Методическая разработка "Картотека дидактических игр".
картотека по математике (подготовительная группа)

Светлана Анатольевна Васильева

Ребёнок упражненяется в составлении геометрических фигур на плоскости стола.Ребёнок анализирует и обследует фигуры зрительно -осязательным способом .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по математике. Цветные счётные палочки

Представляем вашему вниманию дидактические игры по математике.
Данные игры можно проводить как дома, так и в детском саду. Проводить групповые или индивидуальные занятия.
Из всего многообразия математических игр наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.

Для проведения дидактических игр по математике нам понадобится:

- счётные палочки (15-20 штук)



Цель математических игр:

Ребенок упражняется в составлении геометрических фигур на плоскости стола. Ребенок анализирует и обследует фигуры зрительно-осязаемым способом.

Математические Задания:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
4. Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники
9. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
10. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученных в результате при-строения, образуют 1 большой).
11.  Составить квадрат и треугольник маленького размера
12. Составить маленький и большой квадраты
13. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

 


Задаём вопросы:


Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур.
Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек

Игры и упражнения с цветными счетными палочками:

 Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением.
Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.

Назначение. Развитие пространственных представлений, закрепление знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур.

 




Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи

в старшей – подготовительной группе.

 

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова  мычит

Тигр  рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает

Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

 

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в».

Ход: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

педагог: – Дети:

Кто живёт в дупле? -Белка.

Кто живёт в скворечнике? -Скворцы.

Кто живёт в гнезде? -Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака.

Кто живёт в улье? -Пчёлы

Кто живёт в  норе? -Лиса.

Кто живёт в логове? -Волк.

Кто живёт в берлоге? -Медведь.

Вариант 2.

педагог: -Дети:

Где живёт медведь? -В берлоге.

Где живёт волк ?-В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

 

 

 

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

 

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

«Кто как передвигается?»

 

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

педагог: -Дети:

Собака -стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

 

«Горячий – холодный»

 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог: -Дети:

Горячий -холодный

Хороший -плохой

Умный -глупый

Весёлый -грустный

Острый -тупой

Гладкий -шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Педагог :-Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

 

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

педагог:- Дети:

Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

 

«Из чего сделано?»

 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

педагог: -Дети:

Рукавички из меха -меховые

Таз из меди -медный

Ваза из хрусталя -хрустальная

Рукавички из шерсти -шерстяные

 

«Кто кем был?»

 

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок – яйцом                                           Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком                                     Шкаф – доской

Корова – телёнком                                            Велосипед – железом

Дуд – жёлудем                                                    Рубашка – тканью

Рыба – икринкой                                               Ботинки – кожей

Яблоня – семечкой

Дом – кирпичём

Лягушка – головастиком                                 Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей                                         Взрослый – ребёнком

 

«Что звучит?»

 

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и  основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

 

«Лови да бросай – цвета называй»

 

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

педагог:- Дети:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой  -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

 

«Чья голова?»

 

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья

 

 

 

 

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

 

 

 

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы             стул – стулья

Гора – горы               лист – листья

Дом – дома                носок – носки

Глаз – глаза              кусок – куски

День – дни                прыжок – прыжки

Сон – сны                  гусёнок – гусята

Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

 

 

«Подбери признаки»

 

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 

 

«Животные и их детёныши»

 

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

 

«Подбери словечко»

 

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.

педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.

Вариант 2. Педагог  называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети:

Огурец, помидор-Овощи.


Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве)

Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы:

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

 

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

 

Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет)

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

 

«Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

 

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

Дидактические игры для детей старшей группы (величина)

«Посадим елочки в ряд»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.

Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

 

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.


Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе.

«Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

 

«Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

 

«Соберем букет»

Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.

Материал: плоские изображения цветов, вазы.

Ход игры: ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?

 

«Мои первые цифры»

Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.

 

«Найди пару»

Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.

 

«Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал: цифры, разные игрушки.

Ход игры: воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

 

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Материал: плоскостные игрушки.

Ход игры: игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

 

«В магазине игрушек»

Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.

Материал: разные игрушки.

Ход игры: приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.

 

«Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.

