НОД познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста «Мыльные истории!»
опыты и эксперименты (старшая группа)

элемент экспериментирования "Мыловарение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Чапаевск

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования

с детьми старшего дошкольного возраста

«Мыльные истории!»

Воспитатель: Н.В.Хен

2019г.

Цель: расширять и закреплять представления детей о разновидностей, назначении и свойствах мыла путем исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательно развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения мыла, его разновидностями; познакомить с процессом изготовления в домашних условиях; развивать умения и навыки опытно-исследовательской деятельности; воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни. Формировать умение на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы; развивать познавательную активность;

Образовательная область: «Речевое развитие»

Задачи: обогащать и активизировать словарный запас (душистое, туалетное мыло, пена) детей на основе знаний о мыле и воде;  развивать связную речь.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Задачи: развивать точность и координацию движений.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи: закрепить правила безопасности при работе с мылом, с электрической плитой. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы. К.И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто «Девочка чумазая», разучивание малых литературных форм, народных песенок, потешек.

2. Беседа на тему «Зачем надо умываться?»

3. Рассматривание иллюстраций«Дети моют ручки», картинок «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная»

4. Проведение Дидактической игры «Предметы для умывания» Дидактического упражнения «Научи Мишку правильно умываться»

5. Просмотр мультфильмов и презентации о здоровом образе жизни, о правилах гигиены тела

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Ребята, а теперь поздороваемся, друг с другом, давайте встанем в кружок.

Здравствуй правая рука - протягиваем руки вперёд

Здравствуй левая рука - протягиваем рук вперёд

Здравствуй друг - берёмся одной рукой  с соседом,

Здравствуй друг - берёмся другой рукой - Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Маша заходит в зал грустная.

Воспитатель: ой ребята к нам в гости девочка пришла.

Воспитатель: здравствуй девочка.

Маша: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Давайте познакомимся.

Дети: девочка тебя как зовут?

Маша: Маша

Воспитатель: ребята наша Маша грустит почему – то. Узнаем почему?

Дети: Маша, а почему ты грустишь?

Маша: Со мной приключилась беда. Я шла на день рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на день рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми.

Воспитатель: ребята скажите пожалуйста, как называется мыло, которым мы моем руки и лицо?

Дети: туалетное

Воспитатель: а кто знает, как называется мыло, которое применяется в хозяйстве?

Дети: хозяйственное. Им стирают одежду, вещи.

Маша: а где и как делают мыло?

Воспитатель: ребята, а вы знаете как делают мыло?

Дети: нет

Воспитатель: а вы хотите узнать как делают мыло?

Дети: да

Воспитатель: тогда, я предлагаю вам и Маше отправиться в «Лабораторию мыла», где мы узнаем много нового.

Воспитатель: вы согласны?

Дети: да.

Воспитатель: тогда в путь.

Физкультминутка:

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки
 — дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –
 дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседают. Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

Воспитатель: вот мы и пришли в лабораторию.

Маша: Ой, ребята, посмотрите, какой мешочек красивый? Наверное в нем конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебный мешочек. Чтобы узнать, что в нем к нам на помощь придут наши помощники - органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебный мешочек, ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, прямоугольный, овальный, треугольный, квадратный.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

Воспитатель: А теперь откройте мешочек и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

Воспитатель: А теперь возьмите в руки мыло и послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звука он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо, перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиями.

Маша: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета, формы и запахи.

(оставляют кусочки мыла на столе)

Воспитатель: ребята, Маша, а раньше ведь такого разнообразия мыл не было. Пользоваться мылом могли позволить себе только знатные люди, а простой народ использовал золу. Даже способ приготовления мыла держался в строжайшем секрете. Но вскоре мыло разрешили варить всем, и умельцы научились добавлять в него различные ароматизаторы, красители, отвары целебных трав и другие ингредиенты, полезные для кожи.

(появление профессора Чудакова в виде бабы-Яги)

Воспитатель: это профессор Чудакова, поздороваемся, сейчас профессор расскажет и покажет нам как варится мыло, разливается по формочкам.

Профессор: здравствуйте, я рада Вас приветствовать у себя в лаборатории.

Профессор: но прежде, чем мы приступим я предлагаю на деть вам фартуки.

(Профессор предлагает надеть фартуки)

Маша: Как всего много.

Дети занимают места около стола

Профессор: ребята посмотрите, для того, чтобы сварить мыло, нам понадобятся: формочки (какой они формы?); красители (чтобы сделать мыло разноцветным) - у нас есть синий, красный, желтый; эфирные масла, чтобы мыло было ароматным и полезным; и самое главное - это мыльная основа.

Профессор: потрогайте ребята, какая она? Маша ты тоже потрогай.

Дети: Прозрачная, твердая

Профессор: сейчас мы ее нагреем на водяной бане и она станет жидкой. Водяная баня – это кастрюля с водой которая кипит  на плите. Повторим правила безопасности при работе с плитой: ее руками мы не трогаем, и все что на плите стоит руками трогать нельзя. Почему ребята, вы знаете?

