Статья на тему: «Обучение детей математике»
статья по математике (старшая группа)

Сергеева Елена Викторовна

Очевидно, что математическая деятельность – это явление общечеловеческой культуры, это одна из наиболее важных областей знаний современного человека. Повсеместное использование техники, в том числе и компьютера, требует от каждого человека определенного минимума математических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sergeeva_statya.docx16.45 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей математике

Очевидно, что математическая деятельность – это явление общечеловеческой культуры, это одна из наиболее важных областей знаний современного человека. Повсеместное использование техники, в том числе и компьютера, требует от каждого человека определенного минимума математических знаний. Существуют различные взгляды на объем и качество этого необходимого для социализации минимума. Вопрос создания оптимального курса математики для общеобразовательной школы является весьма дискуссионным, существует не менее 15 вариантов учебников по математике для начальных классов и все они рекомендованы Министерством образования к использованию в учебном процессе. А так как дошкольное математическое образование напрямую связано с процессом обучения математике в начальной школе, появляется небывалое количество альтернативных комплексных и парциальных программ, в том числе и в обучении математике.

Какие же цели необходимо ставить при формировании математических представлений у дошкольников, чтобы не нарушались принципы последовательности, доступности и преемственности?

Дискуссии о необходимости систематической предматематической  подготовки ребенка длилась почти столетие: от работ А.В.Грубе, И.В.Песталоцци, А.Дистервега, С.И. Шохор-Троцкого и других до работ Л.К.Шлегер, Е.И.Тихеевой, Н.Ф.Блехер, А.М.Леушиной. Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей происходит и без специального обучения, но эти представления формируются на житейском уровне и, как правило, применимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, его возможно осознанно применять в различных многообразных ситуациях, так как оно имеет обобщенный характер. Получить же такие знания ребенок самостоятельно не может, а может только при общении со специально подобранным материалом под непосредственным руководством педагога.

Исследователь А.В.Белошистая считает, что такая предматематическая подготовка важна не только с предметной, но и с психологической точки зрения. Именно в этот период ребенок постепенно адаптируется к новому видению мира и приучается к специфике коллективной оценки окружающей его действительности. Необходимо отметить, что с точки зрения психологии восприятия характеристика «количество» является опосредованной, ее осознание и вычленение происходит тогда, когда ребенок начинает понимать отдельные детали целого объекта или отдельные элементы множества как целой группы. А для успешного восприятия количественных и пространственных характеристик у ребенка в достаточной  мере должно сформироваться умение проводить анализ, необходимый для выделения нужной характеристики рассматриваемого объекта или явления, а также умение абстрагироваться от других, не существенных для данного процесса признаков. Например, при решении арифметической задачи важны только количественные характеристики объектов и тип связи между ними, характер же объектов является несущественным признаком. При непонимании этого, неумении абстрагироваться от несущественных признаков ребенок подходит к каждой задаче как к самостоятельной проблеме.

Как доказано многими психологами, анализ не является самостоятельной и тем более быстро идущей, не требующей коррекции операцией. Анализ формируется в неразрывной связи с предшествующей операцией синтеза. При этом нахождение сходства и различия форм и количественных характеристик объектов или групп объектов требует от ребенка умения не только абстрагироваться от несущественных признаков, но и сравнивать и обобщать выделенные признаки, проводить аналогии с известными и освоенными понятиями и действиями.

По мнению А.В.Белошистой, важнейшим итогом предматематической подготовки ребенка является не только и не столько накопление определенного запаса предметных знаний и умений, сколько умственное развитие ребенка, формирование у него необходимых специфических познавательных и умственных умений, которые являются базовыми для дальнейшего успешного усвоения математического содержания.

Возможно ли достижение поставленных целей при традиционном математическом образовании в ДОУ, какие возможности существуют для этого в настоящее время?

Если рассмотреть предматематическую подготовку ребенка в ДОУ в нашей стране в 60-90-ые годы, то она велась широкой сетью дошкольных учреждений по специально разработанной и официально утвержденной единой программе дошкольного образования – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцицией М.А.Васильевой. Согласно этой программе основной целью математического  образования дошкольников являлось «формирование элементарных математических представлений и подготовка к школе». Разработчиком единственной тогда методики работы по этой программе являлась Л.С.Метлина. Она была ученицей А.М.Леушиной, предложившей в своей монографической работе «Обучение счету в детском саду» систему работы по формированию математических представлений. Основные положения заключались в следующем: программа должна носить комплексный характер (формирование представлений и о числе, и о пространстве, форме, времени, и о величине, а также развитие умения выявлять функциональные зависимости); необходимость сенсорной основы счетной деятельности; обучение счету базируется на сравнении двух множеств (дочисловой период); занятия – ведущая форма обучения, повседневная жизнь – источник математического опыта.

Л.С.Метлина продолжила и развила эту идею, разработав систему занятий по математике с детьми дошкольного возраста. Ее книга «Занятия по математике в детском саду» выдержала с 1977 г. несколько изданий и долгие годы была единственным пособием для воспитателя. Эту систему обучения можно назвать «традиционной». У нее много положительных моментов, но если рассмотреть дидактические средства того времени, то можно отметить их узкую направленность, каждое пособие предназначено для решения частных задач. Для реализации программы требуется большое количество дидактических средств, но каждое из них используется ограниченное количество раз и исчерпывает себя. Например, карточки на освоение счета, таблицы на освоение состава числа из единиц, вкладыши - на освоение приёма приложения и наложения, мелкий раздаточный материл и другие.

Традиционная методика формирования элементарных математических представлений у детей имела целью подготовку дошкольника к школьному обучению: «Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с 6-ти лет внимание к этой работе должно быть усилено. Она начинается со II-ой младшей группы. Воспитатель заботится и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме «Обучение детей музыкальной грамоте»

Музыкальные занятия объединяют такие виды музыкальной деятельности, как пение, слушание музыки, развитие музыкального слуха, музыкально-ритмические  движения, игра на детских музыкальных инструме...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

Статья на тему "Обучение детей наблюдательности на улице"

Статья посвящена способам обучения детей безопасному поведению на дороге....

Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"

В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...

Статья на тему "Обучение связной речи детей дошкольного возраста"

В своей работе воспитатели, ежедневно общаясь с детьми, знают насколько развита речь того или иного ребенка, каковы его речевые навыки, замечают, что в речи ребенка появляются новые слова, даже целые ...

Статья на тему: Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...