 

«Головоломка»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: детали головоломки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий предлагает детям сложить из деталей головоломки раз-

ные изображения, затем посчитать их и проверить, правильно ли они сложили. Правильность определяется тем, что рядом с предметами должна оказаться соответствующая цифра.

 

«Путаница»

Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды, предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора.

 

«Математика на магнитах»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами.

Ход игры: ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами и предметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше (меньше), затем – на 2 больше или меньше.

 

«Что прибавилось?» «Что убавилось?»

Цель: учить собирать логическую цепочку из пяти карточек, комментировать свои действия.

Материал: карточки с разным количеством предметов до 4.

Ход игры: детям раздают серии карточек, при этом обращают внимание на то, что на одной из них нет предметов (елка без игрушек, ежик без яблок). Предлагают построить ряд, самостоятельно выявить закономерность расположения карточек. При затруднении предлагаем посчитать предметы на карточках, подводим к установлению закономерности расположения предметов. Игра может проводиться в другом варианте, при этом дети раскладывают карточки в порядке убывания.

 

«Выставка игрушек»

Цель: учить сопоставлять определенное количество предметов с цифрами, составлять число из единиц и их двух меньших.

Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).

Ход игры: ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.

 

«Золушка»

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.

Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).

Ход игры: ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по Дидактические игры по развитию математических представлений у детей второй младшей группы три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.

 

«Фрукты на тарелке»

Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц, из двух меньших, развивать тактильные ощущения, мелкую моторику.

Материал: муляжи фруктов, тарелка.

ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ?

Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.

Оборудование: фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.

Содержание. Воробей летает по полянке; когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке, внизу, под кустиком, справа, у цветка, сзади, за дерево и т. д.».

Примечание. Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.

ДОЙДИ ДО ФЛАЖКА.

Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.

Оборудование: флажки на подставках.

Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.

Оборудование: звездочки.

Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Игорем»; «Женя за Леной»; «Коля между Васей и Светой»; «Ира самая последняя, а Володя рядом» и т. д.

Вариант 1. Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»; «Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.

Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоменают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка, например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».

ЧТО СПРАВА?

Дидактическая задача: совершенствовать умение детей определять пространственное положение нескольких предметов.

Оборудование: флажки.

Содержание. Дети по очереди встают и описывают то, что находится у них справа (слева, впереди, сзади). Дети могут повернуться лицом к окну (двери, шкафу), тогда ориентиры изменятся. За правильный ответ получают флажки.

УГАДАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Дидактическая задача: определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Оборудование: набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки.

Содержание. На полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. Например: «Стул стоял слева от дивана, а его поставили около стола». Когда дети усвоят правила игры, можно делать одновременно две-три перестановки.

Примечание. Вместо набора мебели можно использовать предметные картинки (обувь, одежда, цветы, предметы домашнего обихода), располагая их группами на наборном полотне или фланелеграфе.

ГДЕ ИСКАТЬ?

Дидактическая задача: формировать умение детей ориентироваться в пространстве; учить выбирать направление поиска.

Оборудование: игрушки.

Содержание. Водящий выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий возвращается, дети направляют его поиск словами: на столе, под партой, у окна, рядом с аквариумом, между полочками и т. д. Найденную игрушку ребенок берет поиграть. Впоследствии может быть двое водящих.


ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

«Утка с утятами»

                

Цель. Развивать у детей представление о сохранении количества.

Материал. Набор уток с утятами. Один большой и десять маленьких одноцветных кругов.. Фланелеграф

Содержание. Педагог, предлагая детям взять с подноса одну утку-маму и отсчитать для нее утят, обращает их внимание на то, чтобы утята обязательно находились рядом с мамой и чтобы дети запомнили количество деток-утят.

Игровая ситуация. Педагог (объясняя содержание игры). С помощью кружков я буду показывать, как плавает утка со своими утятами. Ваши утки будут плавать так, как я покажу, а вы поможете ей, считая утят, следить за тем, чтобы никто не потерялся.

Педагог показывает на фланелеграфе пространственное расположение утки с утятами: слева - направо, сверху - вниз, снизу-вверх, справа - налево, вокруг утки и др. По ходу игры задает вопросы: сколько у твоей утки утят? Все ли они на месте? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?

«Знакомимся с цифрами»

Цель. Подобрать цифру к каждой карточке с изображением количества предметов. 
Материал. Счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.  
Содержание. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку. 
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.  

«Угадайка»

Цель. Упражнять детей в счёте.
Материал. Коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.  
Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".  

        

        

        

«Весёлый счёт»

Цель. Развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр.

Материал. Для проведения игры понадобятся две таблицы, расчерченные на 10 квадратов. В каждом квадрате написано число от 1 до 10 в произвольном порядке. В зависимости от подготовленности детей количество квадратов в таблице и цифр может быть больше.

Содержание. В состязании принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

        

«Весёлая гусеница»

Цель. Упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.

Материал. Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы.

На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.

Содержание. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.    

 

        

        

«Подбери игрушку»

Цель. упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Материал. Игрушки.

Содержание. Педагог объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Посчитай птичек»

Цель. Показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Материал.  Картинки с птичками.

Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

«Машины»

Цель.  закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В.  проверяет порядок номеров, игра продолжается.

«Живые числа»

Цель. упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай правильно»

Цель. упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.

Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

        

«Сколько разных игрушек»

Цель. закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Материал. Наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число); карточки, на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число, (причем предметы расположены по-разному: по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка.

Содержание. В. ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает: «Как узнать, сколько разных игрушек?» 0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В заключении спрашивает: Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод: «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям: «На столе лежат карточки рисунками вниз. Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку, на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».

 «Который по счету»

Цель. закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.

Материал. 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на подставках), 7 разных игрушек.

Содержание. В. обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля? Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем? Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю), то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с елочками.

Педагог ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя, посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала? Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя? Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно, когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.

«Что звучит и сколько?»

Цель. упражнять в порядковом счете звуков.

Материал. Барабан, металлофон, 2 палочки, бубен, погремушка, ширмочка.

Содержание. В. размещает на столе барабан, металлофон, палочки, бубен, погремушку. Предлагает детям сначала послушать, как звучит каждый инструмент, затем ставит ширмочку и говорит: «Сейчас мы с вами поиграем. Надо будет угадать, на каких инструментах я играла, и сколько всего было звуков? Педагог извлекает 3 звука. Ребенок отвечает: «Один раз вы ударили по барабану, 1 раз по металлофону, 1 раз палочкой, всего было три звука». Задание повторяется — педагог извлекает от 2 до 5 звуков.

        

«Угадай, какой по счету цветок»

Цель. закрепить навык порядкового счета.

Материал. Наборное полотно с 3 полосками, набор предметных картинок с изображением разных цветов (9 штук).

Содержание. На наборном полотне в ряд педагог ставит 7 различных цветков и говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Угадай, который по счету цветок я спрятала?» Посмотрите, сколько всего цветков? Как составлена группа из цветков? выслушав, ответь; детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цветы. Затем 1 цветок я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать цветы по порядку? Ребенок считает: Первый — голубой, второй - зеленый. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 цветок. Упражнение повторяется несколько раз.

«Найди на 1 меньше»

Цель. дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число.

Материал. Наборное полотно, синицы, дятлы (по 10 штук). Карточки с 2 свободными полосками, подносы с набором игрушек 2-3 видов (по 10 штук каждого вида на ребенка).

Содержание. В. обращается к детям: «На прошлом занятии вы учились получать новые, следующие по порядку числа. Как вы это делали? Давайте поупражняемся еще раз (повторяют). Мы с вами вспомнили, как получают следующее число, а сейчас узнаем, как получить число, которое стоит перед данным. Поровну у нас ромашек и васильков? если я 1 василек сниму, то, сколько их будет?). (Снимает картинку). Сколько теперь васильков? Как получилось 9 васильков? (Дети должны точно сказать, из какого числа предметов удалили 1 и сколько их получилось). Какое же число идет до 10? 9 больше или меньше 10? Что надо сделать, чтобы цветов стало поровну? и т д. Количество цветов в обеих группах доводится до 6. Далее В. выставляет в ряд на наборном полотне 10 картинок снегирей и предлагает кому-нибудь из детей их сосчитать. Затем объясняет задание: «Я буду убирать по 1 снегирю, а вы вместе со мной будете называть, сколько осталось„10 без 1 - 9, 9 без 1- 8, 8 без 1 - 7 и т. д. В заключение В. говорит: «Видите, дети, когда мы убирали 1 предмет, число уменьшалось на 1, получалось новое число, которое идет до него».

«Помоги сосчитать»

Цель. упражнять в прямом и обратном счете.

Содержание. В. говорит: «Вчера вечером я купила морковь. Помогите мне сосчитать, сколько морковок у меня оказалось. Я буду помещать морковки ей наборное полотно, а вы тихонько считайте, сколько их стал. (Помещает 10 морковок). Сколько у меня морковок? Теперь я буду убирать «морковки в корзинку, а вы хором называйте» число морковок, которое остается на наборном полотне. Десять без одной — говорит В. - Девять - отвечают дети. И т. д. Кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1? (Вызывает нескольких детей).

        

        

«Карточки-домики»

Цель. развивать представление о последовательности числе в пределах 10.

Содержание. В. размещает в  ряд 9 карточек с количеством кружков от 1 до 10 по порядку (причем вторую, четвертую, шестую, восьмую карточку ставит обратной стороной). Затем говорит: «Карточки — это домики, в которых живут числа. Каждое число живет в своем домике, но некоторые из них спрятались. Надо определить, какие это числа. Тот, кто правильно ответит, откроет карточку». Задает вопросы: «Сколько всего домиков? На каком по счету месте домики, в которых спрятались числа?». В конце занятия В. предлагает посчитать домики в прямом и обратном порядке.

        

«Угадайте, какое число пропущено?»

Цель. Закрепить знания и последовательности чисел.

Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.

«Каких фигур не достает»

Цель: упражнять детей в последовательной анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп.

Материал. Большие геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) и малые (круг, треугольник, квадрат (трех цветов).

Содержание.  Распределив между играющими таблички, В. объясняет задание: каждый игрок должен проанализировать фигуры первого ряда. Внимание обращается на то, что в рядах имеются большие белые фигуры, внутри которых расположены малые фигуры трех цветов. Сравнивая второй ряд с первым легко увидеть, что в нем недостает квадрата с красным кругом. Аналогично заполняется пустая клетка третьего ряда. В этом ряду не хватает большого треугольника с красным квадратом. Игру можно разнообразить, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(старший дошкольный возраст)

ИГРЫ НА РАЗЛИЧИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

«Найди такую же фигуру»

Цель. закреплять умение детей  различать круг, квадрат и треугольник, прямоугольник, овал.

Материал. набор геометрических фигур

Содержание. Перед детьми на столе геометрические фигуры – круг, квадрат и треугольник, овал, прямоугольник.

Педагог показывает желтый  круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем воспитатель просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнить, какую фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети 

        

«Квадраты»

Цель: уточнить представление о то, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны.

Материал. Доска, разлинованная в клетку, большой и маленький квадраты, 2 полоски бумаги, равные по длине большого и маленького квадратов.

Содержание. П. говорит: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф, 2 квадрата). Давайте, сравним квадраты, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? (Один большой, другой маленький). Чем похожи квадраты? (У каждого из них по 4 стороны, 4 угла, все стороны равны). Как доказать, что все стороны квадрата равны? (Дети меркой проверяют). После П. предлагает нарисовать квадрат: «Отступаю от верхней и от левого края страницы по 2 клетки, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет правая сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона, квадрата» и т. д. (Аналогично рисует несколько квадратов в строчку). Затем предлагает детям нарисовать квадраты, сторона которых равна 2 клеткам. Далее дети рисуют под маленькими квадратами большие, которая равна 4 клеткам. В конце занятия дети сравнивают квадраты.

        

        Только одно свойство.

Цель: Знакомство с геометрическими фигурами определяя их по первому признаку.

Игровой материал. Набор фигур: (четыре фигуры - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, четырех цве¬тов маленького размера и столько же фигур, но больших по размеру. Всего 16 маленьких фигур и 16 больших ).

У двоих играющих детей по полному набору фигур Первый играющий кладет на стол любую фигуру. Второй играю¬щий должен положить рядом фигуру, отличающуюся от нее только по одному признаку. Так, если первый положил на стол желтый большой треугольник, то второй кладет желтый большой квадрат или синий большой треугольник и т. д. Неправильным считается ход, если второй игрок положил фигуру, не отличающуюся от пер¬вой или отличающуюся от нее более чем на один признак. В этом случае фигуру у игрока забирают. Проигрывает тот, кто первый остался без фигур.