Дети: потому что плита горячая.

Профессор: вода в кастрюле закипела. Опускаем стакан с мыльной основой для того, чтобы она растаяла, стала жидкой.

(Профессор предлагает пройти к другому столу и присесть)

Воспитатель: а пока наша основа греется, мы с вами разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика

Руки моем, не спешим

И ребяток не смешим

А душистым скользким мылом

Руки долго-долго мылим,

Пену нежную взбиваем,

Ею ручки покрываем

Моем чисто щечки, носик

Глазки, лобик, подбородок

Нежно щечки вытираем

Полотенцем мягким,

Вытираем каждый пальчик,

чтоб сухим стал, гладким

нет ни капли на ладошках

У Арины и Алима.

- Молодцы!

Профессор: Вот и наша основа готова. Какой она стала?

Дети: жидкой

Профессор: Ребята, не забываем о технике безопасности.

  • Нужно быть аккуратными при работе с красителями
  • Аромат не нужно нюхать из флакона, чтобы избежать аллергии.
  • При разогревании основа имеет высокую температуру, поэтому необходимо соблюдать осторожность, во избежание ожога при попадании горячего мыла на кожу.

Профессор объясняет ход работы:

-теперь я беру краситель и добавляю в основу, а вы повторяйте за мной. Затем беру палочку и перемешиваю аккуратно.

- далее беру эфирное масло, можете понюхать. Чем у тебя (Слава) пахнет? Тоже добавляю в основу, нужно несколько капель, перемешиваю.

- теперь разольем по формочкам. И оставляем наше мыло, ему нужно остыть.

Воспитатель: ребята, пока наше мыло остывает мы покажем и расскажем Маше, как нужно пользоваться мылом.

Воспитатель: а для этого я предлагаю Вам пройти в другую комнату лаборатории.

Воспитатель: Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:

Дети: 1. Всё за собой ты убери,

Будь аккуратным и не сори. (Имя ребенка)

2. Не пробуй на вкус ничего никогда,

Иначе тебя ожидает беда. (Имя ребенка)

3. И никогда никому не мешай,

Соседа всегда своего уважай! (Имя ребенка)

Воспитатель: вот мы с вами повторили правила безопасности.

Воспитатель: ребята посмотрите, что это в чашке?

Дети: вода

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?)

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?        

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша: А до этого, оно какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Теплою водою

Руки чисто мою

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Маша: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки, тем лучше отмывается грязь.

Маша: А с водой то, что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная и непрозрачная.

Маша: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла.

Маша: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

Воспитатель: молодцы ребята, вот мы рассказали и показали Маше, что такое мыло и как им пользоваться.

Профессор: ребята, наше мыло уже застыло. Посмотрите, что у нас получилось. (Профессор выносит на подносе и показывает кусочки мыла). Вот такие кусочки мыла мы с Вами сделали.

Воспитатель: Ну, что же ребята, вы  сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А ты Маша иди и постирай свое платьешко с мылом. И возвращайся к нам. Отправляемся ребята.

 (Дети возвращаются в сад).

По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки
 — дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –
 дети перешагивают через воображаемые камешки, при словах «в ямку за товарищем» приседают. Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

Воспитатель: вот мы снова в детском саду.

Маша появляется перед детьми чистая.

Маша: а вот и я, посмотрите, какое у меня чистое платьице. Я его с мылом постирала. Теперь я могу пойти на день рождение к своей подруге.

Воспитатель: какая ты Маша молодец!

Поем песню.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю подарим нашим гостям подарки.

(дарят гостям кусочки мыла)

Маша: и у меня для вас есть подарки. Вот ребята угощайтесь. 

Дети: спасибо.

Воспитатель: ребята, нам пора, попрощаемся с нашими гостями. До свидания.

Заключение

В ходе опытно-экспериментальной деятельности все поставленные цели и задачи были выполнены. Дети узнали много познавательного и определили значение мыла в нашей жизни.

Делать мыло своими руками очень интересно. Детям очень понравилось  эта образовательная деятельность, они и дальше будут экспериментировать. Будут использовать разные цвета, формы и запахи. Это  очень увлекательный   процесс! Зная рецепты приготовления, можно в домашних условиях сварить мыло. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»

·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

«Организация занятий с элементами экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Экспериментирование пронизывает все виды детской деятельности. Ребенок может экспериментировать везде: в игре, на занятии, во время приема пищи, в наблюдении, во время выполнения трудовых действий, на...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

«Воздух-невидимка»С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Воздух-невидимка» с элементами  экспериментирования с детьми  старшего дошкольного возраста.Одним из главных достоинств экспериментирования является то, что оно дает возможность...

Сценарий игровой образовательной ситуации с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Мыльные забавы»

Цель  Формировать активные поисковые действия, с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность....