Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Возиян Галина Павловна

      Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников).  Различия между соседними элементами ряда постоянны на всём его протяжении.

     Цель сериационных рядов – познакомить детей со свойствами предметов, учить сравнивать предметы по нескольким параметрам величины одновременно, понимать относительность величины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Варианты дидактических материалов с целью развития у детей старшего дошкольного возраста способности создавать сериационные ряды и понимать относительность величины. Предложить варианты заданий и вопросов для данных дидактических материалов.

      Сериационный ряд - последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением (полоски, шарфики, набор матрешек, набор слоников).  Различия между соседними элементами ряда постоянны на всём его протяжении.

     Цель сериационных рядов – познакомить детей со свойствами предметов, учить сравнивать предметы по нескольким параметрам величины одновременно, понимать относительность величины.

Обучая детей построению сериационных рядов, мы постепенно усложняем используемый дидактический материал:

1.    Сначала 3 предмета (3 – 4 года), далее увеличение количества объектов до 10 предметов (6 – 7 лет). В старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет) возможно использовать 7 – 8 элементов при построении сериационного ряда.

2. Постепенное уменьшение величинных различий между соседними элементами ряда. 

3. Сначала - отличие только по одному свойству. Далее - увеличение числа различительных признаков. 

Дети осваивают сериацию в системе следующих игровых упражнений:

1. Построение сериационного ряда по образцу (шапки, шарфики).

2.  Продолжение начатого воспитателем ряда.

3. Построение сериационного ряда по правилу с заданными крайними элементами.

     Правила сериации:

1. Выявить основание сериации, т. е. признак (конкретную величину), по которому необходимо упорядочить предметы (размер, длина, масса и пр.)

2. Определить направление ряда (по нарастанию или по убыванию величины)

3. Выбрать начальный элемент (самый маленький или самый большой)

4. Для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой)

4.  Построение ряда по правилу от заданной воспитателем начальной точки.

5. Построение ряда по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда.

6.  Построение ряда от любого элемента, заданного воспитателем.

7. Поиск пропущенных элементов ряда. Элементы пропущены в разных местах ряда, отсутствуют 1 или 2-3 элемента, следующие друг за другом.

Наборы дидактического материала:

1) Шарфики разного цвета, одинаковой ширины и разной длины (от 6 до 20 см, отличие=2см)

Упражнения:

Построение ряда по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда.

1.Сколько всего у нас шарфиков?

2.Чем они отличаются друг от друга?

3.Какой из шарфиков самый длинный, короткий?

4.С какого шарфика начнем выстраивать ряд, с самого короткого или с самого длинного?

5.Какой шарфик будет следующим?

6.Какой шарфик длиннее желтого, какой короче?

7.Сравните первый и последний шарфик, какой из них длиннее, какой короче?

Поиск пропущенных элементов ряда.

(шарфики выложены по нарастанию (увеличению длинны), убраны голубой и желтый шарфик)

1.Где должен лежать голубой шарфик?

2.Какой шарфик длиннее голубой или фиолетовый?

3.Где должен лежать желтый шарфик?

4.Чем отличается желтый шарфик от красного?

5.Какой шарфик длиннее желтого красный или розовый?

6.Можно ли положить бледно-розовый шарфик последним? Почему?

2) Шарфики разного цвета, одинаковой ширины и разной длинны (от 10 см до 17 см, отличие=1см) с горошками в количестве от 1 до 8 (отличие по 1 параметру величины, но уменьшили величинные различия между шарфиками и по количественному признаку)

Упражнения:

Продолжение начатого воспитателем ряда.

(Воспитатель начала выкладывать сериационный ряд по убыванию, начиная с самого длинного шарфика)

1.Какой шарфик будет следующим?

2.Как мы будем это определять?

3.Какой шарфик длиннее синий или бледно-розовый?

4.Какие шарфики короче красного?

5.Можно ли розовый шарфик положить последним? Почему?

Построение сериационного ряда по правилу с заданными крайними элементами.

(шарфики выложены по длине, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным)

1.Как определить какой шарфик будет следующим?

2.Как мы это определим?

3.Какой шарфик короче фиолетовый или голубой?

4.Если фиолетовый шарфик будет следующим за бледно-розовым, то какой шарфик будет за фиолетовым?

5.Можно ли положить желтый шарфик перед зеленым? Почему?

Построение ряда от любого элемента, заданного воспитателем.

(Воспитатель сказала выложить шарфики по количественному признаку (по убыванию), начиная с шарфика, у которого больше всех горошин)

1.Что надо сделать, чтобы узнать какой шарфик будет первый?

2.У какого шарфика больше горошин, у красного или голубого?

3.Какой шарфик мы положим после желтого?

4.Какой шарфик будет последним?

3) Шапки разного цвета, разной величины с горошками в количестве от 1до 8 (отличие по 1 параметру величины и по количественному признаку, вместе с шарфиками возможно задание построения сериационного ряда по образцу)

Построение сериационного ряда по образцу

(шарфики выложены по уменьшению длины (убыванию), надо выложить шапочки по такому же признаку)

1.Сколько у нас шапочек?

2.Какая из них самая большая, маленькая?

3.Как мы это определим?

4.С какой шапочки мы начнем выкладывать ряд?

5.Какая шапочка будет следующая?

6.Подойдет ли голубая шапочка к голубому шарфику? Почему?

7.Зависит ли какого цвета шапочка или нет? Почему?

8.Какая шапочка больше синяя или бледно-розовая?

9.Если фиолетовая шапочка меньше бледно-розовой, а бледно-розовая меньше синей, то будет ли фиолетовая шапочка меньше синей?

Построение сериационного ряда по образцу

(шарфики выложены по количественному признаку(нарастанию), начиная с шарфика, у которого меньше всех горошин, надо выложить шапочки по такому признаку, начиная с шапочки, у которой меньше всех горошин)

1.Как мы узнаем, как шапочка будет первой?

2.Что для этого надо сделать?

3.Как мы дальше будем выкладывать шапочки?

4.У какой шапочки больше горошин у зеленой или красной?

5.Какая шапочка будет следующей после фиолетовой?

6.Какая шапочка будет последней?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

Старший дошкольный возраст – это тот возраст, в котором ребенок особенно много впитывает и познает окружающий мир ,  познает окружающую действительность, накапливает знания и умения....

"Дидактическая игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

   Речь - это специфически человеческий способ формирования мыслей с помощью языковых средств.       Развитие речи у ребенка подчи...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

Дидактические игры, направленные на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста

Осуществлению  работы, направленной на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста помогут дидактические игры, которые имеют простое содержание, несложную инструкцию и интересны д...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дидактическая игры предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью обучения последовательных действий. Для развития инициативы и самостоятельности детей....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

    Особое место в логопедической работе с дошкольниками, имеющими ТНР, занимают дидактические игры, так как они тесным образом связаны с учебно-воспитательным и коррекционно-развиваю...