        

        

Почини одеяло

Цель.  Знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данны

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

        

«Знакомство с квадратом».

Педагог  рассказывает детям сказку, по ходу которой задает  вопросы и задания. Воспитатель выставляет фигуры, дети их называют.

выставляет фигу

       Жили-бы

И был у них домик. Вот такой:

Гуляли они как-то и увидели

Испугались Круг и Треугольник, спрятались за куст и думают: кто же это?»

-        На круг похож? (Нет.) Почему? (Есть углы.)

-        На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Четыре.) Круг сказал: «Пойдем, спросим, как его зовут». Вот они и познакомились:

Я - Круг. У меня нет углов. Я, как солнце, тарелка. Я могу катиться».

Я - Треугольник. У меня 3 угла и 3 стороны. Я похож на крышу».

А меня зовут Квадрат. На что я похож? (Дети придумывают ответы) Дом у нас будет вот какой!

Затем воспитатель просит детей взять фигуры, которые лежат у них на столе, и показать каждого из трех друзей – круг, треугольник и квадрат. В завершение выставляет на фланелиграфе рисунок.

Дети должны найти и подсчитать круги, квадраты, треугольники. Можно предложить детям в свободное время дорисовать рисунок с квадратом, чтобы получился какой - нибудь предмет.

        

«Путешествие».

Педагог спрашивает детей, любят ли они путешествовать.                                                                                                                                                                                                            

Геометрические фигуры тоже отправились в путеше¬ствие.

На фланелеграфе выставляются двухэтажные вагончики с геометрически¬ми фигурами:

- Сколько паровозов? Сколько вагончиков?

-        Какие фигуры едут на верхней полке, а какие - на нижней? (Обсуждаются сначала фигуры первого вагончика, а потом второго).

-        Прицепили третий вагончик. Разместите в нем вверху желтый треугольник, а внизу - красный квадрат.

-        Разместите в четвертом вагончике внизу синий круг, а вверху -

зеленый квадрат.

-        Разместите свои фигуры как хотите и расскажите, какая из нихвверху, а какая внизу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

«Геометрическое лото»

У каждого ребенка геометрические фигуры двух цветов двух размеров и двух форм например

Педагог рассказывает:

- Жили-были фигуры и вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами!» Как разделить фигу¬ры:

а) по цвету;

б) по размеру;

в) по форме?

Обычно деление по цвету не вызывает у детей затруднения. Более сложное задание - деление по размеру, и самое трудное - по форме. В случае необходимости, педагог помогает детям выполнить задание с помощью наводящих вопросов. Дети раздвигают фигуры на столах в разные сторон.

Далее педагог продолжает рассказ:

- Делились фигуры, делились - и поняли, что жить надо вместе и дружно.

        

        

«Геометрическое лото»

У детей на столах геометрические фигуры четырех цветов и одного размера. Педагог показывает в течение 5 секунд карточку с изображением двух геометрических фигур, из которых одна закрывает часть другой, например: Дети должны запомнить расположение фигур и выложить их по памяти у себя на столе. Затем кто-либо из детей проговаривает, как распо¬ложены фигуры:

- Зеленый квадрат лежит на желтом круге (или желтый круг лежит под зеленым квадратом).

Игра повторяется несколько раз.

 

 

       ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

 «Жуки».

Дети сидят за столами. У каждого - полоска бумаги с нарисован¬ными на ней цветами.

-        Что нарисовано на карточке? (Цветы.)

-        Сколько цветов? (Много.)

-        На полянку прилетели жуки. Поиграем с ними? (Педагог раздает жуков детям.)

-        Посадите на каждый цветок жука. Посмотрите, как это надо сде-лать. Покажите правую руку. Теперь левую. Положите левую руку на полоску с цветами и придерживайте ее. От левой руки начинайте раскладывать жуков правой рукой. На каждый цветок посадите жука. Не пропускайте цветочки. Чего больше - цветов или жуков? (Цветов столько же, сколько жуков.)

«Ближе, дальше»

        На фланелеграфе - изображения дома, двух машин - грузовой и легковой, и человека. Все поставлены в один ряд.

