковать вещи. Ну что ж нам осталось пожелать им счастливого пути. До свидания.

- Ребята, что вам сегодня понравилось (Ответы детей)

- Мне тоже очень понравились, как вы помогали Хрюше и Степашке, молодцы! Вы очень добрые и отзывчивые мальчики и девочки. Спасибо! Досвидания.

     

   

 Чтобы помочь Хрюшке и Степашке быстро добраться до другого города нужно расставить транспорт по скорости передвижения – от самого быстрого до самого медленного. Что для этого можно взять? (Ответы детей).

- Как надо разложить полоски? (Ответы детей).

- Почему ты так думаешь? (Ответы детей).

- Вы согласны, ребята или думаете по - другому? (Ответы детей).

- Разложите транспорт по скорости передвижения, от самого быстрого до самого медленного.

     Дети самостоятельно раскладывают полоски от самой длинной до самой короткой. При затруднениях воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

- Самая длинная полоска что обозначает? (Ответы детей).

- А самая короткая? (Ответы детей).

- Ребята, пока мы работали, Хрюшка и Степашка смотрели, что мы делаем. Давайте расскажем им, как мы расставили транспорт.

     Далее дети хором с помощью воспитателя  рассказывают о выстроенном сериационном ряде, а один из детей показывает картинки на экране.

     На экране картинки расположены врассыпную. После того, как дети расскажут о транспорте, на экране появляется правильно выстроенный сериационный ряд: слева и сверху вниз расположены картинки с изображением транспорта, а справа - полоски.

- Молодцы ребята! Пусть Степашка посмотрит, какой транспорт самый быстрый. А вы подумайте, на каком транспорте Степашке и Хрюшке быстрее можно попасть на гастроли. (Ответы детей).

     Если дети называют «ракета», воспитатель уточняет, можно ли на ракете долететь до другого города и приземлиться в нем. И подводит детей к выводу, что удобнее и быстрее долететь на самолете.

 - А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Выходите на ковер и вставайте в круг. Я каждому дам картинку (раздает). Вам нужно найти пару.

- Веселей всегда вдвоем, пару каждому найдем.

     Дети ищут себе пару.

- Почему вы решили, что это пара? (Ответы детей)

     Дети объясняют, почему они выбрали друг друга. Они могут дополнять ответы товарищей.

- Молодцы, вы дружные ребята, быстро нашли себе пару.

- Смотрите, а Хрюшка и Степашка опять загрустили. Чтобы выступать перед зрителями с интересной программой, им нужно взять с собой инструменты. А какие, они не знают. Вы им поможете? (Ответ детей).

- Тогда подойдите, пожалуйста, ко мне. Дети подходят к воспитателю, стоящему у стола.

- Посмотрите, сколько здесь инструментов! А на всех ли инструментах  можно исполнять музыкальные произведения? (Ответы детей).

- Выберите, пожалуйста, только те, которые Хрюшка и Степашка могут взять с собой на гастроли. (Действия детей).

- Покажите, что вы выбрали. Посмотрите друг у друга, на всех этих инструментах можно играть? Как  они называются? (Ответы детей).

- А почему вы отобрали именно эти инструменты? (Ответы детей). Молодцы, вы хорошо знаете назначение инструментов!

- Хотите поиграть на музыкальных инструментах? Я буду их показывать (собирает карточки), а вы будете изображать игру на них.

     Воспитатель показывает картинки: барабан, скрипка, дудочка, балалайка, музыкальные тарелки. Дети все вместе изображают игру на инструментах.

- Степашка и Хрюшка рады, что вы помогли им. А в чем выражалась ваша помощь? (Ответы детей).

- Они благодарят вас (звук аплодисментов), и отправляются в аэропорт, чтобы не опоздать на свой рейс. Давайте пожелаем им счастливого пути!    

- Я очень рада, что в вашем детском саду, растут такие добрые, отзывчивые мальчики и девочки! Спасибо вам!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...

Конспект экологической игры с элементами геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста "В посках тайника старичка Лесовичка"

Данный конспект позволит в интересной и увлекательной форме систематизировать представления детей о разнообразии животного и растительного мира леса, формировать представления о том, что человек это ч...

Проведение НОД с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста

Методическая разработкапроведения непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста.Рассматривание картины «Катаемся на сан...

Творческий проект на тему: «Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича (подготовительная группа)

Творческий проект на тему: Развитие элементов логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича (подготовительная группа)...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...