-        - Что ближе всего к дому?

-          - Что немного подальше?

-        - Что далеко от дома?

-        Дети закрывают глаза, педагог переставляет машины человека - Что изменилось?

        

        

        

        

        «Что изменилось?»

- Педагог ставит на стол домик и на разном расстоянии от него - лису и кота.

- Кто ближе к домику? Кто дальше?

- Затем дети закрывают глаза, воспитатель переставляет игруш-ки. Дети должны рассказать о том, что изменилось.

        

 

«Репка»

Дети сидят на ковре. Педагог читает сказку «Репка». По ходу действия выходят дети, изображающие деда, бабку, внучку, Жучку, кошку и мышку, встают друг за другом.

-        Кто впереди? Кто сзади?

-        Кто стоит за бабкой? Кто впереди кошки? Кто между бабкой и Жучкой? И т.д.

Театрализацию можно заменить использованием игрушек или картинок, вырезанных из картона, либо использовать лото «Репка».

«Найди свое место».

Воспитатель вызывает по 3 ребенка и предлагает задания с использованием терминов «впереди» - «сзади» - «между»:

- Постройтесь так, чтобы Оля была сзади Тани, но впереди Саши.

- Встаньте так, чтобы Катя была впереди Иры, а Ира – впереди Кати. Оля, встань между Сашей и Машей.        

        

«Найди игрушку».

Педагог показывает детям письмо «от Карлсона» и рассказывает:

- Ночью, когда в группе никого не было, прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Но Карлсон любит шутить, поэтому игрушки он спрятал, а в письме написал, как их можно найти.

Затем педагог вскрывает конверт и читает, как найти игрушки:

- Встать около двери спиной к ней, сделать вперед 3 шага, повернуться направо и пройти еще 5 шагов и т.д

ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ ВО ВРЕМЕНИ

«Расставь по порядку»

Дети садятся на ковер. Педагог помещает на фланелеграфе в беспорядке картинки:

- Два младенца, запеленутые в одеяла с голубым и розовым бантом

- два малыша – мальчик и девочка

- школьник и школьница

- юноша и девушка

- мама и папа

- бабушка и дедушка

Дети должны разложить картинки так, чтобы было понятно, что было раньше, а что потом. Выбор картинок объясняется.

                

Назови пропущенное слово

Взрослый бросает ребенку мяч и говорит:

- мы завтракаем утром, а обедаем……

- сегодня мы ходили в кино, а вчера…

- сейчас время года зима, а после зимы…

Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос.

        

«Что за чем»

Взрослый бросает ребенку мяч и говорит:

- утро, а за ним

Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч назад.

Варианты вопросов:

Что следует за ночью?

Что ты делаешь утром?

Что следует за днем?

Что ты делаешь в выходные? И тд.

        

        

        

        

ИГРЫ НА ВЕЛИЧИНУ

«Ремонт поезда».

Дети садятся за столы. У каждого по 3 пластины или 3 полоски разного цвета разной длины.

- Поезда сломались. Надо их починить. Вагончики привезли в мастерские и перепутали - они все оказались разной длины. Теперь надо собрать самые длинные вагоны - в одно место, вагоны покороче - в другое, и самые короткие - в третье.

Дети в своих «мастерских» располагают «вагоны» от самого длин¬но до самого короткого, сравнивая их по длине способом наложения. Затем относят в указанные места длинные, средние и короткие вагоны и наложением устанавливают, что теперь собраны вместе вагоны одинаковой длины.

«Ворота»

Дети сидят на ковре полукругом. Педагог предлагает построить ворота для машин. Сначала он вносит небольшую (легковую) и сам строит для нее ворота из брусков соответствующей высоты.

Затем приезжает грузовик. Он не проезжает в ворота. Как поступить? Детям предлагается самостоятельно подобрать подходящие бруски для ворот.

Затем приезжает подъемный кран. Дети выстраивают третьи ворота для подъемного крана. Желательно, чтобы ширина ворот не изменялась.

- Ворота все одинаковые? (нет, эти – самые низкие, эти – повыше, а эти самые высокие.)

«Прогулка на лыжах».

На фланелеграфе изображения четырех человек разного роста: папа самый высокий, мама - пониже, сын - еще ниже, дочка - самая низкая. «Стоят» кучкой. Педагог предлагает детям расставить их по росту на дорожку (длинную желтую полоску на фланелеграфе).

Семья собралась пойти на лыжах, но лыжи перепутались. Надо их сравнить по длине и раздать соответственно росту. Задача решается непосредственным наложением. После того как лыжи подобра¬ны, они выставляются на фланелеграфе вместе с людьми.

То же с лыжными палками - сравнить их по высоте.

С лыжами разобрались, можно отправляться. Забыли надеть шарфы - 4 полоски одинаковой длины, разной ширины. Дети срав¬нивают полоски по ширине и раздают всем членам семьи.

        

        

«Речки и мостики».

Дети сидят за столами. У каждого 4 полоски одинаковой длины, отличающиеся по ширине, голубого цвета - это речки. И 4 полоски одинаковой ширины, отличающиеся по длине и по цвету, - это мос¬тики.

-Какая речка самая широкая? (Дети находят непосредственным наложением самую широкую полоску, затем поуже, еще уже и са¬мую узкую. Полоски выкладывают по порядку.)

-Возьмите мостики и найдите самый длинный. Какой следую¬щий по длине? (Дети устанавливают, что красный мостик самый длинный, желтый - короче, зеленый - еще короче, а синий - самый короткий.)

-Перекиньте мостики через речки. Через какую речку перекинем самый длинный мостик? (Через самую широкую - выкладыва¬ют.) А следующий по длине? (Через речку поуже.) И т.д.

Полоски для этого задания должны быть специально подобраны.

«Домик зайца».

У детей на столах домик с прорезью и две двери: одна точно закрывает прорезь, другая немного уже, а третья - немного шире. Приплыли к домику зайца. Он прыгает около домика и вдруг видит волка. Серый трусишка бросается в дом - хочет спрятаться.

Помогите ему закрыть дверь. (дети подбирают нужную дверь.

- Молодцы! Помогли зайчишке! Какая дверь подошла – узкая или широкая?

        

«Цветные ленты».

У каждого ребенка по 6 пар полосок разной длины (две самые длин¬ные, две на 1 см короче ит.д.). Все полоски разного цвета.

Педагог рассказывает историю о том, что в магазине, где продаются ленты, произошла неприятность. Коробки с лентами упали с полки, и все ленты перепутались. А в магазин приходят девочки с косичками разной длины, и всем нужны разные ленточки.

Воспитатель показывает большую куклу. Она просит самую длинную, ленточку. Возникает необходимость сравнить ленты-полоски по длине. Как это сделать?

Детей надо подвести к мысли, что полоски надо приложить друг к другу, при этом один конец у них должен совпадать. Когда дети найдут самую длинную «ленту» (она у всех детей одного цвета), кукла спрашивает:

-А есть ли у вас лента такой же длины, но другого цвета?

Воспитатель предлагает разложить ленты по порядку, чтобы удобно было выбирать ленты нужной длины.Куклы также стоят по порядку ( по росту): - В магазин пришла самая маленькая кукла. Какие ленты надо ей дать? и т.д

«Вышки».

Дети сидят по двое. У каждого по 36 кубиков LЕGО (у соседей - разного цвета). Детям предлагается построить 8 вышек для прыжков в воду разной высоты. При этом кубики они должны использовать все.

Дети начинают работать самостоятельно. Если кто-то из детей затрудняется, ему можно задать вопрос:

-Как ты думаешь, сколько кубиков понадобится для самой низкой

вышки?

Детям, которые выполняют задание быстрее, можно предложить! дополнительное задание. Они закрывают глаза, а воспитатель в это время убирает одну из вышек, ряд сдвигается. Надо найти место вышки в ряду.

Затем вышки обоих детей перемешиваются, каждому дается по одной одинаковой вышке. Они должны поставить рядом с ней все вышки. которые ниже (один сосед) или выше (другой сосед).

                

«Лыжные гонки»

Дети садятся за стол. Каждому ребенку дается лист с нарисованными двумя парами лыж и полосочка-мерка, которая укладывается в лыжах 3-4 раза.

Зайцы проводят лыжные гонки. Детям предлагается помочь зайкам подобрать лыжи одинаковой длины и раскрасить их одинаковым цветом. При этом им предоставляется полная самостоятельность.

Через некоторое время, посмотрев, как к решению этого вопроса подходят дети, педагог, в случае необходимости, помогает выполнить задание наводящими вопросами:

-Покажите полосочку, которой мы будем «шагать» по лыжам. После каждого шага делайте отметку.

-«Прошагайте» полосочкой по первой лыже. Сколько получилось «шагов»?

-Измерьте полосочкой вторую лыжу. И т.д.

В завершение воспитатель спрашивает:

-Сколько раз мерочка уложилась в более коротких лыжах (3 раза.)

А в более длинных? (4 раза.)

        «Кто быстрее свернет ленту?»

Дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором лежат 2 раз-ноцветные ленты одинаковой ширины, но разной длины. Ленты прикреплены к круглым палочкам.

Педагог  предлагает детям поиграть в игру «Кто быстрее свер¬нет ленту?». Дети делятся на 2 команды. Из каждой команды вызы¬вается по одному человеку. Им даются ленты, которые они должны свернуть. Дети болеют за товарищей. Понятно, что выигрывает тот, у кого лента была короче.

Игра проводится во второй раз, но теперь детям предлагается самим выбрать ленту. Как правило, они выбирают короткую. В этот момент надо выяснить, почему они хотят взять именно эту ленту (короткая скручивается быстрее). Наложением устанавливается, что и в самом деле одна лента длиннее, а другая - короче. Можно пред¬ложить взять одинаковые ленты и поиграть еще раз. Ленты опять сравнить.

        

«Построй дорожку».

Дети садятся за столы. У каждого на столе маленькая игрушка, лист бумаги с 4 домиками - красным, синим, оранжевым и зеленым, и 2 коричневые полоски бумаги разной длины - одна темнее, а другая светлее. Длина светло-коричневой полоски равна расстоянию между красным и синим домиками, а длина темно-коричневой полоски - расстоя-нию между оранжевым и зеленым домиками. Воспитатель предлагает детям задания:

       - Какого цвета полоски? (Коричневые.)

-Чем они отличаются? (Одна темная, а другая светлая.) А еще чем? (Одна длиннее, а другая короче.)

-Какая из них длиннее - светлая или темная? (Дети накладывают полоски так, чтобы один конец их совпадал, и находят более длинную.)

-Положите длинную дорожку между красным и синим домика¬ми, а короткую - между оранжевым и зеленым. Где дорожка длиннее - вверху или внизу? (Вверху.)

-Поставьте машинку на верхнюю дорожку. Какого цвета домик справа от нее? (Синий.) А слева от нее? (Красный.)

То же задание повторяется для нижней дорожки. Детей следует побуждать к полным ответам.

        

«Где они живут?»

 Цель. Научить сравнивать числа по величине.

 Материал. Цифры.

 Правила игры. Нужно разместить числа по их «домикам». В домик А могут попасть только числа меньше 1(0); в домик Б – из оставшихся – числа меньше 3(1 и 2); в домик В – из оставшихся – числа меньше 5

(3 и 4);  в домик Г – числа больше 6 (7 и 8) и в домик Д – число, которое осталось без домика (6).

Можно предложить и другие варианты этой игры. Например, можно взять цифры из набора и перед домиком А вместо 1 поставить 3, а перед домиком В вместо 5 поставить 1 и т.д. Затем предложить детям рассказать, где теперь живут цифры.

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие - Дидактическая игра "Что лишнее?"

Учебно-методическое пособие.Дидактическая игра  "что лишнее?" на класссификацию понятий: цвет, форма, продукты, игрушки, из чего сделаны. используется в диагностике, закриплении знаний....

Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста

Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Дидактический фартук"

Дидактический фатук - очень интересная,лёгкая в изготовлении вещица....

методическая разработка дидактическая игра "Сказочные гостьи"

Дидактическая игра на различение теплых и холодных цветов...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка дидактической игры на тему: «Разработка и проведение дидактической игры с использованием развивающих материалов «Палочки Кюизенера» для детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Закрепление умений моделировать разных животных из палочек Кюизенера.Дидактическая задача: Продолжать учить моделировать разных животных из палочек Кюизенера по схемы.Игровая задача:...

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...